г. Пермь |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А71-16778/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н. М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бронниковой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Плыкиной Анны Викторовны,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 02 июня 2021 года
по делу N А71-16778/2020
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике (ИНН 1832015875, ОГРН 1041800950025)
к Плыкиной Анне Викторовне (ИНН 183303285844, ОГРНИП 304184013800401)
о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 187502 руб. 83 коп., установил,
Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба N 11 по Удмуртской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Ленинский районный суд г. Ижевска с административным иском к Плыкиной Анне Викторовне (далее - Плыкина А.В., ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей, санкций.
Определением от 16.10.2020 из административного дела выделены требования Межрайонной ИФНС России по Удмуртской Республике Плыкиной А.В. о взыскании недоимки за 2018 г. за земельный участок с кадастровым номером 18:26:040709:236в размере 187619 руб. и пеней с суммы 187619 руб. с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 645 руб. 72 коп. в отдельное производство.
Определением Ленинского районного суда г. Ижевска от 01.12.2020 дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральная налоговая служба N 11 по Удмуртской Республике к Плыкиной Анне Викторовне о взыскании недоимки за 2018 год за земельный участок с кадастровым номером 18:26:040709:236 в размере 187619 руб. и пеней с суммы 187619 руб. с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 645 руб.72 коп передано по подсудности в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Определением арбитражного суда от 11.01.2021 заявление принято к производству с присвоением делу N А71-16778/2020.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены: с Плыкиной Анны Викторовны взысканы в доход соответствующего бюджета 187502 руб. 83 коп. задолженности по земельному налогу с физических лиц; а также в доход федерального бюджета 6625 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Плыкина А.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что по условиям договора купли-продажи ИП Плыкиной А. В. приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером 18:26:040709:236. В тексте договора купли-продажи отсутствует указание на то, что земельный участок приобретался ИП Плыкиной А. В. с целью осуществлять на нем жилищное строительство. Полагает, что при рассмотрении дела суд неправомерно применил нормы п. 15 ст. 394 НК РФ и взыскал с ИП Плыкиной А. В. сумму земельного налога за период 2018 года с коэффициентом 2.
Инспекция в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ заявитель письменно уведомил суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Плыкина Анна Викторовна состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике в качестве налогоплательщика.
Согласно данным выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 14.09.2020 Плыкина А.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 30.07.2003.
Согласно сведениям выписок из ЕГРН от 09.07.2020, представленных филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Плыкина А.В. является собственником земельных участков: 427105, УР, Якшур-Бодьинский район, с. Люкшудья, ул. Майская, 2, кадастровый номер: 18:24:023001:661, площадью 1423 кв. м., дата регистрации права - 26.01.2016; 426023, г. Ижевск. ул. Василия Зайцева, 28, кадастровый номер: 18:26:041342:15, площадью 581 кв.м, дата регистрации права 02.10.2006; 426023, г. Ижевск, ул. Д. Бедного, 88, кадастровый номер 18:26:041342:15, площадью 327 кв.м, дата регистрации 14.12.2010; 426023, г. Ижевск, ул. Автономная, кадастровый номер: 18:26:040709:236, площадью 18575 кв.м., дата регистрации права 14.12.2010.
На основании представленных сведений налоговым органом произведен расчет земельного налога за 2018 г. по земельному участку с кадастровым номером: 18:26:040709:236, в адрес ответчика направлено налоговое уведомление от 21.08.2019 N 9959571.
В связи с неуплатой сумм налога за 2018 г., указанного в направленном налоговом уведомлении, налоговым органом начислены пени. В адрес Плыкиной А.В. направлено требование от 19.12.2019 N 43551 об уплате налога и пени.
Согласно данным КРСБ налогоплательщика 09.07.2020 налоговым органом принято решение о зачете в счет погашения задолженности по земельному налогу за 2018 г. суммы в размере 116 руб. 17 коп. Пени по земельному налогу за 2018 г. в размере 652 руб. 38 коп. оплачены налогоплательщиком в полном объеме 06.10.2020. В связи с частичной оплатой задолженности по земельному налогу в размере 2173 руб., остаток задолженности по земельному налогу за 2018 г. по земельному участку с кадастровым номером: 18:26:040709:236 составил 187502 руб. 83 коп.
В связи с неуплатой ответчиком задолженности по земельному налогу за 2018 в установленный срок, налоговая инспекция обратилась в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из законности и обоснованности требований налогового органа. Указывая на необходимость исчисления суммы авансовых платежей и суммы налога в соответствии с п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации права на земельные участки с соответствующим разрешенным использованием, до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, исходил из того, что в проверяемый период спорные земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, имели вид разрешенного использования для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, которые построены в течение трехлетнего срока не были.
По смыслу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность налогоплательщика (плательщика) по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии установленных Кодексом оснований и возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном ст. 47 и 48 НК РФ.
По смыслу статей 69, 70, 48 НК РФ направление налоговым органом требования представляет собой досудебную процедуру принудительного взыскания и является обязательным условием для обращения в суд, которое в рассматриваемом случае не выполнено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку настоящее дело о взыскании задолженности по земельному налогу первоначально инициировано в приказном производстве, в последующем - в исковом в суде общей юрисдикции, далее передано для рассмотрения по подведомственности в арбитражный суд, то в отношении задолженности по земельному налогу за 2018 год сроки для взыскания недоимки не истекли и сроки совершения мер принудительного взыскания соблюдены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом налоговые ставки в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, не могут превышать 0,3 процента. Допускается установление представительными органами муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N54 неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 396 Налогового кодекса РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В силу пункта 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Исходя из буквального содержания данной нормы, применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости. При этом указанное регулирование связано с земельным участком и установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258).
Применение повышающего коэффициента, указанного в п. 15 ст. 396 НК РФ, в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для целей жилищного строительства, обусловлено необходимостью стимулировать налогоплательщиков, владеющих такими земельными участками, осуществлять строительство в пределах трехлетнего срока с момента приобретения данных участков, путем установления повышенной ставки земельного налога для земель, выделенных под жилищное строительство, в случае если строительство на данных землях не завершено в разумный с точки зрения законодателя срок - три года.
Наличие соответствующего вида разрешенного использования при отсутствии на земельном участке жилых объектов не может служить основанием для применения пониженной ставки 0,3% без применения повышающих коэффициентов.
С учетом приведенных правовых норм, разъяснений Пленума ВАС РФ в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога, который предусматривает одновременное использование льготной ставки земельного налога в размере 0,3 процента, предусмотренного п.п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ и определенного в таком же размере нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, а также применение коэффициента, предусмотренного п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ.
Доводы заявителя о том, что повышающий коэффициент может быть применен при расчете земельного налога только по тем земельным участкам, которые на момент их приобретения были предоставлены собственнику на условиях осуществления на них жилищного строительства, и не начисляется, если изначально земельный участок предоставлялся для иных целей, апелляционным судом исследованы и отклонены, как не соответствующие нормам налогового законодательства.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 21.12.2017 Плыкина А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:040709:236.
На момент заключения договора купли-продажи земельный участок относился к категории земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование земельного участка: Зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор видов разрешенного использования (действовавший в спорный период) земельных участков был утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. Согласно указанному Классификатору вид разрешенного использования земельных участков "для многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности" относился к жилищной застройке.
Поскольку в налоговом периоде видом разрешенного использования спорного земельного участка являлся "для многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности", оснований для неприменения коэффициента 2, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 НК РФ в налоговом периоде - 2018 год отсутствовали.
Согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ИП Плыкиной А.В. по состоянию на 14.09.2020 являлась аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Положения об использовании при определении налоговой базы внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений, установленных решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда, с даты начала применения для целей налогообложения обжалованной кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости при заключении договора купли-продажи между Выдриным Д.Б. и Плыкиной А.В. в 2017 г. была установлена в размере 31269898 руб. в соответствие с его рыночной стоимостью. В 2018 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:040709:236 не менялась, заявителем оспорена не была, а значит, могла учитываться для целей налогообложения с 01.01.2018.
Согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 02.04.2021 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:040709:236 по состоянию на январь 2018 г. была установлена в размере 31269898 руб. Размер начисленного земельного налога рассчитан исходя именно из кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, налоговым органом на основании сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в ЕГРН, произведен расчет налога, подлежащего уплате за 2018 г.
Судом в ходе судебного разбирательства также установлено, что на спорном земельном участке жилые дома либо иные объекты капитального строительства отсутствуют, ответчик строительство жилых домов на них не осуществлял.
Применение повышающего коэффициента, указанного в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для целей жилищного строительства, обусловлено необходимостью стимулировать налогоплательщиков, владеющих такими земельными участками, осуществлять строительство в пределах трехлетнего срока с момента приобретения данных участков, путем установления повышенной ставки земельного налога для земель, выделенных под жилищное строительство, в случае если строительство на данных землях не завершено в разумный с точки зрения законодателя срок - три года.
Таким образом, в случае применения налогоплательщиком пониженной ставки при исчислении земельного налога, действующее законодательство предусматривает одновременное применение в этом случае повышенного коэффициента 2, либо 4, установленного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации. В ином случае применению подлежит ставка 1,5 процента.
Факт приобретения земельного участка для использования в иных целей, либо без условий его использования для жилищного строительства, в данном случае, значения не имеет.
Наличие соответствующего вида разрешенного использования при отсутствии на земельном участке жилых объектов не может служить основанием для применения пониженной ставки 0,3% без применения повышающих коэффициентов.
Кроме того, если строительство жилых домов не планируется, следовательно, налогоплательщик обязан изменить вид разрешенного использования, а не использовать имеющийся с целью снижения налогового бремени.
При таких обстоятельствах решение налогового органа о доначислении земельного налога за 2018 год соответствует Налоговому кодексу РФ и является обоснованным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу п. 8 ст. 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 300 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июня 2021 года по делу N А71-16778/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Плыкиной Анны Викторовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16778/2020
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N11 по Удмуртской Республике
Ответчик: Плыкина Анна Викторовна