г. Москва |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А40-74929/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минобороны РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2021 по делу N А40-74929/21,
по иску ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт"
к Минобороны РФ
о взыскании,
при участии:
от истца: |
Сафронова Е.О. по доверенности от 16.02.2021; |
от ответчика: |
Ковыршина Э.М. по доверенности от 04.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" (далее - Истец) обратилось с исковым заявлением к Минобороны РФ (далее - Ответчик), о взыскании денежных средств в размере 67 100 руб., а также госпошлины в размере 2 684 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
Минобороны РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв в обоснование своей позиции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что согласно условиям Государственного контракта N 18 19 187 3 6571 2 54 31 49 000000 от 14.11.2018 на выполнение государственного оборонного заказа по поставкам нефтепродуктов для Министерства обороны Российской Федерации, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" (Поставщик, Истец) и Министерством Обороны Российской Федерации (Заказчик, Ответчик), в октябре - ноябре 2018 года ООО "ЛУКОИЛ-Резервнефтепродукт" отгрузило в арендованных вагоноцистернах нефтепродукты (грузоотправитель - ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез") в адрес грузополучателей Управления ракетного топлива и горючего Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны РФ. После слива вагоноцистерны были направлены грузополучателем на станцию приписки Осенцы, Свердловской ж.д.
Согласно п. 2.1 Контракта Поставщик обязуется поставить Грузополучателям Товар в соответствии с требованиями и условиями, указанными Сторонами в Контракте, и прилагаемой Спецификацией к Контракту.
В соответствии с п. 2.2 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в адреса Грузополучателей на территории Российской Федерации и других государств, в соответствии с разнарядкой Заказчика.
Доставку товара Грузополучателю организует Поставщик.
Согласно п. 2.3 Контракта Заказчик обязуется принять и оплатить товар, соответствующий требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с п. 6.3 Контракта при поставке Товара могут использоваться собственные или арендованные цистерны Поставщика.
Согласно п. 6.4 Контракта Заказчик обязуется обеспечить возврат порожних цистерн в сроки, установленные договорами на подачу (уборку) вагонов на подъездные пути Грузополучателей. В случае необходимости Заказчик предоставляет Поставщику копии вышеуказанных договоров, железнодорожных накладных и ведомостей подачи и уборки вагонов либо памяток приемосдатчика, свидетельствующих о времени поступления под слив и возврате цистерн.
На основании п. 2.1 Методики по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. приказом МПС РФ от 10.11.2003 70, технологические нормы на слив поданной партии цистерн не должно превышать 2 часа.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, Грузоотправителем рассчитана расчетная дата прибытия цистерн на станцию назначения по названной выше поставке.
На основании имеющихся у ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" документов установлено, что Грузополучателем на станции назначения был допущен простой цистерн N N 50081066, 50156298, 50722941, 50771740, 51180784, 51529295, 51620409, 54028659, 54685516, 56727894, 57224636, 73922841, 74989377 (NN Указаны в Реестре N РШ-А201609993-2018/11 вагонов, использованных свыше установленного срока на станциях выгрузки).
Так, Реестр N РШ-А201609993-2018/11 вагонов, использованных свыше установленного срока на станциях выгрузки, составленный на основе данных из автоматизированной системы АО "РЖД" ЭТРАН, содержит сведения о том, что цистерны направлены на возврат с нарушением срока на выгрузку (5 суток согласно п. 3.3.4.1 Договора, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛРезервнефтепродукт" и ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" (грузоотправитель)).
Указанная продукция для поставки по Спецификации к Госконтракту в октябре - ноябре 2018 года была приобретена ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" у своего Поставщика (ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез") по договору N А201609993 от 05.12.2016.
За сверхнормативный простой цистерн у Грузополучателя Грузоотправитель предъявил штраф ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" в размере 358 600,00 руб. (претензия N 0-268 от 01.02.2019), из которых 67 100,00 руб. предъявлены в связи с простоем, допущенным Министерством обороны РФ.
ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" направило в адрес Министерства обороны РФ письмо N ВО-02-167Р от 07.05.2019 с просьбой представить документы, возможно исключающие простой цистерн по вине Грузополучателя. Данное письмо осталось без ответа.
При не предоставлении документов, подтверждающих отсутствие вины Министерства обороны РФ в простое цистерн. ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" вынуждено было оплатить штраф за простой названных цистерн по вине Грузополучателя платежным поручением N 1831 от 08.11.2019.
Таким образом, ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" понесло убытки в результате действий Грузополучателей Министерства обороны РФ по несвоевременному возврату арендованных цистерн на сумму 67 100.00 рублей.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
С целью досудебного урегулирования спора, а также во исполнение п. 11.3 Госконтракта Истец направил Ответчику претензию (исх. N ВЕ-01-605Р от 10.11.2020) с требованием возместить сумму убытков, понесенных Обществом в связи с нарушением Грузополучателем срока оборота арендованных цистерн.
Ответчик указывает, что убытки необоснованно предъявляются в его адрес. При этом, по мнению Ответчика, обязательства между Истцом и его контрагентом (ООО "ЛУКОЙЛПермнефтеоргсинтез") не могут служить основанием для предъявления убытков в его адрес.
Вместе с тем, согласно п. 2.1 заключенного между сторонами Государственного контракта на поставку нефтепродуктов N 18 19 187 3 6571 2 54 31 49 000000 от 14.11.2018 Поставщик (ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт") обязуется поставить Заказчику (Министерству обороны РФ) Товар в количестве, ассортименте соответствующий качеству и иным требованиям, установленным Контрактом и Спецификацией, путем его передачи Грузополучателю на условиях, установленных Контрактом.
В соответствии с п. 2.2 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в адреса Грузополучателей на территории Российской Федерации, в соответствии с разнарядкой Заказчика. Доставку товара Грузополучателю организует Поставщик.
Согласно п. 1.1.4 Контракта Грузополучатель - воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны РФ, определенные Заказчиком в качестве уполномоченных в установленном порядке на получение Товара и осуществляющие приемку Товара на основании доверенности, выданной Заказчиком.
В соответствии со ст. 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Согласно положениям, п. 6.4 Контракта обязанность по возврату цистерн возложена на Заказчика ("Заказчик обязуется обеспечить возврат порожних цистерн в сроки, установленные договорами на подачу (уборку) вагонов на подъездные пути Грузополучателей").
При этом, обязательный возврат цистерн предусмотрен и Уставом железнодорожного транспорта РФ, где также предусмотрена ответственность за несвоевременный возврат цистерн.
Истец, указывая в исковом заявлении на входящие претензии грузоотправителей, не возлагает на Ответчика ответственность по договорам с третьими лицами, как указано в Отзыве Ответчика, а лишь обосновывает возникновение у него убытков в связи с нарушением Ответчиком условий Контракта, заключенного с Истцом.
Так, в п. 3.3.4.1 Договора N А201609993 от 05.12.2016, заключенного Истцом с ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез", указано нормативное время простоя (5 суток), за превышение которого грузоотправитель начислили Истцу штраф.
В соответствии с п. 6.4 Контракта, в случае необходимости Заказчик предоставляет Поставщику копии договоров на подачу (уборку) вагонов, железнодорожных накладных и ведомостей подачи и уборки вагонов либо памяток приемосдатчика, свидетельствующих о времени поступления под слив и возврате цистерн.
Возложение именно на Заказчика обязанности в случае необходимости (получения письменного запроса) представлять документы, подтверждающие отсутствие простоя цистерн, продиктовано требованиями действующего законодательства в сфере железнодорожных перевозок.
Так, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, Акты общей формы, Уведомления о завершении грузовой операции составляются на станции назначения груза, и предоставить их может исключительно Грузополучатель продукции (груза). Взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов (статья 64 УЖТ РФ).
Данное условие распространяется и на случаи предоставления ж.д. накладных. Оригинал ж.д. накладной с календарным штемпелем железной дороги о дате прибытия груза на станцию назначения, как и квитанция о приеме груза к перевозке (порожний вагон), остаются у грузополучателя и не могут быть представлены Истцом в качестве доказательства по делу.
В адрес Минобороны России было направлено письмо N ВО-02-167Р от 07.05.2019 с просьбой предоставить документы, возможно исключающие простой цистерн по вине грузополучателя.
Не располагая документами, подтверждающими отсутствие вины Грузополучателя в сверхнормативном простое цистерн, ООО "ЛУКОИЛРезервнефтепродукт" вынуждено было оплатить штраф за простой спорных вагоноцистерн (платежные поручения есть в материалах дела).
Предоставленные Ответчиком документы, отсутствие сверхнормативного использования цистерн на станции назначения не подтверждают по следующим основаниям:
Документы предоставлены только по цистернам N 50081066, N 50722941, N 50771740, N 56727894, N 74989377 станция назначения НАР А.
- железнодорожная накладная N ЭА251546 подтверждает даты прибытия цистерн N 50081066, N 50722941, N 50771740, N 56727894, N 74989377 на станцию назначения, указанные Истцом в расчете убытков;
- даты уборки порожних цистерн со станции назначения, указанные в предоставленной памятке приемосдатчика N 2522 совпадают с датами возврата цистерн указанными в расчете убытков;
- не предоставлены Акты общей формы с указанием причины задержки цистерн на стации назначения.
На основании вышеизложенного предоставленные документы отсутствие простоя на станции назначения НАРА не подтверждают и не могут быть использовании для корректировки требований.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" понесло убытки в результате нарушения Ответчиком условий заключенного Контракта. Размер убытков Истцом подтвержден.
Истцом доказана причинно-следственная связь между неисполнением Ответчиком своей обязанности по своевременному сливу цистерн, их обязательному возврату, а также по предоставлению документов, возможно исключающих простой цистерн, и взысканием с Истца Грузоотправителем штрафа за сверхнормативный оборот цистерн на станции назначения.
Таким образом, Истец не основывает свои требования на договоре с грузоотправителями, а указывает на данный договор с целью подтверждения правильности исчисления суток простоя и суммы ко взысканию.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Принимая во внимание достаточность собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правомерно и обосновано удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2021 по делу N А40-74929/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74929/2021
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-РЕЗЕРВНЕФТЕПРОДУКТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Минобороны РФ