город Ростов-на-Дону |
|
31 августа 2021 г. |
дело N А32-54297/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)" - представитель Межитова З.К. по доверенности от 14.05.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛК-Проект" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2021 по делу N А32-54297/2020
по иску ООО "ЛК-Проект"
к МКУ муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛК-Проект" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному казенному учреждению муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 14.09.2020 N 07-2020-К, изложенного в письме от 19.11.2020 N 6018/66.
Решением от 11.06.2021 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что факт нарушения срока выполнения работ подтвержден. Односторонний отказ учреждения от исполнения контракта соответствует закону, условиям контракта. Оснований для признания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что о принятом решении об отказе от государственного контракта заказчик уведомил подрядчика после получения уведомления подрядчика о приостановлении работ. Уведомление о приостановлении работ имело место 20.11.2020, телеграмма заказчика о принятом решении об отказе от государственного контракта поступила 23.11.2020. Проектировщик письмами от 27.10.2020, 10.11.2020, 13.11.2020 просил согласовать программы производства работ и техническое задание на выполнение инженерно-геодезических изысканий, запросить технические условия на вынос инженерных коммуникаций, согласовать размещение ФОК с Государственным санитарно-эпидемиологическим надзором. Заказчик не ответил на данные письма, что явилось основанием для приостановления работ. На момент отказа ответчика от государственного контракта у заказчика имелись откорректированные результаты работ по I этапу, за исключением программы работ по инженерным изысканиям, которые заказчик отказался согласовывать.
По ходатайству ООО "ЛК-Проект" судом апелляционной инстанции организовано проведение онлайн-заседания.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы.
Представитель МКУ муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" в заседание не явился. Учреждение о судебном заседании извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.09.2020 между ООО "ЛК-Проект" (проектировщик) и МКУ муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт N 07-2020-К (л.д. 10-29), согласно которому проектировщик обязался по заданию муниципального заказчика (приложение N 2), являющемуся неотъемлемой частью настоящего контракта, выполнить проектно-изыскательские работы по объекту: "Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Красная, 7/3, 1-ое отделение учхоза "Кубань" в г. Краснодаре", а муниципальный заказчик обязался осуществлять контроль за производством работ, принять результат выполненных работ и оплатить проектировщику обусловленную настоящим контрактом цену в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году.
Результатом выполненной работы по настоящему контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных работ по контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (пункт 1.2 муниципального контракта).
В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта составляет 5150000 рублей.
В пункте 3.1 контракта указаны сроки выполнения работ: начало работ - дата заключения контракта, окончание работ - 245 дней с даты заключения контракта.
Согласно пункту 3.2 контракта работы выполняются поэтапно в соответствии с календарным планом работ (приложение N 4): I этап - в течение 35 дней от даты заключения контракта; II этап - в течение 180 дней от даты заключения контракта; III этап - в течение 245 дней от даты заключения контракта.
В соответствии с пунктом 4.2.4 контракта проектировщик обязался на основании доверенности муниципального заказчика обеспечить получение всех необходимых технических условий и иных необходимых исходных данных, направить в адрес муниципального заказчика запрос о выдаче доверенности в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента возникновения необходимости получения (изменения, дополнения) исходных данных, с указанием сведений о лицах, на чье имя должна быть выдана доверенность и месте ее предоставления. При несвоевременном извещении муниципального заказчика о необходимости получения (изменения, дополнения) исходных данных, получение которых возможно только на основании выданной муниципальным заказчиком доверенности, проектировщик в дальнейшем не может ссылаться на отсутствие таких исходных данных, как основание освобождения от ответственности за нарушение обязательств по контракту.
В пункте 4.2.11 контракта предусмотрена обязанность проектировщика представить муниципальному заказчику на утверждение результаты работ в сроки, установленные настоящим контрактом, и в виде, соответствующем требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и другими нормами и правилами, действующими на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2.12 контракта проектировщик обязался согласовать самостоятельно (при необходимости совместно с муниципальным заказчиком) разработанную документацию с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, собственниками сетей инженерно-технического обеспечения и иными заинтересованными лицами и организациями.
Согласно пункту 5.2.1 контракта в сроки, установленные пунктом 3.2 настоящего контракта, проектировщик передает поэтапно муниципальному заказчику разработанную документацию, включающую в себя результаты инженерных изысканий, проектную документацию и рабочую документацию, положительное заключение государственной экспертизы и иную необходимую документацию в количестве, определяемом заданием на проектирование (приложение N 2), техническим заданием (приложение N 3), сопроводительным письмом и 2 (два) экземпляра накладной. При отсутствии одного из документов или экземпляра такого документа результат выполненных работ муниципальным заказчиком к рассмотрению не принимается.
Письмом N 588 от 19.10.2020 (л.д. 36) ООО "ЛК-Проект" передало МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" результаты работ по I этапу 20.10.2020 нарочно, о чем имеется соответствующая отметка.
В письме N 5482/66 от 23.10.2020 (л.д. 45) МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" сообщило о наличии замечаний по полученным техническим отчетами просило устранить их в максимально короткие сроки.
С сопроводительным письмом N 600 от 27.10.2020 (л.д. 37) проектировщик направил заказчику программы производства работ и технические задания на выполнения инженерно-геодезический изысканий, просил их подписать.
С письмом N 605 от 28.10.2020 (л.д. 38) проектировщик направил расчеты водопотребления и водоотведения, теплопотребления системами ОВ и энергопотребления по объектам: "Проектирование и строительство ФОК в пос. Знаменский по ул. Первомайская, 39 в г. Краснодаре" и "Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Красная, 7/3, l-oe отделение учхоза "Кубань" в г. Краснодаре".
С письмом N 606 от 28.10.2020 (л.д. 39) проектировщик направил расчет ливневых сточных вод по объектам: "Проектирование и строительство ФОК в пос. Знаменский по ул. Первомайская, 39 в г. Краснодаре" и "Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Красная, 7/3, 1-ое отделение учхоза "Кубань" в г. Краснодаре".
С письмом N 625 от 10.11.2020 (л.д. 40) проектировщик направил схему с предложениями по выносу инженерных коммуникаций из пятна застройки объекта и просил запросить в заинтересованных организациях технические условия на вынос инженерных коммуникаций.
В письме N 630 от 13.11.2020 (л.д. 41) проектировщик попросил направить в свой адрес согласование с центом Государственного санитарно-эпидемиологического надзора на размещение физкультурно-оздоровительного комплекса на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0115015:26.
С письмом N 636 от 17.11.2020 (л.д. 42) проектировщиком направлены откорректированные результаты работ по объекту.
Ссылаясь на нарушение срока выполнения I этапа работ, МКУ муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" 19.11.2020 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (л.д. 30-32).
Полагая, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является недействительными, ООО "ЛК-Проект" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ.
Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно статье 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3 названной статьи).
В пункте 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с календарным планом работ (приложение N 4 к контракту - т. 1 л.д. 28) ООО "ЛК-Проект" в течение 35 дней от даты заключения контракта необходимо выполнить следующие работы:
1. При необходимости, направить запросы на вынос сетей инженерно-технического обеспечения, расположенных на земельном участке.
2. Осуществить расчет нагрузок, а также направить запросы во все сетевые организации, с целью получения технических условий на подключение к сетям инженерной инфраструктуры, в объеме, необходимом для проектирования и получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства.
3. При необходимости, осуществить археологическую разведку (по согласованию с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края) и обследование земельного участка на отсутствие взрывоопасных предметов ВОВ и выполнить комплекс мероприятий по обеспечению безопасности инженерно-изыскательских, строительных работ.
4. Выполнить инженерные изыскания в объеме, необходимом для разработки проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы.
5. Разработать эскизный проект и направить для согласования в департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар, департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
6. Направить для согласования в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар топографическую съемку территории выделенного земельного участка.
7. Предоставить муниципальному заказчику технические отчеты выполненных инженерных изысканий со всеми необходимыми согласованиями.
Таким образом, работы по I этапу подлежали выполнению в срок до 20.10.2020.
Судом первой инстанции установлено, что из 7 пунктов первого этапа ООО "ЛК-Проект" фактически выполнило работы, указанные в пунктах 3 и 7.
Факт нарушения срока выполнения работ также подтверждается решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю N РНП-23-756/2020 от 15.12.2020 по делу N 023/06/95-6286/2020 о проведении внеплановой проверки по рассмотрению факта уклонения участника закупки от исполнения контракта (т. 1 л.д. 63-64), из содержания которого следует, что общество не выполнило в установленный в контакте срок (20.10.2020) работы по 1 этапу, результаты работ заказчику в установленный срок не переданы. Контролирующим органом установлено, что учреждением соблюдена процедура расторжения контракта. Вместе с тем, комиссией УФАС не усмотрен в действиях общества факт намеренного уклонения от исполнения контракта, общество не включено в реестр недобросовестных поставщиков.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что о принятом решении об отказе от государственного контракта заказчик уведомил подрядчика после получения уведомления подрядчика о приостановлении работ. Уведомление о приостановлении работ имело место 20.11.2020, телеграмма заказчика о принятом решении об отказе от государственного контракта поступила 23.11.2020.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта окончание работ - 245 дней с даты заключения контракта.
Вопрос о приостановлении выполнения работ до отказа заказчика от исполнения муниципального контракта не имеет правового значения, поскольку решение об отказе от контракта принято до истечения срока выполнения работ в соответствии со статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что проектировщик письмами от 27.10.2020, 10.11.2020, 13.11.2020 просил согласовать программы производства работ и техническое задание на выполнение инженерно-геодезических изысканий, запросить технические условия на вынос инженерных коммуникаций, согласовать размещение ФОК с Государственным санитарно-эпидемиологическим надзором, заказчик не ответил на данные письма, отклоняется апелляционным судом.
В силу пункта 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Указанная норма освобождает должника от ответственности перед кредитором за нарушение исполнения обязательства только тогда, когда должник по объективным, зависящим не от него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
В соответствии с пунктом 4.2.4 контракта проектировщик обязался на основании доверенности муниципального заказчика обеспечить получение всех необходимых технических условий и иных необходимых исходных данных, направить в адрес муниципального заказчика запрос о выдаче доверенности в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента возникновения необходимости получения (изменения, дополнения) исходных данных, с указанием сведений о лицах, на чье имя должна быть выдана доверенность и месте ее предоставления. При несвоевременном извещении муниципального заказчика о необходимости получения (изменения, дополнения) исходных данных, получение которых возможно только на основании выданной муниципальным заказчиком доверенности, проектировщик в дальнейшем не может ссылаться на отсутствие таких исходных данных, как основание освобождения от ответственности за нарушение обязательств по контракту.
Из буквального толкования условий пункта 4.2.4 контракта следует, что проектировщик обеспечивает получение всех необходимых технических условий и иных необходимых исходных данных.
Доказательства направления проектировщиком в адрес муниципального заказчика запроса о выдаче доверенности в соответствии с условиями контракта, в материалы дела не представлены.
Поскольку ООО "ЛК-Проект" нарушен срок выполнения I этапа работ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заказчик правомерно принял решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2021 по делу N А32-54297/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54297/2020
Истец: ООО "ЛК-Проект"
Ответчик: МКУ "Единая служба заказчика", муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"