г. Санкт-Петербург |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А56-26819/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Гаджиев А.Н. по доверенности от 07.07.2021, Каунова Н.Г. по доверенности от 15.03.2021,
от ответчика: 1) не явился, извещен; 2) Одноконная О.В. по доверенности от 06.01.2021,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23787/2021) Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2021 по делу N А56-26819/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магма Групп"
к Управлению по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
3-е лицо: Прокуратура Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магма Групп" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) от 05.03.2021 о назначении административного наказания к протоколу N 615 от 20.11.2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных прав нарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее- ГУ МВД) просит решение суда от 11.06.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что Управлением допущены существенные нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Поскольку внеплановая выездная проверка была проведена на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 25.07.2018 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), согласования проверки с органом прокуратуры не требовалось. Проверочное мероприятие проводилось не в отношении Общества, а в отношении места пребывания иностранных граждан. Событие и состав вменяемого заявителю административного правонарушения подтверждается представленными материалами дела.
В судебном заседании представитель ГУ МВД поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокуратура Санкт-Петербурга и Управление извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Государственную административно-техническую инспекцию (далее - ГАТИ) от Кустовой А.В. поступило обращение (исх. от 12.05.2020 N 356486) о возможном осуществлении работ в ночное время и наличии иностранных работников на строительном объекте по адресу: Санкт-Петербург, п. Шушары, территория предприятия "Ленсоветовское" уч. 452.
ГАТИ направило в Управление обращение (N З/207804029361 вх. от 26.05.2020) о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере миграции в целях объективного, всестороннего и своевременного его рассмотрения.
После поступления обращения из ГАТИ (N З/207804029361 вх. от 26.05.2020) старшим инспектором по ОП ОПНМ ОКСМ УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Остажьевым Д.В. составлен рапорт о выявлении возможных признаков постоянного проживания иностранных граждан в строительно-бытовых сооружениях. В рапорте указано на возможность издания проекта распоряжения для проведения внеплановой выездной проверки.
Управлением вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 09.06.2020 N 15/4-111.
10.06.2020 сотрудниками Управления на основании Распоряжения от 09.06.2020 N 15/4-111 проведена внеплановая выездная проверка в отношении места пребывания (проживания) иностранных граждан по адресу: Санкт-Петербург, п. Шушары, территория предприятия "Ленсоветовское" уч. 452.
В ходе проверочных мероприятий на территории строительной площадки выявлены иностранные граждане, в том числе гражданин Узбекистана Шомуродов Акбаржон Жалол угли, 19.08.1993 г.р., выполняющий на строительном объекте работы в качестве подсобного рабочего; трудовую деятельность на данном объекте осуществляет более 3 рабочих дней.
По сведениям базы данных ППО "Территория" Общество не уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении трудового договора с гражданином Республики Узбекистан Шомуродовым А.Ж.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 20.11.2020 АП-ЮР N 615 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 05.03.2021 о назначении административного наказания к протоколу N 615 от 20.11.2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ. Обществу назначен штраф в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением от 11.06.2021 суд удовлетворил заявленное Обществом требование, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, придя к выводу о существенном процессуальном нарушении, допущенном Управлением при производстве по административному делу, выразившимся в отсутствии согласования проведенной проверки с органами прокуратуры.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно пункту 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Факт осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином Шомуродовым А.Ж. по адресу: Санкт-Петербург, п. Шушары, территория предприятия "Ленсоветовское" уч. 452 на строительном объекте по указанному адресу, где генеральным подрядчиком является Общество, подтверждается материалами дела.
Между тем, суд первой инстанции правомерно установил существенные процессуальные нарушения в ходе проведения проверки и при вынесении оспариваемого постановления, самостоятельно влекущие признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.
В силу части 2 статьи 32 Закона N 115-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"(далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 32 Закона N 115-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований.
Частью 9 статьи 32 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, проводится органом государственного контроля (надзора) по согласованию с органом прокуратуры в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В рассматриваемом случае, как верно отметил суд первой инстанции, внеплановая выездная проверка в отношении Общества проводилась в связи с поступлением информации от ГАТИ (N З/207804029361 вх. от 26.05.2020) о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере миграции (л.д. 69).
При этом согласно сведениям единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в спорный период Общество являлось субъектом малого и среднего предпринимательства (среднее предприятие).
Частью 1.1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ установлено, что если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438) установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Таким образом, проверка в отношении Общества, результаты которой послужили основанием для составления протокола от 20.11.2020 N 615 и вынесения оспариваемого постановления, проведена Управлением в нарушение указанных положений при отсутствии условий, предусмотренных частью 9 статьи 32 Закона N 115-ФЗ, подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 438, а именно в отсутствие согласования с органами прокуратуры.
Вопреки доводам подателя жалобы, распоряжением от 09.06.2020 N 15/4-111 предусмотрено проведение проверки в отношении места пребывания иностранных граждан, тогда как фактически предметом проверки явилось соблюдение Обществом требований миграционного законодательства.
Прокуратурой города проведена проверка соблюдения Управлением положений Закона N 115-ФЗ, Закона N 294-ФЗ, по результатам которой выявлены нарушения требований миграционного законодательства, Управлению выдано представление от 18.01.2021 N 07/12/1-2021 об устранении нарушений федерального законодательства.
Установленные судом первой инстанции процессуальные нарушения являются достаточными и обоснованными для отмены постановления от 05.03.2021 о назначении административного наказания к протоколу N 615 от 20.11.2020, поскольку носят существенный характер и повлекли за собой нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, которые оценены судом в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ. Апелляционная жалоба ГУ МВД не содержит доводов, опровергающих данные выводы суда.
Принятое по делу решение соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ГУ МВД у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июня 2021 года по делу N А56-26819/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26819/2021
Истец: Каунова Наталья Геннадьевна, ООО "МАГМА ГРУПП"
Ответчик: ГУ УВМ МВД России по СПб и ЛО, Управление по вопросам миграции Главного Управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Третье лицо: Прокуратура Санкт-Петербурга