г. Киров |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А29-2174/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора", ИНН 1105019995, ОГРН 1081105000030
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.06.2021 по делу N А29-2174/2021
по иску акционерного общества "Коми тепловая компания" (ИНН 1101205461 ОГРН 1041100412682)
к индивидуальному предпринимателю Шитовой Светлане Михайловне (ИНН 110502807460 ОГРН 304110534500057), Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора" (ИНН 1105019995 ОГРН 1081105000030),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Гарантмастер",
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми тепловая компания" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю Шитовой Светлане Михайловне (далее - Предприниматель) о взыскании 27 655 руб. 48 коп. долга за март-май 2020 года по договору от 01.12.2017 N 217/Т/1, неустойки, начисленной на 27 655 руб. 48 коп. долга в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации с 26.01.2021 по день фактической оплаты долга, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на 27 655 руб. 48 коп. долга в размере ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, начиная с 26.01.2021 по день фактической оплаты долга, 2 000 руб. расходов по госпошлине.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гарантмастер" (далее - Общество).
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора" (далее - Комитет, ответчик, заявитель).
Компания в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования, просила взыскать с Комитета 5 263 руб. 89 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в нежилое помещение в период с 01.03.2020 по 22.03.2020 (далее - Спорный период).
Исковые требования Общества основаны на статьях 210, 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.06.2021 принят отказ от иска к Предпринимателю, производство по делу в данной части прекращено, требования к Комитету удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что Комитет не является балансодержателем спорных помещений. Объектом договора аренды недвижимого имущества от 24.03.2020 N 13-н является встроенное нежилое помещение лит. А-Г на первом этаже кирпичного здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Печора, Молодежный бульвар, д.2, для использования в целях: организация школы скорочтения "IQ 007". Указанное имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию муниципального района "Печора" на основании Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми от 28.07.1992. Полномочия на представление интересов муниципального образования муниципального района "Печора" на общих собраниях собственников помещений, в том числе и нежилых, находящихся в муниципальной собственности в многоквартирном доме, администрация муниципального района "Печора" возложила на свое структурное подразделение - отдел жилищно-коммунального хозяйства. Исходя из ведомственной структуры расходов бюджета МОМР "Печора" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (приложение 4 к решению Совета муниципального района "Печора" от 22.12.2020 N 7-4/38) Комитет не является получателем бюджетных средств, предназначенных для возмещения расходов по оплате услуг на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, следовательно, не является уполномоченным органом на представление интересов муниципального образования муниципального района "Печора" по спорному иску. Таким органом является администрация MP "Печора".
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель в отзыве указала, что срок договора аренды закончился 31.10.2018, с указанной даты потребителем услуг истца не является, собственником спорного помещения в период с 05.11.2013 по октябрь 2018 года являлась администрация муниципального района "Печора".
Комитет в возражениях на отзыв истца поддержал ранее изложенную позицию.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.07.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.07.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Истец, являясь ресурсоснабжающей организацией на территории г. Печора, в отсутствие заключенного договора теплоснабжения поставляло в спорный период (с 01.03.2020 по 22.03.2020) тепловую энергию в муниципальное нежилое помещение площадью 117,4 кв.м (лит. А-I), расположенное по адресу: Республика Коми, г. Печора, б-р Молодежный, д. 2
Указанное помещение в спорный период находилось в муниципальной собственности, в подтверждение чего представлены договоры аренды, акты приема-передачи помещения в рамках договоров аренды.
В обоснование заявленных требований истец представил подробный расчет заложенности за период с 01.03.2020 по 22.03.2020, справку КОМИ ЦГМС о среднемесячной температуре воздуха, универсальный передаточный документ за март 2020 года.
Неоплата Комитетом поставленного в спорный период ресурса, послужила основанием для обращения истца в суд.
С учетом уточненных требований задолженность с 01.03.2020 по 22.03.2020 составила 5 263 руб. 89 коп.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует, что фактическую поставку истцом ответчику энергии через присоединенную сеть к его объектам следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной сетевой организацией, поэтому такие отношения должны рассматриваться как договорные. В этой связи отсутствие заключенного письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не исключает обязанности потребителя производить оплату полученного коммунального ресурса.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса в спорные помещения, их объем и стоимость подтверждаются материалами дела и заявителем не оспорены.
Заявитель в жалобе считает, что он является ненадлежащим ответчиком.
Бремя содержания имущества несет его собственник, в частности в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального образования, - органы местного самоуправления в рамках их компетенции (статьи 125, 210 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Комитет не отрицает тот факт, что спорное помещение принадлежало на праве собственности муниципальному образованию муниципального района "Печора".
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 7 Решения Совета МО муниципального района "Печора" от 11.02.2014 N 5-23/332 (ред. от 16.02.2021) "Об утверждении Положения об управлении муниципальной собственностью муниципального района "Печора" органом местного самоуправления муниципального района "Печора", уполномоченным осуществлять управление и распоряжение Имуществом, является отраслевой орган администрации муниципального района "Печора" - Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора" (далее - Комитет).
Комитет осуществляет:
а) организацию учета Имущества и ведение реестра муниципальной собственности муниципального района "Печора" в порядке, установленном Советом муниципального района "Печора";
б) разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в его компетенцию;
в) контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий муниципального района "Печора", а также за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями муниципального района "Печора" и муниципальными учреждениями муниципального района "Печора" имущества;
г) согласовывает уставы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений муниципального района "Печора";
д) подготовку предложений по внесению Имущества в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ;
е) заключение договоров о передаче Имущества в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом норм, установленных настоящим Положением в отношении распоряжения Имуществом;
ж) ведение учета сделок залога недвижимого имущества муниципального района "Печора", закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями муниципального района "Печора" на праве хозяйственного ведения;
з) принятие решений о закреплении имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление Имуществом;
и) принятие решений об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению Имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом норм, установленных настоящим Положением в отношении распоряжения Имуществом;
к) передачу и приемку Имущества в соответствии с законодательством;
л) приобретение имущества для муниципальных нужд муниципального района "Печора" в случаях, установленных правовыми актами муниципального района "Печора";
м) продажу Имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом норм, установленных настоящим Положением в отношении распоряжения Имуществом;
н) защиту интересов муниципального района "Печора" в судах по вопросам, связанным с управлением Имуществом;
о) функции и полномочия собственника муниципального имущества муниципального района "Печора" при распоряжении имуществом муниципальными учреждениями муниципального района "Печора", а также согласование сделок бюджетных и автономных учреждений муниципального района "Печора", связанных с распоряжением особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом;
п) заключение договоров мены жилых помещений на основании решений об изъятии жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и предоставлении собственникам жилых помещений других жилых помещений взамен изымаемых;
р) иные полномочия в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Республики Коми, муниципального района "Печора".
Акт совершения исполнительных действий от 23.08.2019 в рамках дела N А29-5122/2019 о передаче нежилого помещения в отношении должника Шитовой Светланы Михайловны составлен с участием должника и главного специалиста Комитета Савиной Натальи Владимировны в качестве стороны взыскателя.
Из решения от 04.06.2019 по делу N А29-5122/2019 следует, что суд обязал Предпринимателя передать по акту приема-передачи в Комитет муниципальное имущество - встроенное нежилое помещение лит. А-1 общей площадью 117,4 кв.м. на первом этаже кирпичного здания, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Печора, Молодежный бульвар, д. 2.
В договоре аренды спорного помещения от 24.03.2020 с ИП Зиганшиным А.В. на стороне арендодателя в качестве представителя муниципального образования муниципального района "Печора" выступает Комитет. Арендная плата по данному договору аренды вносится арендатором путем перечисления на счет N 40101810000000010004 УФК по Республике Коми (Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора", ИНН/КПП 1105019995/100501001 с указанием своего точного наименования, ИНН, номера договора, периода аренды и назначения платежа - "Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну муниципальных районов".
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора", утвержденным распоряжением главы муниципального района "Печора" от 10.12.2009 N 640-р, Комитет входит в структуру Администрации муниципального района "Печора" как отраслевой орган последней, наделяется полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования муниципального района "Печора", в пределах и в порядке, установленных законодательством; осуществляет функции получателя средств бюджета муниципального образования. В число задач Комитета входит эффективное управление и распоряжение в установленном порядке монопольным имуществом, а также защита имущественных прав и интересов муниципального образования.
Таким образом, Комитет, осуществляя функции собственника муниципального имущества, обязан оплатить образовавшуюся перед истцом задолженность.
Договор теплоснабжения между истцом и ИП Зиганшиным А.В. заключен 23.03.2020 и распространяется на отношения, возникшие с 23.03.2020.
Спорное помещение передано ИП Зиганшину А.В. по акту приема-передачи в рамках договора аренды 23.03.2020.
Задолженность предъявлена истцом за период с 01.03.2020 по 22.03.2020.
Расчет размера задолженности заявителем не оспорен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца к Комитету в заявленном размере.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены либо изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.06.2021 по делу N А29-2174/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района "Печора" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2174/2021
Истец: АО "Коми Тепловая Компания"
Ответчик: Комитет по Управлению Муниципальной Собственностью Муниципального Района "Печора", Шитова Светлана Михайловна
Третье лицо: ООО "Гарантмастер", Межрайонная ИФНс России N 5 по Республике Коми, Служба Республики Коми Строительного, Жилищного и Технического Надзора (Контроля), Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Коми, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Республике Коми