город Омск |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А70-16672/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Воронова Т.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А70-16672/2020 по иску Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213) к обществу с ограниченной ответственностью "Ассорти" (ОГРН 1037200614912, ИНН 7204058393), индивидуальному предпринимателю Дубинскому Владлену Иосифовичу (ОГРНИП 316723200086280, ИНН 720200557111) об устранении нарушений,
при участии в судебном заседании представителя Дубинского Владлена Иосифовича - Беккер Дмитрий Михайлович (по доверенности от 07.06.2021 N 72 АА 2092233 сроком действия 1 год);
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ассорти" (далее - ООО "Ассорти", общество) об обязании ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет осуществить приведение фасада здания по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, д. 8, в соответствие с проектной документацией здания путем демонтажа системы вентиляции, примыкающей к нежилому помещению по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, д. 8/12.
Решением от 21.12.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-16672/2020 исковые требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, лицо, не участвующее в деле - индивидуальный предприниматель Дубинский Владлен Иосифович (далее - ИП Дубинский В.И., предприниматель) 13.05.2021 обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы ее податель указал, что является собственником нежилого помещения по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, д. 8/12 на основании договора купли-продажи от 25.09.2020, заключенного с ООО "Ассорти". Переход права собственности на Дубинского В.И. осуществлен в установленном законом порядке до принятия решения судом первой инстанции, в свою очередь, решение суда затрагивает интересы заявителя как собственника помещения, принято о его правах и обязанностях без привлечения к участию в деле.
Дополнительно приведены доводы по существу спора о том, что судом не выяснены все обстоятельства дела, не учтено, что на момент принятия решения пункт 1.3. Требований к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени, утвержденных постановлением Администрации города Тюмени от 30.08.2019 N 162-пк, исключен постановлением Администрации города Тюмени от 21.12.2020 N 248-пк.
Определением от 29.06.2021 Восьмой арбитражный апелляционный суд на основании части 6.1 статьи 268, части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12) перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица Дубинского В.И.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, просил обязать ООО "Ассорти", ИП Дубинского В.И. в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу за свой счет осуществить приведение фасада здания по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, д. 8, в соответствии с проектной документацией здания путем демонтажа системы вентиляции, примыкающей к нежилому помещению по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, д. 8/12.
Определением от 09.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда Дубинский В.И. привлечен к участию в деле в качестве ответчика в силу положений части 2 статьи 46 АПК РФ в связи с чем рассмотрение дела отложено на 26.08.2021.
Истец и ответчик ООО "Ассорти", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В представленных суду письменных пояснениях Департамент указал, что на момент принятия решения суда первой инстанции норма, устанавливающая запрет на размещение вентиляции без внесения соответствующих изменения в проект, действовала, а паспорт отделки фасадов, подготовленный в рамках проектной документации на жилой дом, размещение системы вентиляции со стороны дворового фасада не предусматривал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Дубинского В.И. в удовлетворении исковых требований просил отказать, ссылаясь, в том числе, на обстоятельства установки системы вентиляции со стороны дворового фасада дома с момента его ввода в эксплуатацию в 2006 году, поскольку в соответствии с техническим паспортом на жилой дом предусмотрено размещение нежилого помещения, имеющего назначение "кафе", следовательно, ссылки истца на нормативные акты, принятые по времени позднее, не могут быть распространены на правоотношения сторон.
На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента и ООО "Ассорти".
Изучив материалы дела, рассмотрев исковое заявление, апелляционную жалобу, дополнения сторон, заслушав представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО "Ассорти" на праве собственности с 09.04.2007 принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером: 72:23:0217003:1393, площадью 367,4 кв.м, адрес: г. Тюмень, ул. Комсомольская, д. 8/12, наименование: кафе, этажи: 01, цокольный (выписка из единого государственного реестра недвижимости от 23.09.2020 N КУВИ-002/2020-23337869).
На основании договора купли-продажи от 25.09.2020 N 2 право собственности на помещение перешло к ИП Дубинскому В.И.
Строительство дома по адресу: г. Тюмень, ул. Комсомольская, д. 8/12 осуществлялось застройщиком ООО "Диогаз" согласно распоряжению Администрации города Тюмени от 20.07.2000 N 2893 о выдаче разрешения на строительство жилого дома с соцкультбытом, распоряжением от 14.12.2006 N RU72304000-195-рв объект введен в эксплуатацию.
Согласно акту осмотра места совершения административного правонарушения от 15.06.2020 N 15.06 (далее - Акт), в ходе осмотра здания Департаментом выявлено изменение его фасада путем размещения системы вентиляции, которое в нарушение регламента, предусмотренного постановлением Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 51-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию паспорта фасадов здания, строения, сооружения на территории муниципального образования" (далее - Регламент), не согласовано, уведомление об изменении фасада жилого дома в адрес Департамента не поступало.
К Акту приложены фотоматериалы, из которых усматривается размещение блока системы вентиляции (внешней вентиляции) со стороны дворового фасада дома.
Указав, что проектная документация на дом размещение внешней вентиляции не предусматривала, при этом ее размещение в соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 30.08.2019 N 162-пк "Об утверждении Требований к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени, Порядка выявления, демонтажа дополнительного оборудования, элементов и устройств, не соответствующих Требованиям к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени" (далее - Требования) осуществляется лишь в порядке, предусмотренном Регламентом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев исковые требования, суд апелляционной инстанции полагает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, в частности, вопросы внешнего оформления улиц и зданий.
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления (статьи 2, 15 Закона N 131-ФЗ)
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Закона N 131-ФЗ).
В порядке приведенных норм Тюменской городской Думой принято решение от 27.06.2019 N 136 "О Правилах благоустройства территории города Тюмени", которыми утверждены правила благоустройства территории (далее - Правила N 136).
Пунктом 1 статьи 7 Правил N 136 предусмотрено, что содержание фасадов, некапитальных нестационарных строений и сооружений обеспечивают правообладатели зданий, строений, сооружений, некапитальных нестационарных строений и сооружений, а также иные лица, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать фасады, некапитальные нестационарные строения и сооружения.
Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать здания, строения, сооружения, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, линейных объектов (за исключением линейно-кабельных сооружений связи), объектов культурного наследия (за исключением размещения на них вывесок), обязаны иметь паспорт фасадов, за исключением случаев, установленных муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Порядок составления, изменения и согласования паспорта фасадов, форма паспорта фасадов, требования к внешнему виду фасадов, к размещению и внешнему виду некапитальных нестационарных строений и сооружений, порядок выявления, демонтажа дополнительного оборудования, элементов и устройств, не соответствующих требованиям к внешнему виду фасадов, перечень такого дополнительного оборудования, элементов и устройств, а также порядок выявления, демонтажа некапитальных нестационарных строений и сооружений, размещенных в нарушение требований к размещению и внешнему виду некапитальных нестационарных строений и сооружений, устанавливаются муниципальными правовыми актами Администрации города Тюмени (пункт 3 статьи 7 Правил N 136).
Самовольное изменение внешнего вида фасадов, не соответствующее паспорту фасадов, проектной документации или путем проведения работ, не предусмотренных муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени, при осуществлении которых не требуется составление паспорта фасадов, а также размещение некапитальных нестационарных строений и сооружений в нарушение требований, установленных действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени, не допускается (пункт 4 статьи 7 Правил N 136).
Ранее аналогичные положения содержала статья 9 Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 "О Правилах благоустройства территории города Тюмени".
Как уже было отмечено выше, Требования к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени установлены постановлением Администрации города Тюмени от 30.08.2019 N 162-пк.
Пункт 1.3 Требований устанавливал, что размещение наружных блоков систем вентиляции осуществляется в порядке, установленном Регламентом.
В соответствии с положениями Регламента изменение внешнего вида фасада здания, строения, сооружения осуществляется после внесения изменений в паспорт фасадов здания, строения, сооружения (пункты 1.6, 2.6-2.9, 3.2).
В настоящем случае требования Департамента основаны на том, что ответчиками самостоятельно и в нарушение административной процедуры внесены изменения в дворовой фасад здания путем размещения внешней вентиляции.
Рассматривая исковые требования, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства как обстоятельств того, что внешняя вентиляция в кафе с адресом: г. Тюмень, ул. Комсомольская, д. 8/12 смонтирована непосредственно после введения жилого дома в эксплуатацию, так и обстоятельств того, что монтаж спорного оборудования произошел после принятия органом местного самоуправления Правил благоустройства территории.
Между тем, нежилое помещение как объект капитального строительства под кафе в составе многоквартирного жилого дома введено в эксплуатацию на основании разрешения от 14.12.2006 N RU723040000-195-рв, что предполагало наличие самостоятельной системы вентиляции, не связанной с вентиляционной проточной системой расположенных в иных помещениях, в том числе в жилых, при вводе кафе в эксплуатацию (СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила, утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001).
Поскольку в отношение кафе "Ассорти" после ввода дома в эксплуатацию выданы заключения о соответствии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности (заключения от 12.07.2007 N 72.ОЦ.01.121.М.000805.07.07, от 24.07.2007 N 000434) предполагается, что на момент выдачи заключения кафе было оборудование самостоятельной внешней вентиляцией - т.е. спорные объектами вентиляции, указанными в актах осмотра и на фотоматериалах (сведения об их монтаже или реконструкции в иное время отсутствуют).
При этом положения статьи 9 Правил N 81, принятые постановлением Тюменской городской Думы от 26.06.2008, введены в действие лишь с 09.07.2008, а Регламент, на который ссылается истец, лишь с 19.12.2012, т.е. после ввода кафе в эксплуатацию, получения собственником соответствующих заключений.
Из изложенного следует, что на момент размещения внешней вентиляции нормативный акт, устанавливающий порядок внесения изменений в фасад здания, порядок согласования размещения вентиляции на фасаде с органом местного самоуправления отсутствовали, а действующие в настоящее время не могут быть применены к спорным правоотношениям (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, Правила N 81 содержали в себе положения, согласно которым под изменением внешнего вида фасадов понималось, в том числе: установка или демонтаж дополнительного оборудования (решетки, экраны, жалюзи, ограждения витрин, приямки (для окон подвального этажа), наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции).
Правила N 136, введенные в действие с 01.09.2019, подобные положения не содержат (пункт 6 статьи 7), в связи с чем размещение вентиляции на внутреннем фасаде здания не является его изменением.
Пункт 1.3 Требований (в ред. от 08.06.2020 и ранее) предусматривал, что размещение наружных блоков систем вентиляции осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом.
Однако, постановлением Администрации города Тюмени от 21.12.2020 N 248-пк "О внесении изменений в постановления Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 51-пк, от 30.08.2019 N 162-пк" пункт 1.3 Требований исключен (т.е. не применяется с 21.12.2020).
Таким образом, доводы истца о несоблюдении процедуры согласования паспорта многоквартирного дома в Администрации города Тюмени являются необоснованными ввиду размещения вентиляции до введения в действие соответствующих нормативных актов, при этом в настоящее время, исходя из положения Правил N 136 и внесенных в Требования изменений, размещение вентиляции изменением фасада здания не является.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Ввиду установленных обстоятельств, перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, решение от 21.12.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-16672/2020 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ (пункт 32 Постановления N12) с принятием нового судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу части 1 статьи 110 АПК РФ в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию с истца в пользу ответчика (подателя жалобы).
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.12.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-16672/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени в пользу индивидуального предпринимателя Дубинского Владлена Иосифовича судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-16672/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ
Ответчик: Дубинский Владлен Иосифович, ООО "Ассорти"
Третье лицо: ИФНС по г. Тюмени N3, ОСП г. Тюмени, УФМС России по ТО