г. Москва |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А40-10603/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу АО "Дальневосточная Транспортная Группа" на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021, принятое судьей Ереминой И.И., по делу N А40-10603/21 по иску АО "Дальневосточная Транспортная Группа" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 151 643 рублей 98 копеек,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен АО "Дальневосточная Транспортная Группа" (далее - истец) к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 151 643 рублей 98 копеек в возмещение убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021 в иске отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что истцом не доказан факт возникновения неисправности колесных пар в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и привел доводы, которые рассмотрены ниже.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" по железнодорожным транспортным накладным в период с апреля по июль 2020 года приняло к перевозке вагоны собственности истца, которые были отцеплены в текущий отцепочный ремонт (ТР-2) по неисправностям колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности 107) и "неравномерный прокат по кругу катания" (код неисправности 117).
В виду того, что вагоны были поставлены в сформированные поезда, ОАО "РЖД" признало их годными.
Истец считает, что ОАО "РЖД" не исполнило свои обязательства по сохранности перевозимых вагонов собственности АО "ДВТГ", в связи с чем АО "ДВТГ" понесло убытки в размере 151 643 рублей 98 копеек, связанные с восстановлением имущества.
Полагая, что данные неисправности возникли в результате неправильной эксплуатации ответчиком как перевозчиком колесных пар при торможении, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование своих требований истец ссылается на Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов N 1.20.001-2007, утвержденный ОАО "РЖД" 07.12.2007, содержащий описание данного повреждения и причину образования - вследствие скольжения заклиненных колесных пар по рельсам.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Выявленные неисправности колесных пар не являются результатом умышленных действий, направленных на повреждение имущества, а образовались в процессе эксплуатации. Исходя из правовой позиции истца, эксплуатация вагонов с нарушением требований руководящих документов в части применения тормозной системы ведет к преждевременному выходу колесных пар из строя вследствие образования повреждений, при которых дальнейшая эксплуатация вагонов не допускается.
Вместе с тем, ответчик ссылается на официальный, применяемый в настоящее время Классификатор "Основных неисправностей грузовых вагонов" N К ЖА 2005, который относит вид выявленных неисправностей к эксплуатационным, образовавшимся в процессе обычной эксплуатации колесных пар и являющимися результатом естественного износа, не связанными с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Классификатор N 1.20.001-2007 отменен, является недействующим.
С учетом изложенного, отнесение неисправностей подобного вида к эксплуатационным, технологическим либо повреждениям должно осуществляться в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом обстоятельств выявления неисправностей, предшествующих этому событий, объективного состояния колесных пар на момент выявления, с привлечением соответствующих специалистов, то есть необходимо проведение технического расследования с использованием специальных знаний.
Пункт 2 статьи 401 ГК РФ устанавливает презумпцию вины нарушителя. Однако данное правило не освобождает истца от обязанности доказать заявленные им требования, иск не может быть голословным. При этом ответчик вправе ссылаться на то, что доказательства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не отвечают признакам относимости, допустимости, достоверности. В случае признания их таковыми судом, в иске должно быть отказано по причине недоказанности заявленных требований. В ином случае ответчик должен доказать отсутствие его вины иными доказательствами.
В обоснование своих требований по настоящему делу истец представил документы, подтверждающие факт отцепки вагонов, направление их в ремонт, проведение ремонта, оплату ремонта. Ни один из представленных им документов ни прямо, ни косвенно не указывает на то, что неисправности колесных пар возникли в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, на что и ссылался ответчик в обоснование своих возражений по иску.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что отнесение на перевозчика ответственности за возникновение эксплуатационных неисправностей означало бы возложение на него обязанности собственника по содержанию принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ). Само по себе возникновение выявленных неисправностей в результате торможения вагонов не свидетельствует о возникновении у перевозчика обязанности по устранению таких неисправностей за свой счет, поскольку нормальная эксплуатация вагонов не предполагает отсутствие применения перевозчиком тормозной системы.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не доказаны заявленные требования, а ответчиком доказано отсутствие его вины в возникновении неисправностей вагонов, поскольку за эксплуатационные неисправности, возникшие в результате естественного износа, перевозчик ответственность не несет, на основании чего иск не подлежит удовлетворению.
Ссылка истца на принятие судом первой инстанции отзыва на исковое заявление за пределами установленного срока не имеет правового значения, поскольку указанный факт не повлек за собой принятие неверного решения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.05.2021 по делу N А40-10603/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10603/2021
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ГРУППА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"