г. Хабаровск |
|
02 сентября 2021 г. |
А04-2450/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства социальной защиты населения Амурской области: не явились;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: не явились;
от третьих лиц: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Управление Федерального казначейства по Амурской области; Правительство Амурской области; Министерство финансов Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Амурской области
на решение от 08.06.2021
по делу N А04-2450/2021
Арбитражного суда Амурской области
по иску Министерство социальной защиты населения Амурской области
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Управление Федерального казначейства по Амурской области; Правительство Амурской области; Министерство финансов Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Министерство финансов) о взыскании убытков областного бюджета Амурской области в размере 27 780 руб., в соответствии со статьями 12, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), Управление Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области), Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области.
Решением от 08.06.2021 суд заявленное истцом требование удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права. В обоснование жалобы указало, что компенсация гражданам стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, действующим законодательство Российской Федерации не предусмотрена. Иное противоречило бы смыслу Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в соответствии с которым гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, гарантируется право выбора получения социальных услуг в натуральном виде или в виде ежемесячной денежной выплаты. Правовых оснований для возмещения бюджету Амурской области убытков, возникших в связи с осуществлением Амурской областью в 2015 году переданных полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, не имеется.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что решением Благовещенского городского суда от 31.10.2017 по гражданскому делу N 2-9361/2017 суд взыскал с Министерства социальной защиты населения Амурской области в пользу Тишковой Татьяны Николаевны компенсацию расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно в сумме 27 780 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 05.02.2018 N 33АП-381/18 решение Благовещенского городского суда Амурской области от 31.10.2017 оставлено без изменения.
Определением Амурского областного суда от 21.08.2018 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Амурского областного суда.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2018 N 59-КФ18-418 в передаче кассационной жалобы Министерства социальной защиты населения Амурской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Как установлено судом, основанием для выплаты компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств к месту лечения в 2015 году, явились факт обращения Тишковой Т.Н. в министерство социальной защиты населения в соответствии Порядком N 320 (действующим на момент обращения) и наделение министерства государственными полномочиями по рассмотрению заявлений граждан и осуществлению компенсационных выплат.
Указанные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, в силу статьи 69 АПК РФ повторному доказыванию не подлежат.
Во исполнение вышеуказанных судебных актов, на основании поступившего исполнительного листа, истцом за счет средств областного бюджета осуществлена выплата компенсации расходов, произведенных Тишковой Т.Н. на проезд за счет собственных средств к месту лечения и обратно в 2015 году в сумме 27 780 руб., что подтверждается платежным поручением N 1684 от 26.04.2018.
Министерство социальной защиты населения Амурской области, посчитав, что в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции понесены убытки, обратилось с иском в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Правовые и организационные основы оказания государственной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178- ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно части 3 статьи 6.5 названного закона порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, в случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2419-р утверждено соглашение, заключенное между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области, в соответствии с которым органам власти Амурской области переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Соглашение).
Во исполнение указанного Соглашения был утвержден Порядок N 320 (далее - Порядок N 320).
Как следует из пункта 11 Порядка N 320, предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте осуществлялось министерством путем выдачи гражданам именных направлений и (или) специальных талонов на бесплатное получение проездных документов по согласованным формам.
Пункты 14 и 15 Порядка N 320 предусматривали назначение и выплату гражданину компенсации расходов, произведенных на проезд за счет собственных средств, при проезде гражданина к месту лечения (в том числе санаторно-курортного лечения) и обратно по территории Российской Федерации по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
С 01.01.2016, в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 30.12.2015 N 658 "О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области", Порядок N 320 утратил силу.
Реализация гражданином права на выплату компенсации понесенных расходов на проезд к месту лечения и обратно ставилась в зависимость от объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету области в форме субвенций на осуществление указанных федеральных полномочий. В случае недостаточности таких объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета предусматривался отказ в назначении и компенсации гражданину понесенных за счет собственных средств расходов на проезд к месту лечения и обратно.
В период действия Порядка N 320 предписаний об устранении нарушений от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в рамках контроля за исполнением Правительством Амурской области переданных федеральных полномочий на основании статьи 4 Соглашения не поступало. При этом Порядок N 320 был официально опубликован, его текст размещен в открытом доступе, в том числе в справочно-правовых системах.
В соответствии с положениями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации являлось главным распорядителем бюджетных средств и отвечало соответственно от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В целях получения разъяснений по вопросам реализации переданных полномочий, в том числе о возможности предоставления компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно, министерством был направлен запрос (от 15.02.2011 N 15-01-6/163) в Департамент по делам инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Письмом (от 23.03.2011 N 30-4/768) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации было разъяснено, что в настоящее время в рамках переданных полномочий и на основании заключаемых Минздравсоцразвития России и субъектами Российской Федерации соглашений порядок предоставления гражданам бесплатного проезда к месту лечения и обратно устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в частности, Правительством Амурской области. Как показывает опыт реализации переданных полномочий в других регионах Российской Федерации, предоставление отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно может решаться путем возмещения гражданам расходов на проезд по представляемым проездным документам.
Из изложенного следует, что средства федерального бюджета, направленные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации как главным распорядителем средств федерального бюджета носят целевой и адресный характер.
Порядок N 320 был принят в целях реализации Соглашения, финансирование предусмотренных Порядком N 320 расходов осуществлялось за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету области в форме субвенций. Указанный Порядок никем в установленном порядке оспорен не был и действовал вплоть до признания его утратившим силу до 31.12.2015.
По состоянию на конец декабря 2015 года остаток субвенции из федерального бюджета, предоставленной по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 2711-р, составил 425 руб. 47 коп., дополнительных средств на осуществление переданных полномочий Российской Федерации из федерального бюджета не поступало.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган (статья 1071 ГК РФ).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии со статьей 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения понесенных истцом убытков Российской Федерацией в лице министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08.06.2021 по делу N А04-2450/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2450/2021
Истец: Министерство социальной защиты населения Амурской области
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амарской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (2450/21-аж, 1т;2619/21-аж, 1т;3897/21-аж, 1т;5591/19-аж)