город Ростов-на-Дону |
|
02 сентября 2021 г. |
дело N А53-5671/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якименко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управление "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.06.2021 по делу N А53-5671/2021
по иску муниципального унитарного предприятия "Управление "Водоканал"
к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 92"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Управление "Водоканал" (далее - истец, предприятие) обратилось в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 92" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании задолженности за февраль, март 2018 года в размере 5 001,32 руб. за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком превышены нормативы содержания загрязняющих веществ в сточных водах ввиду чего подлежит начислению плата за сброс загрязняющих веществ.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что начисление истцом платы за сброс в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, спустя практически три годя с даты отбора проб, не основано на положениях закона. Истцом нарушен порядок уведомления ответчика о результатах лабораторных исследований отобранных проб. Акт отбора проб составлен с нарушением процедуры отбора.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в акте отбора указано место отбора к.к.1, что означает контрольный колодец 1. Номер пломбы не указывается в договоре, поскольку данная пломба является одноразовой. Начисление платы осуществлялось по формуле объем*тариф (4,80).
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело слушанием откладывалось.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между МУП "Управление "Водоканал" и МБДОУ д/с N 92 заключен единый договор N 103-ВК холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 (л.д.8-11), согласно которому организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через- присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду. Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном данным договором.
Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены данным договором, соблюдать в соответствии с данным договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 14 договора абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентом.
В силу пункта 28 договора контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Пункт 29 договора определяет, что нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.
Приложением N 1 к договору является акт раздела границ балансовой принадлежности, в котором стороны установили границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
В приложении N 5 к договору стороны установили, что местом отбора проб является граница эксплуатационной или балансовой ответственности КК-1, канализационный колодец.
22.07.2015 сотрудниками истца на объекте ответчика был проведен забор проб стоков, по результатам которого составлен акт отбора проб N 348 от 22.07.2015 (л.д. 25).
В акте указано наименование абонента МБДОУ Детский сад N 92, ул. Поселковая, 58.
Номер пломбы - 01338922.
Акт подписан представителями истца инженером Павленко Н.К. и техником Шевченко (инициалы не разборчиво).
Со стороны ответчика акт подписан заведующей Бокаревой А.А.
Согласно акту опломбированные пробы лабораторий получены и приняты к исполнению - 22.07.2015 в 12 час. 30 мин., подпись - инженер-химик Яценко Г.К.
В связи с изложенным истец начислил ответчику плату за сброс загрязняющих веществ в систему канализации.
Такое начисление истец осуществил на основании дополнительного соглашения к договору и договора N 103-ВК, заключенного в 2018 году (л.д. 20).
Дополнительным соглашением стороны дополнили раздел III договора пунктом 11а устанавливающим, что для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в систему канализации применяется результат анализа сточных вод, проведенного МУП "Управление "Водоканал". Корректировка размеров платы производится с учетом изменения индексации и тарифа на водоотведение. Оплата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами производится Абонентом ежемесячно с учетом фактического объема водоотведения.
Истцом был произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточные воды за февраль 2018 года (счет-фактура N 1357 от 28.02.2018) в размере 2 713,06 рублей, за март 2018 года (счет-фактура N 2391 от 31.03.2018) в размере 2 288,26 рублей (л.д.21).
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 28.09.2020 исх. N 658-ЭЮ с требованием оплатить задолженность. Поскольку ответчик оплату не произвел, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), а также иными нормативными актами в сфере водоснабжения и водоотведения в редакции, действующей на дату спорных правоотношений сторон.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Статья 2 Закона N 416-ФЗ определяет водоотведение как прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Соответствующая услуга оказывается на основании заключаемого между абонентом и гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение, публичного договора водоотведения либо единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно статье 14 названного закона по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
До обеспечения надлежащего технологического присоединения к сетям водоотведения заключение договора невозможно (п. 4 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Согласно правилу, закрепленному статьей 20 Закона N 416-ФЗ, коммерческий учет сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации, в узлах учета путем измерения количества сточных вод приборами учета сточных вод или в случаях, предусмотренных данной статьей, расчетным способом.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее - Правила N 776).
Пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (Правила N 644).
Указанные правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу.
В силу пункта 111 указанных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 названных Правил абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод. Таким образом, с введением в действие с 1 января 2014 года раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить следующие виды платежей: по воздействию на водные объекты (статья 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Взимание платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ отдельно от платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения предусмотрено Правилами N 644 (пункт 36).
Порядок отбора проб установлен Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
В соответствии с пунктами 18, 19 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления (пункт 21 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод).
При этом, в пункте 149 Правил холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что при воспрепятствовании абонентом, транзитной организацией в доступе в течение более чем 30 минут с момента их прибытия составляется акт, фиксирующий факт несовершения абонентом, транзитной организацией действий (бездействия), необходимых для обеспечения доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета воды, канализационным сетям, контрольным канализационным колодцам для отбора проб воды, сточных вод, проведения обследований и измерений.
Согласно пункту 22 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 24 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, в том числе, необеспечение доступа организации водопроводно-канализационного хозяйства к месту отбора проб сточных вод, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.
В пункте 27 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод установлено, что по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом (пункт 28 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод).
Согласно пункту 38 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя доводы апелляционной жалобы, соглашается с ними в части того, что судом первой инстанции сделаны необоснованные выводы о то, что истцом фактически произведен отбор проб в ином колодце, не согласованном сторонами, поскольку в приложениях к договору N 103-ВК холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 указание на номер пломбы 01338922 отсутствует; отсутствуют сведения о надлежащей аккредитации лаборатории; истцом нарушен порядок уведомления ответчика о результатах лабораторных исследований отобранных проб.
Так, ответчиком не представлено доказательств, что на его территории расположен иной колодец, чем в котором был произведен отбор и который впоследствие согласован сторонами в соответствующем договоре. Нахождение уполномоченного представителя ответчика в момент проведения истцом мероприятий по контролю за качеством сточных вод свидетельствует о том, что ответчику было известно о месте и времени проведения данных мероприятий, для участия в которых был направлен представитель. Ответчиком не заявлялось о фальсификации данного акта, также как об оспаривании лабораторного анализа, следовательно, у суда отсутствовали основания для непринятия данных документов как доказательств по настоящему делу.
Указания суда на нарушение истцом порядка уведомления ответчика о результатах лабораторных исследований отобранных проб, также является несостоятельной, поскольку нарушение срока направления абоненту выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов не исключает ответственности абонента и его обязанности внесения истцу платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В тоже время указанное не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку предметом заявленных исковых требований является взыскание долга за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций за февраль - март 2018 года. При этом акт отбора проб произведен в 2015 году.
В соответствии с пунктом 123 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 в ред. от 05.01.2015 и в ред. от 22.05.2020 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается с учетом общего объема фактически сброшенных сточных вод за период от обнаружения превышения нормативов водоотведения до следующего отбора проб сточных вод, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в части необоснованности заявления исковых требований по акту N 348 от 22.07.2015 являются верными.
Суд первой инстанции правильно указал, что истец не представил правового и нормативного обоснования начисления платы за ПДК за февраль, март 2018 года на основании договора N 103-ВК холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018, учитывая, что отбор проб произведен в июле 2015 года.
В спорный период начисления истцом платы февраль, март 2018 года он не производил отбор проб, принимаемых в канализационную систему сточных вод ответчика.
На основании указанного начисление истцом платы за сброс в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК ответчиком спустя практически три годя с даты отбора проб, не основано на положениях закона.
При таких обстоятельствах апелляционный суд повторно приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.06.2021 по делу N А53-5671/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5671/2021
Истец: МУП "УПРАВЛЕНИЕ "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N92", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД N 92"