г. Вологда |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А52-4941/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Волчковя Даниила Игоревича Паленова Е.С. по доверенности от 17.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 26 мая 2021 года по делу N А52-4941/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Волчков Даниил Игоревич (ОГРНИП 309774618300661, ИНН 774309020934; адрес: 125130, Москва) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), к Псковской таможне (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Воровского, дом 20; далее - таможня) о признании незаконным действия таможенного органа, выразившегося в проставлении отметки об отказе в выпуске товара по декларации на товар (далее - ДТ) от 25.08.2020 N 10209133/250820/0001665, о признании незаконным решения от 04.09.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска товара по ДТ от 25.08.2020 N 10209133/250820/0001665, об обязании ответчика возвратить излишне уплаченный таможенный сбор в размере 20 000 руб. на основании части 3 статьи 45 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 26 мая 2021 года по делу N А52-4941/2020 заявленные требования удовлетворены. Решение таможни от 04.09.2020 признано незаконным как не соответствующее нормам Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) действие таможни, выразившееся в отказе выпуска товара ДТ N 10209133/250820/0001665, признано незаконным как не соответствующее нормам ТК ЕАЭС. На таможню возложена обязанность в установленном порядке возвратить предпринимателю уплаченные таможенные сборы в размере 20 000 руб. Кроме того, с таможни в пользу предпринимателя взыскано 600 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; предпринимателю из средств федерального бюджета возвращено 5 400 руб. государственной пошлины.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Предприниматель отзыва не представил, его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таможня надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав пояснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.08.2020 в 10 час 28 мин на Себежский таможенный пост (далее - т/п) с целью помещения товара: "одежда и обувь категории секонд-хэнд, б/у", код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) 6309 000 00 0, страна происхождения - Евросоюз, вес брутто - 18 820 кг, 525 полимерных мешков, под таможенную процедуру выпуска "для внутреннего потребления" предпринимателем подана и автоматически зарегистрирована Себежским т/п ДТ N 10209133/250820/0001665.
Поставка осуществлялась от отправителя товара - GEO-TEX TEXTILVERWERTUNG GMBH & СО KG на основании контракта внешнеэкономической деятельности от 13.07.2020 N 0720-GEO по следующим товаросопроводительным документам: инвойс от 19.08.2020 N 4222/20, CMR от 19.08.2020 N BC0172463.
В ходе совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля в рамках системы управления рисками (СУР) 26.08.2020 Себежским т/п выявлен целевой правоохранительный профиль, мерами по минимизации которого являлся таможенный досмотр товаров в присутствии должностных лиц отдела административных расследований (ОРО).
Себежским т/п 26.08.2020 принято решение о проведении таможенного досмотра, выдано поручение на его проведение (поручение на досмотр N 10209133/260820/000192). Объем досмотра - 100 %, степень досмотра - полное взвешивание, пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием грузовых мест, пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно в присутствии должностных лиц ОРО.
Себежским т/п 26.08.2019 в соответствии с пунктом 4 статьи 119 ТК ЕАЭС срок выпуска товаров продлен до 06.09.2020 (включительно) на время, необходимое для проведения начатого таможенного контроля в форме таможенного досмотра, на срок, установленный пунктом 6 статьи 119 ТК ЕАЭС (10 рабочих дней), до 06.09.2020 включительно.
Предприниматель на основании пункта 9 статьи 119 ТК ЕАЭС уведомлен в электронном виде о продлении срока выпуска товаров по ДТ N 10209133/250820/0001665.
Срок продления рассчитан исходя из графика работы ОТО и ТК N 2 Себежского т/п (понедельник - пятница, воскресенье с 09 час 00 мин до 18 час 00 мин, суббота - нерабочий день).
Таможенный досмотр завершен 03.09.2020 в 18 час 00 мин, время окончания составления акта таможенного досмотра - 04.09.2020 в 11 час 55 мин.
По результатам таможенного досмотра 04.09.2020 в 12 час 24 мин на основании пункта 2 статьи 112 ТК ЕАЭС предпринимателю направлено решение (требование) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска товара, декларанту предписано внести в графы 31-47 ДТ по каждому товару: его наименование, цвет, состав материала, торговую марку, страну происхождения, вес нетто. При этом таможенный орган изложил по каждому товару сведения, которые необходимо внести в ДТ. Срок предоставления корректировки декларации на товары до 16 час 30 мин 04.09.2020.
В связи с невыполнением требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в ДТ, 04.09.2020 в 16 час. 45 мин. Себежским т/п отказано в выпуске товара на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.
Не согласившись с законностью действий таможенного органа от 25.08.2020, решения (требования) от 04.09.2020 о внесении изменений в ДТ, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлен перечень основных сведений о товаре, подлежащих указанию в декларации на товары, а именно: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с ТН ВЭД; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства - члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В пункте 1 статьи 108 ТК ЕАЭС указано, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в частности: документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы о происхождении товаров; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
Как следует из пункта 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, в случае если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 настоящего Кодекса при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 настоящего Кодекса.
Форма требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, до выпуска товаров определяется Комиссией.
Форма требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, утверждена в приложении N 2 к Порядку внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
В силу пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом:
1) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров;
2) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются:
1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом;
2) уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом;
3) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;
4) соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.
Таможенные операции, связанные с выпуском товаров, совершаются таможенным органом в сроки, предусмотренные статьей 119 настоящего Кодекса, или сроки, установленные Комиссией и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 10 указанной статьи, в порядке, определяемом Комиссией, а в части, не урегулированной Комиссией, - в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 3 статьи 118 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 1 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 119 упомянутого Кодекса выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если в течение времени, указанного в пункте 1 настоящей статьи, декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров по следующим основаниям:
1) невыполнение условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 120 - 123 настоящего Кодекса, а также в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и припасов;
2) невыполнение требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 настоящего Кодекса.
Как установил суд первой инстанции, между заявителем (покупатель) и фирмой GEO-TEX TEXTILVERWERTUNG GMBH & СО KG (продавец) заключен контракт от 13.07.2020 N 0720-GEO, согласно пункту 1.1 контракта продавец продает, а покупатель покупает одежду и обувь "секонд хэнд" согласно инвойсам и спецификациям к настоящему контракту, оформляемым в письменном виде. Происхождение товара: Европейское сообщество, Великобритания, Швейцария, США. Условия поставки: определяются конкретным инвойсом согласно ИНКОТЕРМС 2000.
Цена груза устанавливается от 2 до 5 Евро за кг указывается в соответствующем инвойсе, оформляемом на каждую поставку (пункты 2.1 - 2.3 контракта).
Согласно спецификации, инвойсу от 19.08.2020 N 4222/20, CMR от 19.08.2020 N BC0172463 и как указано акте таможенного досмотра, поставляется "Несортированная одежда и обувь, категории "секонд хенд", бывшего употребления, со следами износа, пригодные для дальнейшего использования, собрано и отгружено из Европейского Союза, упаковано в полипропиленовые мешки, вес нетто 18 665 кг, по цене 3,66 евро/кг, на общую сумму 68 313,90 евро".
Указанные сведения указаны заявителем в ДТ N 10209133/250820/0001665 с целью помещения товара под таможенную процедуру "для внутреннего потребления", с указанием кода товара 6309000000 ТН ВЭД ЕАЭС, исчислением таможенной стоимости товара и таможенных платежей.
На наличие противоречий сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах и спорной ДТ, нарушений требований статьей 38-40 ТК ЕАЭС в части определения таможенной стоимости, ТН ВЭД ЕАЭС в части заявленного кода товара, таможня не ссылается. Факт уплаты таможенных платежей в установленном размере не оспаривает. Также представителем ответчика в суде первой инстанции подтверждено, что спорный товар не подпадает под запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка.
В связи с этим суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что декларантом условия для выпуска товара, помещенного под таможенную процедуру "для внутреннего потребления", закрепленные в пункте 1 статьи 135 ТК ЕАЭС, соблюдены.
Законные основания для отказа в выпуске товара у таможенного органа отсутствовали.
Приведенные таможней доводы об обратном являлись предметом исследования суда и правомерно отклонены.
Ссылку ответчика на законность и правомерность выставления декларанту требования (решения) от 04.09.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ, и, как следствие, его неисполнение, правомерность отказа в выпуске товара, суд первой инстанции не принял как несостоятельную.
В результате таможенного досмотра товара, обоснованность и правомерность которого заявителем не оспаривается, таможенным органом установлено, что перевозится товар - одежда навалом в полипропиленовых мешках, обработанная антисептическими средствами, различных наименований, размеров, моделей и цветов, бывшая в употреблении со следами значительного износа, пригодная для дальнейшего использования, на мешках нанесена маркировка ручным способом, что подтверждается актом таможенного досмотра N 1029133/040920/000192.
В акте таможенного досмотра перечислены наименования каждой единицы из осмотренного товара с указанием вида одежды (накидка, водолазка, свитер, пиджак, жакет, блузка, брюки, пальто, платья и т.п.), состава ткани, цвета, веса нетто единицы товара, торговой марки, страны изготовителя - Индия, Китай, Бангладеш, Италия, Германия, Пакистан и др., по наибольшей части товаров страна изготовления не была установлена. В акте также отражено, что вес брутто составил 18 781 кг, по документам - 18 820 кг, вес нетто товара - 18 646 кг, по документам - 18 665 кг.
Указанные факты послужили основанием для вывода о нарушении предпринимателем требований Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Порядок N 257), в части заполнения граф 31-47 ДТ.
Декларанту предписывалось каждую описанную в акте таможенного досмотра единицу товара куртка, джемпер, брюки, шорты, рубашка, толстовка и т. д. заявить в графах 31 -47 ДТ как самостоятельный товар, с указанием в ДТ сведений о нем наименования единицы товара, цвета, состава, торговой марки, веса нетто, страны происхождения (где на товаре было установлено - указать конкретную страну изготовления, а на товаре, где такие сведения отсутствовали - предложено указать, что страна происхождения - не установлено).
Однако из оспариваемого решения (требования) от 04.09.2020 не следует, что заявителем нарушены требования вышеуказанного акта в сфере таможенного регулирования.
Суд также правильно отметил, что в силу пункта 2 Порядка N 257 в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящим Порядком, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру. В одной ДТ могут быть заявлены сведения о не более чем 999 товарах (пункт 3 Порядка N 257).
Для целей этого Порядка как одна товарная партия рассматриваются: при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно - таможенная территория, Союз) - товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также, если такие товары в пределах сроков, предусмотренных статьей 110 Кодекса, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со статьей 120 Кодекса.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Порядка N 257 на основном листе ДТ указываются сведения об одном товаре. При этом как один товар декларируются товары одного наименования (фирменного, коммерческого или иного традиционного наименования), которые содержатся в одной товарной партии, отнесены к одному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, которые происходят из одной страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) либо происхождение которых неизвестно, к которым применяются одинаковые меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка.
Из пункта 29 этого Порядка следует, что в графе 31 указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Как отмечалось ранее, спорный товар представляет собой одежду, бывшую в употреблении, различных наименований, моделей, цветов, материалов и имеющий традиционное название "секонд-хэнд" (вторые руки), поставляемый навалом (в мешках), что подтверждено актом досмотра. Товар покупается по цене - евро/кг, то есть цена не зависит от вида товара, наименования каждой единицы товара, состава ткани, производителя и поставлялся как одна товарная партия в соответствии с товаросопроводительными документами и контрактом.
Весь товар, даже с учетом предлагаемых ответчиком изменений (дополнений), отраженных в оспариваемом решении от 04.09.2020, отнесен к одному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, собран и ввезен из Евросоюза. Выявленные таможенным органом по этикеткам и ярлыкам на одежде сведения о стране изготовителе, где товары изначального были произведены, не изменяют того обстоятельства, что как товар, бывший в употреблении, собран и отгружен именно из Евросоюза. Сведения о стране изготовителе - стране происхождения, которые стали известны ответчику по результатам таможенного досмотра, не влекут за собой изменения кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, не приводят к изменению ставки ввозной таможенной пошлины и общего размера уплаченных таможенных платежей по ДТ, не влияют на соблюдение установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, мер по защите внутреннего рынка.
Доказательств обратного таможней судам первой и апелляционной инстанции также не представлено, нормативного обоснования необходимости разделения декларантом ввезенной одной товарной партии на самостоятельный товар каждого наименования отдельной единицы товара различных наименований не приведено.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для целей, прямо закрепленных в статьях 105, 106 ТК ЕАЭС.
Следовательно, суд пришел к верному выводу о том, что декларантом в спорной ДТ правомерно заявлен один товар с наименованием - "одежда и обувь категории "секонд-хэнд", бывшая в употреблении, со следами износа, пригодная для дальнейшего использования", страны происхождения - Евросоюз.
Более того, суд учел, что выставленное требование (решение) о внесении изменений (дополнений) в сведения ДТ являлось неисполнимым в отношении заполнения граф ДТ: N 42 "Цена товара", N 44 "Дополнительная информация/Представленные документы", N 45 "Таможенная стоимость", N 46 "Статистическая стоимость", N 47 "Исчисление платежей", с учетом условий контракта по цене товара - евро/кг.
Довод таможни о выявлении в ходе досмотра товара без признаков значительного износа в количестве 3 штук суд первой инстанции обоснованно не принял, поскольку изъятие данного товара в установленном порядке не производилось, производство по административному делу не возбуждалось до окончания срока выпуска товара по спорной ДТ. Решения о классификации данного товара по иному коду товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, влекущего уплату таможенных платежей в большем размере, чем исчислил и уплатил заявитель, ответчиком не принимались.
Довод ответчика о том, что декларанту необходимо было по стране происхождения разделить товар на позиции: "страна - ЕС", "страна - не установлено", и "страны - иные", суд первой инстанции обоснованно не принял, поскольку такие требования оспариваемое решение не содержит, при этом ответчиком не обосновано, для каких таможенных целей необходимо такое разделение сведений по стране происхождения.
Суд не принял ссылку таможни на право декларанта для заявления правильных сведений о стране происхождения осматривать товар до подачи таможенной декларации как несостоятельную. Права, предусмотренные статьей 84 ТК ЕАЭС, должны осуществляться декларантом разумно и в целях исполнения обязанностей, установленных пунктом 2 названной статьи. Принимая во внимание категорию ввозимого товара - одежда "секонд-хэнд", условия сделки, отсутствие запретов и ограничений, мер по защите внутреннего рынка, по ввозу товара из стран, в котором они были изначально произведены, фактически установленных в ходе таможенного досмотра, отсутствие претензий таможенного органа к заявителю по таможенной стоимости товара и размеру уплаченных таможенных платежей, объем товарной партии (вес брутто по ДТ 18 820 кг), суд признал, что осматривать каждую единицу товара для кодификации его по стране происхождения (изготовителю) только с целью указания в ДТ сведений о стране происхождения/изготовления исходя из фактических сведений по ярлыкам и этикеткам, без учета специфики поставляемого товара являлось не разумным и привело бы к неоправданному затягиванию срока выпуска товара, дополнительным расходам, связанным с хранением товара на СВХ.
Как обоснованно посчитал суд первой инстанции, несостоятельна ссылка таможенного органа на установленные по результатам таможенного досмотра расхождения в весе нетто товара в меньшую сторону, чем заявлено декларантом в спорной ДТ. Указание декларантом в ДТ веса брутто и нетто больше фактического веса (по весу нетто расхождение на 19 кг) не нарушает публичные интересы.
Доводов, свидетельствующих о несогласии с таким выводом суда, апелляционная жалоба таможни не содержит.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что решение (требование) таможни от 04.09.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10209133/250820/0001665, не соответствует положениям пункта 4 статьи 105, пункта 4 части 1 статьи 106, пункта 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выявленные по результатам таможенного досмотра расхождения сведений, заявленных в ДТ, по весу товара и по стране происхождения товаров не влияли на величину таможенных платежей и на соблюдение установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, с чем коллегия судей согласилась, суд верно посчитал, что у таможни не имелось законных оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, для направления декларанту требования (решения) о внесении изменений в сведения, заявленные в графах 31-47 ДТ по 2303 товарам, соответственно, выявленные расхождения сведений не могли повлиять и на решение таможенного органа о выпуске товаров.
При этом суд учел, что на основании поданной ДТ N 10228010/241220/0135892 в отношении части спорного товара весом брутто 18 530 кг (по которой у таможенного органа после проведения таможенного досмотра в период нахождения товара на складе временного хранения не возникло претензий), содержащие в ней сведения, аналогичные сведениям, спорной ДТ, выпуск товара по таможенной процедуре "для внутреннего потребления" 30.12.2020 разрешен.
Таким образом, действия таможенного органа по отказу выпуска товара путем проставления соответствующих записей в графах "С", "D" ДТ N 10209133/250820/00011665 суд признал незаконными, не соответствующими положениям статьи 119, пункту 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.
Примененный судом первой инстанции способ восстановления нарушенного права в виде возложения на таможню обязанность возвратить предпринимателю таможенные сборы в сумме 20 000 руб., уплаченные им 04.09.2020 в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 46, статьей 47 ТК ЕАЭС при подаче спорной декларации за совершение таможенным органом операций, связанных с выпуском товаров, соответствует приведенным выше положениям ТК ЕАЭС, а также части 3 статьи 45 Закона N 289-ФЗ, разъяснениям, изложенным в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза".
Приведенные таможней в жалобе доводы являлись предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26 мая 2021 года по делу N А52-4941/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4941/2020
Истец: ИП Волчков Даниил Игоревич
Ответчик: Псковская таможня
Третье лицо: Шашков Валерий Юрьевич