г. Красноярск |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А33-1309/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" сентября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Барыкина М.Ю., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.Д.,
при участии:
от заявителя (Министерства транспорта Красноярского края): Матинян М.Г., представителя по доверенности от 31.03.2021,
от ответчика (Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю):
Русанова И.О., представителя по доверенности от 13.01.2021,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" июля 2021 года по делу N А33-1309/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Красноярского края (ИНН 2466230204, ОГРН 1102468025670, далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (ИНН 2460018988, ОГРН 1022401788386, далее - ответчик, казначейство) о признании недействительным представления от 07.12.2020 N 19-24-13/6498 в части требования о возврате денежных средств в федеральный бюджет в сумме 32 169 053 рубля 83 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 июля 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что независимо от достижения (недостижения) значений целевых показателей регионального проекта, обязанность по достижению которых предусмотрена пунктом 4.3.8.3 соглашения N 108-17-2019-027, министерством выполнены все запланированные работы на средства иного межбюджетного трансферта и достигнут показатель "1", установленный приложением N 1 к соглашению N 108-17-2019-027.
При этом министерство указывает на объективный характер причин недостижения значений показателей регионального проекта. В частности, недостижение значения показателя "Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" связано с недостаточностью федеральных средств, средств дорожного фонда Красноярского края при одновременном увеличении доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в ненормативном состоянии. При этом все мероприятия, запланированные в целях достижения данного показателя, выполнены в 2019 году в полном объеме. В отношении недостижения значения показателя "Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети" заявитель указывает на то, что большинство аварийно-опасных участков в 2019 году возникли на участках автомобильных дорог, где никаких мероприятий не планировалось и не проводилось. Предугадать места возникновения аварийно-опасных участков невозможно, в связи с чем, невозможно запланировать мероприятия по их устранению, причем по информации ГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю рост аварийности произошел на дорогах местного и федерального значения. Недостижение значения показателя "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" явилось следствием увеличения доли автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки. Вместе с тем, мероприятия, направленные на снижение доли автомобильных дорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, были выполнены в полном объеме, в частности, была выполнена реконструкция объекта "Реконструкция автомобильной дороги Красноярск-Солонцы на км 0+000-км 1+400 в Емельяновском районе Красноярского края". Как указывает министерство, судом не принята во внимание информация о том, что показатели регионального проекта по объективным причинам не могут быть достигнуты и в 2020 году, в связи с чем между руководителем федерального проекта Алафиновым И.С. и руководителем регионального проекта Димитровым К.Н. к соглашению N 103-2019-R0064-1 заключено дополнительное соглашение от 16.12.2020 N 103-2019-R0064-1/3, согласно которому в 2020 году показатели "Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети", "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" исключены из указанного соглашения, а показатель "Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" принят Федеральным дорожным агентством в значении 69,17 как базовый на 2020 год.
По нению министерства, значение результата реализации регионального проекта, установленное соглашением N 108-17-2019-027, достигнуто, о чем свидетельствует отчет, направленный 10.01.2020 в Федеральное дорожное агентство с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с пунктом 4.3.5.2 соглашения.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором контролирующий орган не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель казначейства изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Ответчиком в период с 31.08.2020 по 09.09.2020; с 19.10.2020 по 27.10.2020 в отношении министерства проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта " Безопасные и качественные автомобильные дороги" за 2019 год.
Результаты проверки отражены в акте внеплановой выездной проверки от 09.09.2020 и в акте внеплановой выездной (повторной) проверки от 27.10.2020.
По результатам проверки ответчиком в адрес министерства внесено представление, согласно которому контролирующий орган требует по пунктам 1, 2 и 3 представления рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок 30 календарных дней с даты получения представления. По пункту 4 настоящего представления предписано устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий в срок 90 календарных дней с даты получения представления.
Заявитель, не согласившись с указанным представлением в части требования о возврате денежных средств в федеральный бюджет в сумме 32 169 053 рубля 83 копейки за недостижение показателей регионального проекта, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3, подпунктом "г" пункта 10, подпунктом "а" пункта 47 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила от 28.11.2013 N 1092), пунктом 1 Положения об Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316, установил, что оспариваемое представление выдано заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, следовательно, уполномоченным лицом компетентного органа.
Заявитель оспаривает представление от 07.12.2020 N 19-24-13/6498 в части требования о возврате денежных средств в федеральный бюджет в сумме 32 169 053 рублей 83 копеек за недостижение показателей регионального проекта.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что заявитель расчет средств, подлежащих возврату, не оспорил, изменение показателей регионального проекта путем заключения дополнительных соглашений не доказал.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В состав Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 (в ред. от 27.12.2019 N 1926) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Программа N 1596) включена подпрограмма "Дорожное хозяйство", в структуру которой включен федеральный проект "Дорожная сеть".
Между Министерством транспорта Российской Федерации и министерством заключено соглашение от 14.02.2019 N 103-2019-К.10064-1 на организацию взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в Красноярском крае.
Между Федеральным дорожным агентством и правительством Красноярского края заключено соглашение от 28.03.2019 N 108-17-2019-027 на предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Красноярского края иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Пунктом 4.3.3 соглашения N 108-17-2019-027 установлена обязанность обеспечения достижения значений результата регионального проекта в соответствии с приложением N 1 к соглашению. В приложении N 1 к соглашению N 108-17-2019-027 установлен результат регионального проекта "На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий", значение которого составляет "1 условная единица". Красноярский край достигнет заданного результата, если автомобильные дороги дорожной сети городских агломераций будут приведены в нормативное состояние, при этом уровень перегрузки и места концентрации дорожно-транспортных снизятся. В соответствии с пунктом 4.3.8.3 соглашения N 108-17-2019-027 министерство обязано обеспечить достижение значений целевых показателей регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта "Дорожная сеть".
Региональным проектом и паспортом федерального проекта на 2019 год предусмотрены 4 показателя: доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям в размере 71,71 %; количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети, в размере 85,1 %; доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии в размере 67,0 %; доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки в размере 1,56 %.
Аналогичные значения показателей установлены приложением N 1 к соглашению N 103-2019-К.10064-1.
Ответчиком в ходе проверки установлено, что министерство не обеспечило достижение трех показателей: показатель "Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" составил 68,1%, запланирован 71,71%; показатель "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" составил 2,81 %, запланирован 1,56 %; показатель "Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети" составил 180,85 %, запланирован 85,1%.
Пунктом 20 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193 (далее - Правила N193) предусмотрен возврат средств в федеральный бюджет, если по состоянию на 31 декабря текущего года не достигнуты установленные соглашением результаты реализации регионального проекта.
При расчете размера средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, используются значения целевых показателей регионального проекта, а не результат, приведенный в приложении N 1 к соглашению от 28.03.2019 N 108-17-2019-027. Следовательно, имеется прямая связь между пунктом 20 Правил N193 - результатом реализации регионального проекта и целевыми показателями регионального проекта.
Поскольку министерством не удалось достичь поставленного цели (результата) в 2019 году, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика имелись правовые основания для внесения министерству оспариваемого представления с требованием о возврате денежных средств в федеральный бюджет в сумме 32 169 053 рублей 83 копеек за недостижение показателей регионального проекта.
При апелляционном обжаловании министерством претензий к арифметическому расчету не заявлено.
Возражая против законности решения суда первой инстанции, министерство ссылается на объективный характер причин недостижения значений показателей регионального проекта.
Данный довод является повторным и был обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку соглашением о предоставлении трансфера не предусмотрена возможность использования бюджетных средств без достижения установленных соглашением показателей. Изменения в соглашение в части достижения показателей не вносились, условия, при которых возможно использование денежных средств, выделенных из федерального бюджета без достижения установленных показателей, не оговаривались. Соответственно, подлежит применению пункт 4.3.8.3 соглашения N 108-17-2019-027. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, отчет о ходе реализации регионального проекта за 2019 год, отправленный в Федеральное дорожное агентство, содержал данные о невыполнении только одного показателя. Согласно данным объекта контроля и проверки за 2019 год не достигнуты три показателя. При этом факт не направления требования о возврате средств со стороны Федерального дорожного агентства не отменяет право ответчика, как органа внутреннего финансового контроля, требовать возврата денежных средств в случае выявления нарушения.
Также судебная коллегия учитывает, что изменения, внесенные в соглашение от 14.02.2019 N 103-2019-R в части выполнения показателей на 2020 год не относятся к 2019 году (проверяемый период).
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Министерство на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Соответственно, расходы по оплате государственной пошлины не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" июля 2021 года по делу N А33-1309/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1309/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю