г. Санкт-Петербург |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А56-103669/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Снукишкис И.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Шержинская М.А., по доверенности от 01.11.2019;
от ответчика (должника): Костерина Е.Н., по доверенности от 11.01.2021;
от 3-го лица: Зыбин И.Ю., по доверенности от 01.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21175/2021) публичного акционерного общества "Россетти Ленэнэрго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 по делу N А56-103669/2020, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россетти Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: акционерное общество "ЛОЭСК"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россетти Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 05.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-559/2020 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 800 000 рублей.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЛОЭСК".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 постановление от 05.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-559/2020 изменено в части административного наказания, снижен размер назначенного штрафа до 400 000 рублей. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда от 11.05.2021, ПАО "Россетти Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы податель указывает на то. что Обществом в соответствии с положениями Правил ТП Заявка аннулирована виде не предоставления АО "ЛОЭСК" сведений и документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, следовательно у Общества отсутствовала обязанность по направлению в адрес АО "ЛОЭСК" проекта договора.
Также податель жалобы считает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления и третьего лица просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.01.2020 АО "ЛОЭСК" направило заявку (исх. N 00-02/193) на осуществление технологического присоединения в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" в целях увеличения максимальной мощности ПС 35 кВ "Приморская", расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск.
29.01.2020 ПАО "Россети Ленэнерго" сообщило (письмо N ЭСКЛ/16-01/1470) что для подготовки проекта договора, АО "ЛЭСК" следует направить заявку в соответствии с приложенной формой ПАО "Россети Ленэнерго".
В адрес Управления поступило заявление АО "ЛОЭСК" (вх. N 2821 от 11.03.2020) с информацией о нарушение Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила присоединения, Правила N 861).
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований Правил N 861, в связи, с чем определением от 30.03.2020 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 14.10.2020 в отношении Общества составлен протокол по делу N 047/04/9.21-559/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 05.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-559/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление, в части назначения наказания снизив размер штрафа до 400 000 рублей.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Пунктом 41 Правил присоединения установлено, что сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае если сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями.
При этом по смыслу пункта 43 Правил присоединения отказ от заключения не допускается.
Раздел 5 Правил присоединения не регламентирует процедуру заключения договора об осуществлении технологического присоединения, соответственно, сторонам следует руководствоваться общими положениями Правил присоединения о заключении и исполнении договоров технологического присоединения между сетевой и смежной сетевой организациями.
Согласно пункту 15 Правил присоединения при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам); сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации.
Таким образом, ПАО "Россети Ленэнерго" обязаны в срок 3 рабочих дней направить уведомление об отсутствии необходимых документов и сведений.
В адрес АО "ЛОЭСК" было направлено уведомление с рекомендацией заполнить заявку в соответствии с формой, разработанной ПАО "Россети Ленэнерго", без указания на отсутствие необходимых документов и сведений.
Согласно пункту 15 Правил присоединения сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации.
20.03.2020 в адрес АО "ЛОЭСК" направлено письмо с предложением рассмотреть возможность подключения по индивидуальному проекту, в связи с отсутствием технической возможности.
13.04.2020 в адрес АО "ЛОЭСК" направлено уведомление (исх. N ЛЭ/16-50/511) с запросом дополнительных документов и сведений, установленных Правилами присоединения.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод УФАС, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861.
Таким образом, следует признать, что материалами административного дела подтверждается наличие в действиях Общества объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ (учитывая повторное совершение Обществом правонарушения, его действия правильно квалифицированы Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Общества, приведенные в заявлении, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 400 000 рублей.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 по делу N А56-103669/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-103669/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: АО "ЛОЭСК"