город Москва |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А40-28643/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
судей: Лялиной Т.А., Мартынова Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хвенько Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЕВРОМЕД" на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2021 года по делу N А40-28643/21 по иску ООО "ЕВРОМЕД" (ИНН 2222864830)
к ФСИН РОССИИ (ИНН 7706562710)
третьи лицо ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области,
о взыскании 450 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Седенть Д.С. по доверенности о т 21.02.2020 N ЦСХ-02-11774.
от третьего лица - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЕВРОМЕД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФСИН РОССИИ о взыскании 450 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2021 года по делу N А40-28643/21 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ЕВРОМЕД" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, третьего лица, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу апелляционный суд считает доводы подателя жалобы необоснованными в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ФКУ "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (Государственный заказчик) и ООО "ЕВРОМЕД" (Поставщик) был заключен государственный контракт N 39 от 11.04.2019 на поставку материала для изготовления одеял для государственных нужд, предметом которого является поставка Полотна одеяльного полушерстяного, ниток.
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта "Государственный заказчик" поручает, а "Поставщик" принимает на себя обязательства по поставке материала для изготовления одеял (далее - "Товар"), в количестве и по цене согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1), а "Государственный заказчик" обязуется обеспечить приемку Товара и оплатить Товар согласно условиям Контракта.
Согласно пункту 3.1. Контракта, Цена Контракта составляет 600 000 руб., с учетом полной стоимости "Товара".
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта "Государственный заказчик" производи; оплату фактически поставленного ((Товара" в рублях Российской Федерации, форме безналичного расчета путем перечисления денежных средств с лицевого счета "Государственного заказчика" на расчетный счет "Поставщика", в срок не более чем в течение 30 (тридцати) дней, с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Поставка товара в адрес "Государственного заказчика" осуществлена "Поставщиком" в полном объеме 19.04.2019, что подтверждается следующими документами: универсальный передаточный документ N 12 от 12.04.2019, акт приемки поставленных товаров N 4 от 19.04.2019 и Экспертного заключения 7/2019-ИК1.
ФКУ "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" 07.10.2019 перечислило на расчетный счет ООО "ЕВРОМЕД" 50 000 рублей по государственному контракту N 39 от 11 апреля 2019 г.
Кроме того, 18.10.2019 ФКУ "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" перечислило на расчетный счет ООО "ЕВРОМЕД" 100 000 рублей, по государственному контракту N 39 от 11 апреля 2019 г.
Окончательный расчет по государственному контракту N 39 от 11.04.2019 в сумме 450 000 рублей 00 копеек в адрес "Поставщика" не поступал.
Решением Арбитражного суда Тюменской области по делу N A70-17798/2019 от 05.12.2019 удовлетворены исковые требования ООО "ЕВРОМЕД" к ФКУ ".Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" в сумме 464 000 руб., в том числе 450 000 руб. - задолженность по государственному контракту N 39 от 11.04.2019, и 14 000 руб. - судебных расходов по уплате государственной пошлины. Однако денежные средства на счет ООО "ЕВРОМЕД" не поступили.
ООО "ЕВРОМЕД" направило Исполнительный лист серии ФС N 031889897 от 26.12.2019 в Управление федерального казначейства по Тюменской области для взыскания задолженности с должника - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области".
От Управления федерального казначейства по Тюменской области в адрес Истца 27.04.2020 поступило Уведомление от 22.04.2020 N 67-04-19/335 о неисполнении должником требований исполнительного документа. Согласно уведомлению, в связи с истечением 15.04.2020 трехмесячного срока исполнения исполнительного документа и не исполнением должником, содержащихся в нем требований, сообщается о возможности отзыва исполнительного документа и предъявлении исковых требований к главному распорядителю средств, соответствующего бюджета, в ведении которого находится должник - Федеральная служба исполнения наказаний.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа и в целях предъявления исковых требований к главному распорядителю средств, соответствующего бюджета, в ведении которого находится должник - Федеральная служба исполнения наказаний, 06.07.2020 в Управление федерального казначейства по Тюменской области направлено заявление с просьбой о возврате исполнительного документа.
В адрес ООО "ЕВРОМЕД" 15.07.2020 из Управления федерального казначейства по Тюменской области поступил исполнительный документ серии ФС N 031889897 от 26.12.2019.
ООО "ЕВРОМЕД" 23.07.2020 в адрес ФСИН России направило претензию, согласно которой предлагалось в течении 30 дней с момента получения претензии оплатить задолженность перед ООО "ЕВРОМЕД" в размере 464 000 руб., в том числе 450 000 руб. - задолженность но государственному контракту N 39 от 11.04.2019, и 14 000 руб. - судебных расходов по уплате государственной пошлины по делу N А70-17798/2019, так как Федеральная служба исполнения наказаний является главным распорядителем средств, соответствующего бюджета, в ведении которого находится должник.
Претензия получена ответчиком 06.08.2020.
27.08.2020 от ответчика поступил ответ на претензию, согласно которому с 17.02.2020 операции по расходованию средств на лицевом счете ФКУ ИК-1 приостановлены. Денежные средства от приносящей доход деятельности, связанной с привлечением осужденных к труду, в первую очередь направляются на выплату заработной платы работникам исправительного учреждения, а также уплату налогов. После указанных выплат производятся удержания на погашение исковых требований.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, руководствуясь положениями ст.ст. 123.22, 399 ГК РФ, положений ФЗ "Об исполнительном производстве", БК РФ, суд первой инстанции указал, что исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке: такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ, возможность получения задолженности от должника по контракту не утрачена.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не установлено, какая сумма денежных средств из 1 244 960,67 руб. будет направлена ФКУ ИК-1 на выплату заработной платы работникам исправительного учреждения и уплату налогов, отклоняется апелляционным судом как основание для отмены судебного акта.
Апелляционный суд принимает во внимание, что судом первой инстанции дан анализ и приведен порядок исполнения исполнительного листа с учетом сформулированных истцом исковых требований заявленных истцом к ФСИН РОССИИ, не являющимся должником по исполнительному листу.
Исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Правила настоящей статьи применяются, если ГК РФ или иными законами не установлен другой порядок привлечения к субсидиарной ответственности (пункт 4 статьи 399 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу части 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
В связи с этим предъявление требования о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности возможно только, если отсутствует реальная возможность взыскания присужденной суммы с должника.
В силу положений пункта 4 статьи 50 ГК РФ и пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, к которой относится и казенное учреждение, может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 298 ГК РФ и пунктом 3 статьи 161 БК РФ казенные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами.
Уставом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области предусмотрено такое право.
В силу части 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право, в том числе распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с пунктом 10 статьи 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, денежные средства за выполненные казенными учреждениями системы исполнения наказаний работы, оказанные услуги, реализованные товары фактически перечисляются покупателями на счет Федерального казначейства с возможностью их использования учреждением в последующем как средства соответствующего бюджета.
Следовательно, в случае образования задолженности при недостаточном бюджетом финансировании на ее погашение могут быть направлены денежные средства, получаемые федеральным казенным учреждением от приносящей доход деятельности, которую оно осуществляет в соответствии со своим уставом (Постановления Президиума ВАС РФ от 26.09.2000 N 1703/00, от 26.09.2000 N 4492/00).
Задолженность ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области образовалась не в результате недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению ФСИН России для исполнения его денежных обязательств, а от приносящей доход деятельности учреждения. В связи с этим, указанную задолженность учреждение должно погасить за счет денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности учреждения.
Согласно отчёту Управления Федерального казначейства по Тюменской области о состоянии лицевого счёта получателя бюджетных средств N 03671516340, по состоянию на 19.02.2021 на лицевом счёте ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области (основной должник) имеются денежные средства в размере 1 244 960,67 руб. (графа 3.1. Остатки на лицевом счёте), которых достаточно для погашения задолженности перед истцом в полном объёме.
Таким образом, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, как основной должник имело и имеет возможность погасить соответствующую задолженность перед ООО "ЕВРОМЕД", однако этого не было произведено в силу того, что соответствующий исполнительный лист был отозван из Управления Федерального казначейства по Тюменской области на основании заявления самого истца (взыскателя).
Истцом в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлены в материалы дела доказательства невозможности взыскания присужденной суммы с основного должника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области.
Следовательно, обстоятельства, предусмотренные пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, необходимые для наступления субсидиарной ответственности ФСИН России, не наступили.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи, с чем оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права апелляционным судом не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176,266-268,269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2021 года по делу N А40-28643/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28643/2021
Истец: ООО "ЕВРОМЕД"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Третье лицо: ФКУ ИК-1 УФСИН РОССИИ ПО ТЮМЕНКОЙ ОБЛАСТИ