г. Санкт-Петербург |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А21-4011/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23637/2021) общества с ограниченной ответственностью "Ветеринарная практика" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2021 по делу N А21-4011/2021, принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Ветеринарная практика"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ветеринарная практика" (далее - ООО "Ветеринарная практика", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных прав нарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 28.06.2021 суд первой инстанции привлек Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 28.06.2021 отменить, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, в отношении тех препаратов, по которым выявлены замечания, Общество не осуществляло фармацевтической деятельности, а использовало их при лечении животных. Выявленные замечания не являются нарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, так как ООО "Ветеринарная практика" не нарушало требования лицензии, поскольку лечение животных не подлежит лицензированию. Также податель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае имеются основания для назначения административного наказания в виде предупреждения, либо применения положений статей 2.9 КоАП РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа Управления Россельхознадзора по Калининградской области от 20.02.2021 N 125 проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с целью контроля за соблюдением требований законодательства в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), в соответствии с планом проведения плановых проверок Управления на 2021 год.
29 марта 2021 г. с 14 часов 25 мин. до 16 часов 25 мин., 06 апреля 2021 г. с 15 часов 00 мин. до 17 часов 00 мин., 09 апреля 2021 г. с 12 часов 00 мин. до 14 часов 00 мин. при проведении плановой выездной проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований законодательства:
По адресу: 236006 г. Калининград, Московский проспект, д. 12 (литер V из литера А) часть помещения N 15:
- в нарушение пункта 17 Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, утверждённых приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.07.2020 N 426 (далее - Правила N 426), в журнале регистрации параметров воздуха на бумажном носителе показания приборов для измерения температуры и влажности воздуха помещения регистрируются один раз в день;
- в нарушение пункта 4 Правил N 426 на стыке пола и стены имеются участки с отбитой плиткой, на стене имеется отверстие с вырванными проводами, что делает невозможным проведение влажной уборки указанных мест.
По адресу: 236004, г. Калининград, ул. Аллея Смелых, д. 2, помещение N 30, помещение N 31:
- в нарушение пункта 9, пункта 12 Правил N 426 в помещении N 31 на деревянных полках, используемых для хранения лекарственных препаратов, отсутствует маркировка и стеллажные карты;
- в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пункта 24 Правил N 426 в ходе проведения проверки на полке находились вскрытые лекарственные препараты для ветеринарного применения с нарушением условий хранения, указанных на упаковке и в инструкции по применению, а именно:
- Кантарен, производитель ООО "АЛЕКСАНН", номер регистрационного удостоверения 32-3-12.12-2674N ПВР-3-8.6/01866. Серия 010420, годен до 04.2023. Условия хранения, указанные на упаковке, в закрытой упаковке производителя, отдельно от продуктов питания и кормов, в сухом, защищенном от прямых солнечных лучей месте при температуре от 0 до 30 °С. Согласно инструкции по применению Кантарена
, срок годности после вскрытия флакона составляет 21 день. Данный препарат находился на открытой полке в прозрачном флаконе, вскрытый, дата вскрытия на флаконе не указана.
- Фоспренил, производитель ООО "ГАМАВЕТФАРМ", номер регистрационного удостоверения 77-3-5.14-2060N ПВР-3-1.9/00010. Серия 94010120, годен до 01.2022. Условия хранения: в упаковке производителя в сухом, защищенном от прямых солнечных лучей месте, при температуре от 4° С до 25° С. Так же на упаковке указано, что после вскрытия флакона препарат хранению не подлежит. Согласно инструкции по применению, лекарственный препарат, не использованный после вскрытия, утилизируют в соответствии с требованиями законодательства. Данный препарат находился на открытой полке в прозрачном флаконе, вскрытый, дата вскрытия не указана.
- Максидин 0,4 производитель ООО "ГАМАВЕТФАРМ", Номер регистрационного удостоверения 77-3-7.12-0693N ПВР-3-3.5/01607. Серия 55010620, годен до 06.22. Условия хранения: в закрытой упаковке производителя, отдельно от продуктов питания и кормов, в сухом, защищенном от прямых солнечных лучей месте при температуре от 4°С до 25°С. Согласно инструкции по применению, после вскрытия флакон хранению не подлежит. Данный препарат находился на открытой полке в прозрачном флаконе, вскрытый.
По адресу: 236004, г. Калининград, ул. Аллея Смелых, д. 2, помещение N 30, помещение N 31. 236006 г. Калининград, Московский проспект, д. 12 (литер V из литера А) часть помещения N 15:
- в нарушение пункта 13 Правил N 426 комиссии не представлен журнал учета лекарственных средств, срок годности которых составляет менее одной трети от всего срока годности. В организации издан приказ от 11.01.2021 N 7, согласно которому учет лекарственных препаратов, срок годности которых составляет менее одной трети от всего срока годности, должен осуществляться на бумажном носителе (в тетради).
Во время проведения проверки выявлены в наличии лекарственные препараты, срок годности которых составляет менее одной трети от всего срока годности, а именно:
- Празицид-Комплекс, производитель ООО "Апиценна", Россия, номер регистрационного удостоверения РК-ВП-4-3832-19, годен до 05.2021.
- АпКард, производитель "VETOQUINOL S.A.", Magny-Vernois, 70200 Lure, Франция, Номер регистрационного удостоверения 250-3-13.17-3918N ПВИ-3- 13.17/05114, годен до 08.05.2021.
- Анотен, производитель ООО "НПФ "МАТЕРИА МЕДИКА ХОЛДИНГ", 127473, Российская Федерация, г. Москва, 3-й Самотёчный пер., д. 9, годен до 04.2021.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества 09.04.2021 составлен протокол N 03/44/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно Примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (пункт 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение), осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Согласно подпункта "з" пункта 5 Положения, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, одним из которых является соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Хранение, розничная торговля и отпуск лекарственных средств для ветеринарного применения входят в Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность (пункты 2, 6 и 7 раздела II Приложения к Положению).
Административным органом выявлены нарушение ООО "Ветеринарная практика" требований пунктов 4, 9, 12, 13, 17, 24 Правил N 426; подпункта 2 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Судом первой инстанции установлено, что на момент проверки Общество являлось организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на основании лицензии от 10.05.2016 N 39-16-3-000082 (серия РСН 004347).
Факт нарушения Обществом лицензионных требований правомерно установлен судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки от 09.04.2021 с приложением фототаблицы, протоколом об административном правонарушении от 09.04.2021 N 03/44/2021.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности и наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что в отношении тех препаратов, по которым выявлены замечания, Общество не осуществляло фармацевтической деятельности, а использовало их при лечении животных, что не является нарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, отклоняется апелляционным судом, так как согласно подпункту "з" пункта 5 Положения, а также пункту 2 раздела II Приложения к нему, хранение лекарственных средств для ветеринарного применения входит в Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность. Лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, одним из которых является соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения. Невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, признается грубым нарушением лицензионных требований.
Таким образом, нарушение лицензиатом правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения (в том числе для лечения животных) также составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая требуется, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд не установил нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности; на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ не истек.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая охраняемые общественные отношения, на которые посягает совершенное Обществом правонарушение, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для назначения наказания в виде предупреждения, поскольку установленные административным органом нарушения Обществом лицензионных требований создали угрозу причинения вреда объектам животного мира, что исключает замену административного штрафа на предупреждение, поскольку совокупность условий, необходимых для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, в рассматриваемом случае отсутствует.
Санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от 100000 руб. до 200000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В рассматриваемом случае, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины лица, привлекаемого к ответственности, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, и установив, что штраф в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи в размере 100000 рублей является чрезмерным, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначить Обществу административный штраф в размере 50000 руб. (1/2 минимального размера санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 28.06.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28 июня 2021 года по делу N А21-4011/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ветеринарная практика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4011/2021
Истец: Управление Россельхознадзора по Калининградской области
Ответчик: ООО "Ветеринарная клиника"
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КО