город Москва |
|
2 сентября 2021 г. |
дело N А40-217517/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 02.09.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области (РЭК Омской области)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2021
по делу N А40-217517/20
по заявлению Региональной энергетической комиссии Омской области (РЭК Омской области) (ОГРН 1025500751418)
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: ООО "Алерон"
о признании незаконным решение;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Арсланова Л.А. по доверенности от 10.11.2020;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2021 в удовлетворении заявленных Региональной энергетической комиссией Омской области (РЭК Омской области) требований о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 06.08.2020 N 31/67177/20, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Алерон".
Представители общества и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов).
В силу подп. "а" п. 5 Положения N 543, государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) - при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).
Согласно п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления ООО "Алерон" о несогласии с приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (РЭК Омской области) от 17.12.2019 N 449/83 "О корректировке тарифов на 2020 год на тепловую энергию для потребителей ООО "Алерон", Кормиловский муниципальный район Омской области" антимонопольным органом принято решение, которым Региональная энергетическая комиссия Омской области признана нарушившей п. п. 38 и 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого ненормативного акт и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно п. 38 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Согласно п. 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки обращения антимонопольным органом установлено, что при формировании плановых затрат ООО "Алерон" на холодную воду ГОК Омской области руководствовался письмом Прокуратуры Омской области от 17.07.2017 N 7/3-27-2017/22492, согласно которому на территории поселений имеется возможность забора воды.
В обоснование своей позиции РЭК Омской области указывает на необоснованность выводов антимонопольного органа о необходимости провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки на 2020 год по статьям затрат "расходы на холодную воду", "расходы по уплате налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения", "расчетная предпринимательская прибыль", "корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов", а также включить в необходимую валовую выручку ООО "Алерон" расходов по статье "экономически необоснованные расходы и экономически необоснованные доходы".
В соответствии с п. 38 Основ ценообразования, расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Согласно письму администрации Кормиловского муниципального района от 20.02.2020 N 01-13/646 действующие скважины на территории Кормиловского муниципального района отсутствуют, водоснабжение осуществляется за счет частных и общественных колодцев. Сведениями о наличии эксплуатируемых скважин, находящихся в собственности муниципальных образований Кормиловского муниципального района, юридических лиц администрация Кормиловского муниципального района не располагает. Информация о наличии лицензий на водопользование отсутствует.
Предметом представленного ООО "Алерон" договора на отпуск технической воды с МУП Кормиловский "Водоканал" от 01.01.2017 N 61/2017 является оказание услуг по доставке технической воды со станции ВОС, расположенной в р.п. Кормиловка, улица Речная, 1, для нужд котельных с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый Привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Немировка, с. Новоселье школа, с. Новоселье д/сад, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Черниговка и с. Юрьево.
Согласно указанному договору учитывается стоимость 1 м3 воды и стоимость доставки (1 рейс = 4 м3 воды), при этом стоимость 1 м3 воды и стоимость доставки являются договорными, но экономическое обоснование стоимости не представлено ООО "Алерон".
Принимая во внимание объективную необходимость осуществления расходов на холодную воду в процессе производства тепловой энергии на котельных и невозможности ее добычи собственными силами ООО "Алерон", антимонопольный орган пришел к выводу о необходимости рассмотрения документов, обосновывающих затраты на приобретение холодной воды в целях установления тарифа на основании указанных документов.
Антимонопольным органом установлено, что заявителю необходимо было провести дополнительный экономический анализ расходов на холодную воду.
При формировании плановых затрат ООО "Алерон" на 2020 год расходы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН учтены заявителем согласно п. 62 Основ ценообразования N 1075 и представленному ООО "Алерон" уведомлению о переходе на упрощенную систему налогообложения от 07.05.2014 (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов) в размере 1 % от величины НВВ, принятой органом регулирования по каждому источнику тепловой энергии.
При формировании затрат ООО "Алерон" на 2020 год расходы по статье "расчетная предпринимательская прибыль" учтены заявителем согласно п. 74(1) Основ ценообразования N 1075 в размере 5 % от величины расходов (стоимость учтенных энергоресурсов за вычетом расходов на топливо + операционные расходы + неподконтрольные расходы), принятой органом регулирования по каждому источнику тепловой энергии.
Поскольку в определении расходов по уплате налога в связи с применением упрощённой системы налогообложения и по статье расходов "расчетная предпринимательская прибыль" участвуют статьи затрат, которые подлежат анализу и пересчету, антимонопольный орган посчитал необходимым органу регулирования привести затраты по указанным статьям на 2020 год в соответствии с проведенным анализом.
На основании изложенного, заявителю необходимо было провести дополнительный экономический анализ по статьям "расходы по уплате налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения", "расчетная предпринимательская прибыль" с учетом необходимости перерасчета расходов по иным статьям затрат, заявленным на досудебное рассмотрение спора.
Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.
В рамках рассмотрения досудебного спора заявителю указано, что полезный отпуск был определен органом регулирования на основании оборотно-сальдовой ведомости счета 90 за 2019 год, которая представлена ООО "Алерон" в материалы тарифного дела.
Антимонопольным органом установлено, что величина товарной выручки, примененная в расчете органом регулирования, не соответствует величине, указанной в оборотно-сальдовой ведомости счета 90, представленной регулируемой организацией в антимонопольный орган.
Таким образом, органу регулирования необходимо было устранить указанное несоответствие путем проведения дополнительного экономического анализа.
В отношении доводов заявителя об экономической необоснованности расходов ООО "Алерон" на договоры с третьими лицами, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что для ООО "Алерон" тарифы на тепловую энергию установлены методом индексации установленных тарифов на 2017-2020 приказом РЭК Омской области от 01.08.2017 N 108/40. РЭК Омской области исключены расходы ООО "Алерон" на 2020 год по договору с ООО "Интерра" от 01.09.2017 на осуществление функций административно-управленческого персонала и по договору с ООО "Строй-сервис" от 01.01.2018 на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов теплоснабжения и оборудования.
При этом согласно п. 75 Основы ценообразования N 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.
В соответствии с п. п. 59 и 60 Основ ценообразования N 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.
При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
Заявленные регулируемой организацией расходы по договорам с ООО "Интерра" и ООО "Строй-сервис" содержат расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств и общехозяйственные расходы, относящиеся к операционным в соответствии с п. 58 Основ ценообразования N 1075, которые не пересматриваются в течение долгосрочного периода 2017-2020.
Таким образом, является неправомерным исключение органом регулирования расходов, относящихся согласно п. 75 Основ ценообразования N 1075 к долгосрочным параметрам, поскольку указанные расходы могут быть исключены только в новом долгосрочном периоде регулирования.
В отношении доводов о подаче ООО "Алерон" заявления о разногласиях с РЭК Омской области с нарушением установленных сроков, антимонопольным органом установлено, что заявление о разногласиях в отношении установленных приказами РЭК Омской области от 17.12.2019 тарифов направлено ООО "Алерон" с соблюдением трехмесячного срока установленного Правилами рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 и поступило в Федеральную антимонопольную службу 10.03.2020.
Заявление оставлено без движения в связи с необходимостью подачи отдельных заявлений по каждому из установленных ООО "Алерон" тарифов, о чем в адрес ООО "Алерон" направлено уведомление (исх. от 19.03.2021 N СП/22097/20), в соответствии с которым ООО "Алерон" должно было исправить указанные недостатки
в 10-дневный срок.
Заявления о разногласиях по каждому из установленных ООО "Алерон" тарифов от 25.03.2021 поступили 27.03.2020, то есть с соблюдением установленного срока.
Следовательно, заявление о разногласиях с РЭК Омской области подано ООО "Алерон" с соблюдением установленных Правилами N 533 сроков.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2021 по делу N А40-217517/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217517/2020
Истец: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Федеральная антимономольная служба
Третье лицо: ООО "Алерон"
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80545/2022
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31510/2021
02.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51087/2021
23.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-217517/20