г. Вологда |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А13-6571/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Бурмистровой В.В. по доверенности от 25.12.2020 N 04-27/38,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Вектор" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 июля 2021 года по делу N А13-6571/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Вектор" (ОГРН 1103528001367, ИНН 3528163432; адрес: 162600, Вологодская область, город Череповец, Кирилловское шоссе, дом 47; далее - общество, ООО "СК "Вектор") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (ОГРН 1043500289898, ИНН 3528014818; адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4б; далее - инспекция, налоговый орган) от 11.05.2021 N 35282110500644400005.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Отмечает, что имеет место повторность привлечения к административной ответственности.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в рамках возбужденного 15.04.2021 в отношении общества дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, налоговым органом в отношении ООО "СК "Вектор" 27.04.2021 составлен протокол N 35282110500644400003 об административном правонарушении, в котором отражено, что ООО "СК "Вектор" заключило следующие трудовые договоры:
1. С гражданами Республики Таджикистан:
от 24.09.2018 N 110/2018 с Абдукаримовым Комилжоном Ахмаджоновичем;
от 25.02.2019 N 28/2019 с Абдулкаримовым Улугбеком Рустамбоевичем;
от 17.04.2019 N 76/2019 с Абдуллоевым Абдурауфом Абдучабборовичем;
от 12.04.2019 N 71/2019 с Абдуллоевым Абдуфатто Абдурахмоновичем;
от 03.04.2018 N 43/2018 с Абдуллоевым Авазхоном Мухаммадчоновичем;
от 17.04.2019 N 78/2019 с Абдуллоевым Сирожиддином Рустамжоновичем;
от 08.05.2018 N 55/2018 с Абдурахмоновым Носирджоном Нишонбоевичем;
от 15.02.2019 N 19/2019 с Ахмедовым Собиржоном Усмоналиевичем;
от 12.02.2019 N 15/2019 с Боировым Бахтиером Хусеновичем;
от 15.05.2017 N 62/2017 с Гафуровым Насимжоном Мабуллоевичем;
от 12.07.2018 N 73/2018 с Гулмуротовым Рахматбоем Асановичев;
от 26.03.2018 N 39/2018 с Джураевым Голибжоном Мамадалиевичем;
от 29.04.2019 N 83/2019 с Жумабоевым Хайрулло;
от 19.04.2019 N 80/2019 с Исмаиловым Мусурмонкулом Халимбоевичем;
от 10.04.2019 N 69/2019 с Ишматовым Нодирчоном Рахимчоновичем;
от 05.10.2018 N 120/2018 с Каюмовым Абдужалилом Гаффоровичем;
от 26.03.2018 N 36/2018 с Кундузовым Абдухамидом Абдурахмоновичем;
от 19.04.2019 N 79/2019 с Кундузовым Жавохиром Икромовичем;
от 12.07.2018 N 74/2018 с Кундузовым Комилом Абдурахмоновичем;
от 04.04.2019 N 63/2019 с Куранбоевым Бозорбоем Рустамовичем;
от 02.06.2017 N 75/2017 с Мамадалиевым Баходиром Махмудовичем;
от 22.06.2018 N 66/2018 с Мамадалиевым Рахматом Махмутовичем;
от 21.08.2017 N 112/2017 с Мамадумаровым Абдужалилом Валиевичем;
от 17.04.2018 N 48/2018 с Мамарахимовым Бахромом Муротовичем;
от 07.11.2018 N 132/2018 с Мулоевым Аслидином Зайнудиновичем;
от 22.05.2019 N 91/2019 с Мусоевым Яхёджоном Мухабатовичем;
от 06.12.2018 N 142/2018 с Нематовым Акбаржоном Жумаевичем;
от 21.02.2019 N 26/2019 с Орифовым Кобилжоном Ботировичем;
от 22.05.2019 N 90/2019 с Пулотовым Шавкатом Шермаматовичем;
от 01.06.2018 N 58/2018 с Рахимовым Одилжоном Олимжоновичем;
от 05.09.2018 N 102/2018 с Рахмоновым Бохирджоном Абдурахмоновичем;
от 25.02.2019 N 29/2019 с Рахмоновым Шерматом Абдурахмоновичем;
от 10.05.2017 N 53/2017 с Тошхужаевым Султонхужей;
от 29.03.2019 N 55/2019 с Туражоновым Хусаном;
от 03.10.2017 N 137/2017 с Турсуновым Махмуджоном Ураловичем;
от 12.05.2017 N 61/2017 с Турсуновым Уралом Альмоновичем;
от 23.11.2018 N 138/2018 с Умаровым Гайосжоном;
от 29.03.2019 N 56/2019 с Холиковым Акмалом Холиловичем;
от 18.08.2017 N 109/2017 с Хумбиевым Назарали Назриевичем;
от 21.08.2018 N 95/2018 с Эрматовым Жалолиддином Нуриддиновичем;
2. С гражданами Республики Узбекистан:
от 03.08.2018 N 84/2018 с Исмаиловым Жавохиром Улугбек Угли;
от 25.03.2019 N 51/2019 с Мамадияровым Содиком Холикуловичем;
от 25.05.2017 N 70/2017 с Мамаразаковым Ботиржоном Турсунбоевичем;
от 25.03.2019 N 49/2019 с Нормаматовым Рустамом Рашидовичем;
от 16.02.2018 N 10/2018 с Сативалдиевым Гайратом Кайимжон Угли;
от 04.04.2019 N 61/2019 с Тешабоевым Ахмадилло Хамиджон Угли;
от 21.05.2019 N 87/2019 с Тожибайевым Фазилжоном Рахманжановичем;
от 23.09.2014 N 69/2014 с Турдалиевым Исломжоном Бозарбой Угли;
от 25.03.2019 N 52/2019 с Файзуллаевым Самандаром Равшан Угли;
от 21.08.2018 N 93/2018 с Файзуллаевым Ферузом Рустам Угли;
от 18.02.2019 N 21/2019 с Хакимовым Муроджоном Рахматжон Угли
от 18.09.2018 N 109/2018 с Холикуловым Музаффаром Сафар Угли;
от 25.03.2019 N 50/2019 с Худайкуловым Нурали Кузиевичем;
от 15.02.2019 N 18/2019 с Юнусовым Ахрором Абдугани Угли;
от 17.11.2017 N 169/2017 с Олимовым Бахтиёром Уткирали Угли;
от 10.01.2019 N 2/2019 с Олимовым Уткирали Тажибаевичем;
3. С гражданами Республики Кыргызстан:
от 13.03.2019 N 39/2019 с Джураевым Нодирбеком Мухтаровичем;
от 10.12.2018 N 147/2018 с Карабаевым Эркином Карабаевичем;
от 14.03.2019 N 40/2019 с Кодиржоновым Дилмуроджоном Дишлодбек Улги;
от 27.02.2019 N 30/2019 с Мамадалиевым Салахидином Жоробаевичем;
от 19.12.2018 N 150/2018 с Омурзаковым Хайруллой Хайтбаевичем;
от 06.12.2018 N 143/2018 с Торожановым Темурмаликом Талипжановичем;
4. С гражданами Республики Беларусь:
от 09.04.2019 N 68/2019 с Короневским Андреем Александровичем.
За расчетный период с 01.05.2019 по 31.05.2019 указанным выше физическим лицам - нерезидентам 28.05.2019 выплачена заработная плата наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации через кассу предприятия на общую сумму 189 000 руб., в том числе:
по платежной ведомости от 28.05.2019 N 121 на сумму 539 000 руб., в том числе выплата физическим лицам - нерезидентам составляет 6 000 руб. (Олимов Б.У. - 3 000 руб., Олимов У.Т. - 3 000 руб.);
по платежной ведомости от 28.05.2019 N 124 на сумму 514 000 руб., в том числе выплата физическим лицам - нерезидентам на сумму 183 000 руб. (Абдукаримов К.А., Абдукаримов У.Р., Абдуллоев А.А., Абдуллоев А.А., Абдуллоев А.М., Абдуллоев С.Р., Абдурахмонов Н.Н., Ахмедов С.У., Боиров Б.Х., Гафуров Н.М., Гулмуротов Р.А., Джураев Г.М., Джураев Н.М., Жумабоев Х., Исмаилов Ж.У., Исмоилов М.Х., Ишматов Н.Р., Карабаев Э.К., Каюмов А.Г., Кодиржонов Д.Д., Короневский А.А., Кундузов А.А., Кундузов Ж.И., Кундузов К.А., Куранбоев Б.Р., Мамадалиев Б.М., Мамадалиев Р.М., Мамадалиев С.Ж., Мамадияров С.Х., Мамадумаров А.В., Мамаразаков Б.Т., Мамарахимов Б.М., Мулоев А.З., Мусоев Я.М., Нематов А.Ж., Нормаматов Р.Р., Омурзаков Х.Х., Орифов К.Б., Пулотов Ш.Ш., Рахимов О.О., Рахмонов Р.А., Рахмонов Ш.А., Сативалдиев Г.К., Тешабоев А.Х., Тожибайев Ф.Р., Торожанов Т.Т., Тошхужаев С., Туражонов Х., Турдалиев И.Б., Турсунов М.У., Турсунов У.А., Умаров Г., Файзуллаев С.Р., Файзуллаев Ф.Р., Хакимов М.Р., Холиков А.Х., Холикулов М.С., Худайкулов Н.К., Хумбиев Н.Н., Эрматов Ж.Н., Юнусов А.А. - по 3 000 руб. каждому).
Заработная плата на общую сумму 189 000 руб. получена физическими лицами - нерезидентами 28.05.2019 лично.
Осуществление обществом выплаты заработной платы физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации из кассы общества, минуя банковский счет в уполномоченном банке, является незаконной валютной операцией.
В связи с этим МИФНС N 1 пришла к выводу о нарушении ООО "СК "Вектор" требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
По результатам рассмотрения собранных доказательств налоговым органом вынесено постановление от 11.05.2021 N 35282110500644400005, которым ООО "СК "Вектор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 141 750 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило указанное постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы, принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации определяет Закон N 173-ФЗ.
В силу понятий, изложенных в статье 1 Закона N 173-ФЗ, следует, что резидентами для целей данного Закона признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (подпункт "а" пункта 6); нерезидентами - физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части (подпункт "а" пункта 7); валютная операция - приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом N 173-ФЗ.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, установлен этой же частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что он, являясь резидентом, выплатил 28.05.2019 иностранным гражданам -нерезидентам за расчетный период с 01.05.2019 по 31.05.2019 заработную плату на общую сумму 189 000 руб. наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации через кассу, минуя счета в уполномоченных банках.
При этом возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в определенный частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ перечень исключений не входит.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО "СК "Вектор" части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ и о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Довод общества о повторности привлечения к административной ответственности был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен.
Действительно, рассматриваемый факт нарушения был ранее зафиксирован инспекцией в протоколе от 14.08.2020 N 35282021800255100003, на основании которого вынесено постановление от 31.08.2020 N 35282021800255100005.
Вместе с тем это постановление налогового органа от 31.08.2020 вступившим в законную силу решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2021 по делу N А13-12090/2020 признано незаконным и отменено в связи с существенным нарушением процедуры привлечения общества к административной ответственности, выразившимся в составлении протокола в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя общества.
В связи с этим налоговым органом с соблюдением процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности в отношении общества вновь 27.04.2021 составлен протокол N 35282110500644400003 об административном правонарушении и вынесено постановление от 11.05.2021 N 35282110500644400005.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что согласно пункту 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП РФ является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т. п.).
Следовательно, отмена постановления административного органа по основаниям, не предусмотренным статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, что имело место в рассматриваемом случае, не препятствует осуществлению административным органом производства по делу и не свидетельствует о повторности привлечения к административной ответственности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N 13610 также разъяснено, что составление административным органом нового протокола об административном правонарушении (в случае устранения недостатков предыдущего протокола) при соблюдении иных административных процедур не является процессуальным нарушением и не препятствует привлечению лица к административной ответственности в пределах соответствующего срока давности.
Доводы общества о том, что налоговым органом не было прекращено первоначальное производство по делу, возбужденное определением от 11.08.2020, и, кроме того, 15.04.2021 им вновь вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, не могут быть приняты. Как отмечалось ранее, постановление инспекции от 31.08.2020 судом признано незаконным и отменено, что не позволяет сделать вывод о состоявшемся факте привлечения к административной ответственности.
Вынесение определения от 15.04.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении не является существенным нарушением, влекущим за собой признание постановления от 11.05.2021 N 35282110500644400005 незаконным.
Апелляционная коллегия поддерживает и вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 Постановления N 10, следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
Доводы общества о возможности наказания ниже низшего санкции статьи, а также о замене административного штрафа на предупреждение, также являлись предметом исследования суда первой инстанции и не приняты судом ввиду отсутствия к тому правовых оснований.
Административное наказание в виде минимального штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения и сможет обеспечить достижение цели наказания.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал ООО "СК "Вектор" в признании незаконным и отмене постановления инспекции от 11.05.2021 N 35282110500644400005.
Выводы суда, изложенные в решении от 06.07.2021, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 июля 2021 года по делу N А13-6571/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Вектор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6571/2021
Истец: ООО "СК "Вектор"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N12 по Вологодской области