г. Москва |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А40-15841/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.В.Бекетовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИФНС России N 5 по г.Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2021 по делу N А40-15841/21
по заявлению АО "Бизнес-Центр Замоскворечье"
к ИФНС России N 5 по г.Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Шавырин Н.А. по дов. от 25.09.2020; |
от ответчика: |
Привалов К.Ю. по дов. от 07.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Бизнес-Центр Замоскворечье" (заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения от 17.09.2020 N14/16 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на имущество организаций в размере 1399866 руб., установлении штрафа в размере 279973 руб. и пени в размере 145317,75 руб. и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Бизнес-Центр Замоскворечье".
Решением суда от 01.06.2021 решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве от 17.09.2020 N 14/16 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на имущество организаций за 2016 год в сумме 1399866 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 279973 руб. и начисления пени в размере 145317,75 руб., принятое в отношении АО "Бизнес-Центр Замоскворечье", признано недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановлению Правительства Москвы от 29.11.2016 N790-ПП. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Акционерного общества "Бизнес- Центр Замоскворечье" в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
ИФНС России N 5 по г. Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по налогу на имущество организаций за 2016 год.
По результатам проведенной проверки был составлен акт выездной налоговой проверки от 05.08.2020 N 14/17 и принято оспариваемое решение от 17.09.2020 N14/16 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 279973 руб., ему начислен налог на имущество организаций за 2016 год в сумме 1399866 руб. и пени в размере 145318 руб.
Общество, не согласившись с данным решением, обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, решением которого от 23.11.2020 N 21-10/180599@ она была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к его обращению в суд с требованиями по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований Общество ссылалось на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А40-62362/18-107-1932, которым суд согласился с определением его налоговых обязанностей по уплате налога на имущество организаций за 2016 год по итогам камеральной налоговой проверки исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в сумме 3068040661,32 руб. и доли в нем 665458019 руб. согласно решения Инспекции от 30.01.2018 N 49139 (с учетом исправленной ошибки), считал, что доначисление ему налога исходя из кадастровой стоимости, установленной для целей применения к отношениям, возникающим с 01.01.2017, т.е. в последующем налоговом периоде, является необоснованным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно материалам дела, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером 77:01:0002018:1014 (доля в праве 2169/10 000), расположенное по адресу: г. Москва, Большой Овчиниковский пер., д. 16, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно постановления Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации Общества по налогу на имущество за 2016 год, в которой им к уплате по объекту с кадастровым номером 77:01:0002018:1014 исходя из кадастровой стоимости 126 353 489 руб. исчислен налог в сумме 1 642 595 руб., Инспекцией принято решение от 30.01.2018 N 49139, которым налоговые обязанности Общества по уплате налога на имущество за 2016 год по указанному объекту определены в сумме 8 650 954 руб. (1 642 595 руб. исчислено самим Обществом + 7 008 359 руб. доначислено указанным решением Инспекции).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2018 по делу N А40-62362/18-107-1932, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании решения Инспекции от 30.01.2018 N 49139 недействительным.
Решением Инспекции от 30.12.2019 N 14/43 назначено проведение выездной налоговой проверки Общества по налогу на имущество за 2016 год, установлено, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю объекта недвижимости, установленная по состоянию на 01.01.2016 постановлением Правительства Москвы от 29.11.2017 N 790-ПП, для применения к отношениям, возникающим с 01.01.2017, в размере 6 699 327 170,78 руб. оспорена в Московском городском суде.
Решением Московского городского суда от 10.10.2017 по делу N 3а-984/2017 кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества установлена в размере 3 564 500 000 руб.
Так как кадастровая стоимость 3 564 500 000 руб. установлена по состоянию на 01.01.2016, на начало проверяемого периода, Инспекция применила ее для расчета налоговых обязанностей Общества за 2016 год - 3 564 500 000 руб. Х 2169/10 000 Х 1,3%, в связи с чем размер составил 10 050 820 руб.
Так как ранее по результатам камеральной налоговой проверки размер подлежащего уплате налога определен в сумме 8 650 954 руб., то Обществу доначислен налог на сумму 1 399 866 руб. (10 050 820 руб. - 8 650 954 руб.).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции верно установил следующее.
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, действовавшей на момент проведения выездной налоговой проверки и принятия оспариваемого решения).
В проверяемом периоде действовала редакция п. 2 ст. 375 НК РФ, в соответствии с которой, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Примененная Инспекцией для расчета налога на имущество за 2016 год кадастровая стоимость 3564500000 руб. установлена решением Московского городского суда от 10.10.2017 по административному делу N 3а-984/2017 по состоянию на 01.01.2016 для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2017 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости здания, утвержденной при проведении очередной кадастровой оценки.
Постановление Правительства Москвы от 29.11.2017 N 790-ПП, утвердившее результат кадастровой оценки, оспоренный Обществом в Московском городском суда, также подлежало применению к отношениям, возникающим с 01.01.2017 года, а не с 01.01.2016, как ошибочно полагает Инспекция.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в которой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в статье 5 НК РФ.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" предусмотрено, что в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2013 N 17-П, ст. 24.17 и ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 378.2 НК РФ, а также п.2 постановления Правительства Москвы от 29.11.2017 N 790-ПП и решения Московского городского суда от 10.10.2017 по административному делу N 3а-984/2017 кадастровая стоимость здания 3564500000 руб. не подлежала применению в 2016 году. В связи с чем правовые основания для использования ее в расчете налога на имущество за 2016 год по принадлежащему Обществу зданию у Инспекции отсутствовали.
Тот факт, что при рассмотрении дела N А40-62362/18-107-1932 судом в целях определения действительных налоговых обязанностей Общества перед бюджетом было произведено сопоставление расчета Инспекции, основанного на кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, с кадастровой стоимостью, установленной решением Московского городского суда от 10.10.2017 по административному делу N 3а-984/2017 по результатам оспаривания кадастровой стоимости, утвержденной постановления Правительства Москвы от 29.11.2017 N 790-ПП, не может являться основанием для доначисления Обществу налога исходя из акта, не подлежащего применению согласно ст. 5 НК РФ.
Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 05.05.2021 N 309-ЭС20-21650 по делу N А60-65220/2019 подчеркнута необходимость применения кадастровой стоимости применительно к периоду, установленному решением суда, исходя из части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2016 году).
С учетом изложенного требование Общества о признании недействительным оспариваемого решения подлежит удовлетворению, решение Инспекции от 17.09.2020 N 14/16 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на имущество организаций за 2016 год в сумме 1399866 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 279973 руб. и начисления пени в размере 145317,75 руб., обосновано признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2021 по делу N А40-15841/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15841/2021
Истец: АО "БИЗНЕС-ЦЕНТР ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ"
Ответчик: ИФНС России N5 по г. Москве