02 сентября 2021 г. |
А83-2316/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Карева А.Ю., Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Калинина Михаила Ивановича - Пустовитенко И.В., представителя по доверенности N 82АА1541895 от 08.11.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о дате и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялта Республики Крым на решения Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2021 года по делу N А83-2316/2020,
по заявлению индивидуального предпринимателя Калинина Михаила Ивановича к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Администрация города Ялта Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Калинин Михаил Иванович (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Калинин М.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (далее по тексту - Департамент), Администрации города Ялта Республики (далее по тексту - Администрация, заинтересованное лицо, административный орган), в котором с учетом заявления об уточнении требований от 07.12.2020 г., принятом судом к производству в судебном заседании 15.12.2020 г., просил:
- признать недействительным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 05.11.2019 г. исх.N 2555-п, которым ИП Калинину М.И. отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 190 кв.м. с кадастровым номером 90:25:02010:946, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, N 5-а, а также отказано в установлении указанному земельному участку вида разрешенного использования;
- признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым в предоставлении ИП Калинину М.И. в аренду земельного участка площадью 190 кв.м. с кадастровым номером 90:25:02010:946, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, N 5-а и установлении участку вида разрешенного использования, изложенный в письмах от 12.12.2019 г. N 03-15/8213 и от 18.12.2019 г. N 03-18/2481.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Администрацию города Ялтаа Республики Крым в течение двадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу принять постановление о передаче в долгосрочную аренду (на 49 лет) ИП Калинину М.И. в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 190 кв.м., кадастровый номер 90:25:020101:946, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, в районе дома N 5-а, для строительства, обслуживания и эксплуатации существующего объекта - торгового комплекса "Елена", установив для него виды разрешенного использования: 4.4 - магазины, 4.6 - общественное питание; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта подготовить, подписать, скрепить печатью и направить в адрес ИП Калинина М.И. 3 экземпляра проекта договора аренды указанного земельного участка.
Дело рассматривалось судом первой инстанции с участием Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.03.2021 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным постановление и незаконными оспоренные индивидуальным предпринимателем отказы Администрации, на Администрацию города Ялта Республики Крым возложено требование принять постановление о передаче в аренду Индивидуальному предпринимателю Калинину Михаилу Ивановичу в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 190 кв.м., кадастровый номер 90:25:02010:946, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 5-а для строительства, обслуживания и эксплуатации существующих объектов недвижимости (кафе и магазина), определив категорию земли и установив для земельного участка виды разрешенного использования: 4.4 - магазины и 4.6 - общественное питание. На Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым возложена обязанность подготовить, подписать, скрепить печатью и направить в адрес Индивидуального предпринимателя Калинина Михаила Ивановича подписанные уполномоченным лицом три экземпляра проекта договора аренды указанного земельного участка.
Не согласившись с принятым решением суда, Администрация обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на существенные нарушения судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на то, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках муниципальной собственности производится на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и не требует предоставления для оформления в аренду земельного участка.
По мнению подателя жалобы, оспариваемые решения Администрации соответствуют законодательству, а обязав Администрацию и Департамент принять постановление о передаче в долгосрочную аренду земельного участка в порядке завершения оформления прав, а также подготовить, подписать, скрепить печатью и направить в адрес индивидуального предпринимателя три экземпляра договора аренды, суд фактически подменил собою орган местного самоуправления.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 настоящая апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению. Суд апелляционной инстанции в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) разместил информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/).
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 г. судебное разбирательство отложено на 26 августа 2021 года на 11 час. 00 мин.
Определением заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по основаниям, предусмотренным статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в составе суда произведена замена судьи Приваловой А.В. на судью Градову О.Г.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционной жалобы, а также представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым явку своих полномочных представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Администрация направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя на основании имеющихся материалов дела.
Представитель индивидуального предпринимателя Калинина М.И. Пустовитенко И.В. против доводов апелляционной жалобы возражала по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу от 06.07.2021, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, вынесенным при полном исследовании материалов и обстоятельств дела, просит оставить без изменений.
Дело рассмотрено в апелляционном порядке при указанной явке участников, что согласуется со статьями 123, 256 АПК РФ.
Законность решения Арбитражного суда Республики Крым проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что индивидуальный предприниматель Калинин Михаил Иванович является собственником торгового комплекса "Елена", состоящего из ряда объектов, в том числе: торговый павильон лит.А, кафе лит.В, В', терраса лит.в1, открытая терраса лит.в2, кафе лит.Г, склад лит.Е, навес лит.Ж, туалет лит.З, площадка лит.З кухня лит.И, навесы, что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 10.05.2012 г., выданным на основании решения исполнительного комитета Гаспринского поселкового совета N 65 от 13.04.2012 г. (том 1 л.д.34).
Указанные объекты находятся в основном на земельном участке площадью 1624 кв.м. (пгт. Гаспра, Алупкинское шоссе, 5-а, кадастровый номер 90:25:020101:230), который принадлежит Калинину М.И. на праве собственности и имеет виды разрешенного использования: объекты торговли (код 4,2), магазины (код 4,4), развлекательные мероприятия (код 4.8.1), общественное питание (код 4.6), туристическое обслуживание (код 5.2.1), что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 02.03.2020 г.(том 1, л.д. 83).
Частично объекты недвижимости из указанного комплекса расположены на испрашиваемом к отведению земельном участке с кадастровым номером 90:25:020101:946. Это: нежилое здание кафе литер В, В', в1, в2, с кадастровым номером 90:25:020101:48, год строительства - 1996 (что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2017 г., том 1 л.д. 36). А также нежилое здание магазина лит.А, с кадастровым номером 90:25:020101:317, год строительства 2005 (что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.02.2021 г., том 1 л.д. 172, 176).
Согласно пояснений представителя предпринимателя, указанная ситуация была выявлена в 2013 году в связи с инвентаризацией земель и несоответствием при внесении сведений государственный земельный кадастр различных систем координат. В связи с чем, для приведения землепользования в соответствие в дополнение к имеющемуся в собственности заявителя земельному участку Решением 39 сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 08.10.2013 г. N 18 (том 1, л.д.30) индивидуальному предпринимателю Калинину Михаилу Ивановичу дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в долгосрочную аренду земельного участка ориентировочной площадью 0,0150 га для строительства, обслуживания и эксплуатации существующего объекта по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, в районе дома N 5-а.
Решением 43 сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 27.12.2013 N 31 (том 1 л.д.31) внесены изменения в указанное решение в части уточнения площади земельного участка, а именно: площади 0,0190 га.
Решением 45 сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 28.02.2014 N 14 (том 1 л.д.32) утвержден Генеральный план застройки указанного земельного участка, последний отнесен к категории земель "земли жилой и общественной застройки".
Указанными решениями Гаспринского поселкового совета на заявителя возлагалась обязанность представить проект отвода земельного участка в поселковый совет до истечения двенадцати месяцев со дня принятия решения, то есть в срок до 08.10.2014.
Согласно справке управления Госземагенства в г. Ялте от 22.01.2014 N 622-2/10-21-1 (том 1 л.д.149) проектируемый к отводу земельный участок по статистическому отчету Госкомзема Украины по земельным ресурсам "Учет земли" (форма 6-зем) числится на учете: - строка 12.3, шифр 96 "земли, не переданные в собственность не предоставленные в пользование в границах населенного пункта"; - по видам земельных угодий - графа 34, 42: "застроенные земли", в т.ч. "земли коммерческого и другого использования".
Согласно решению 1 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета от 29.09.2014 N 9 правопреемником ликвидированного Гаспринского поселкового совета является Администрация муниципального образования городской округ Ялта, решением от 28.11.2014 N 131 учрежден Департамент по имущественным и земельным отношениям администрации города Ялта, к основным задачам которого отнесены вопросы оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым.
Как установлено судом первой и второй инстанции, 22.11.2016 ИП Калинин М.И. обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до 21.03.2014, приложив к заявлению пакет документов.
Не получив ответа на свое обращение, заявитель обратился в суд, и решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.09.2018 по делу N А83-20516/2017 бездействие Администрации г. Ялта и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым признано незаконным, на заинтересованных лиц возложена обязанность в течении 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Калинина Михаила Ивановича от 18.10.2016, поданное 22.11.2016 о предоставлении земельного участка (кадастровый N 90:25:020101:946), расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 5а, для строительства, обслуживания и эксплуатации существующего объекта в аренду в порядке завершения оформления прав на земельный участок и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
27.02.2019 предприниматель обратился в ДИЗО Администрации г. Ялта с заявлением от 27.02.2019 г. исх. N 2 (том 1 л.д.41) об установлении указанному земельному участку категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "4.0 - предпринимательство" как наиболее соответствующего ранее установленному виду функционального назначения "земли коммерческого и другого использования" и фактическому его использованию. Конкретизировать виды разрешенного использования заявитель не имел возможности ввиду того, что Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта были утверждены позднее, а именно 19.07.2019.
30.04.2019 ИП Калининым М.И. в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым подано заявление от 23.04.2019 г. исх.N 14 (том 1, л.д.22) о предоставлении земельного участка, согласно которому заявитель просил в порядке завершения оформления прав предоставить ему в собственность, (в случае невозможности - в аренду), земельный участок с кадастровым номером 90:25:020101:946, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, в районе дома N 5-а, общей площадью 190 кв.м. с видом разрешенного использования 4.0 - "предпринимательство".
Постановлением от 05.11.2019 исх. N 2555-п Администрации города Ялта ИП Калинину М.И. отказано в установлении земельному участку с кадастровым номером 90:25:02010:946 вида разрешенного использования 4.0 - предпринимательство. А также отказано в предоставлении в аренду указанного земельного участка в порядке переоформления прав.
Основанием для отказа Администрацией указано то, что согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Какой-либо конкретизации оснований и подробной мотивировки в постановлении Администрации отсутствует.
12.11.2019 и 09.12.2019 (том, 1 л.д. 59 и 62, соответственно) заявитель повторно обратился с заявлениями об установлении земельному участку вида разрешенного использования, (с учетом уже утвержденных ПЗЗ МОГО Ялта от 19.07.2019) и предоставлении в аренду в порядке завершения оформления прав на вышеуказанный земельный участок.
В указанных заявлениях ИП Калининым М.И. дополнительно конкретизированы и разъяснены для Администрации вопросы, связанные с нахождением на испрашиваемом земельном участке принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества, в соответствии с чем он имеет исключительное право на предоставление в аренду земельного участка, и видов разрешенного использования, соответствующих утвержденным Генплану и правилам землепользования и застройки МОГО Ялта.
Однако, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым направлены отказы в предоставлении индивидуальному предпринимателю Калинину Михаилу Ивановичу в аренду земельного участка площадью 190 кв.м., с кадастровым номером 90:25:02010:946, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 5-а и установлении участку вида разрешенного использования, изложенные в письмах от 12.12.2019 N 03-15/8213 (том 1 л.д.18) и от 18.12.2019 г. N 03-18/2481 (том 1 л.д.19) по мотиву того, что постановлением Администрации г. Ялта индивидуальному предпринимателю Калинину М.И. уже было отказано в предоставлении указанного земельного участка.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением и отказами, считая их незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, ИП Калинин М.И. обратился в Арбитражный суд Республики Крым с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Требования предпринимателя были рассмотрены судом первой инстанции, принято решение об их удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Арбитражного суда Республики Крым, который исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, изучив позицию заявителя, возражения заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принял решение об обоснованности и законности требований заявителя и праве, подлежащему защите.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий:
их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Исходя из смысла части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт нарушения обжалованными действиями прав и законных интересов заявителя должен доказать последний с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
При этом формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, являются исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В силу статьи 13 названного Закона завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений соответствующих органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
При этом, предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N 38-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В развитие положений Закона N 38-ЗРК постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, которым детализирована процедура завершения оформления прав на земельные участки (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В рассматриваемом споре таким документом является решение 39 сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 08.10.2013 N 18, которым индивидуальному предпринимателю Калинину Михаилу Ивановичу, дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в долгосрочную аренду земельного участка ориентировочной площадью 0,0150 га для строительства, обслуживания и эксплуатации существующего объекта по адресу: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, в районе дома N 5-а с последующими изменениями, внесенными решением 43 сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 27.12.2013 N 31 (в части площади 0,0190 га) и решением 45 сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 28.02.2014 г. N 14, которым утвержден генеральный план застройки указанного земельного участка, последний отнесен к категории земель "земли жилой и общественной застройки".
Судом первой инстанции установлено, что при обращении индивидуального предпринимателя Калинина М.И. в Департамент заявления о завершении оформления земельного участка отвечают требованиям, которые установлены пунктами 5 - 7 Порядка N 313.
Указанные обстоятельства в порядке статей 65, 200 АПК РФ административным органом и привлеченными заинтересованными лицами не опровергнуто.
Проверяя законность требований заявителя, судебная коллегия заключает следующее.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Земельные участки могут использоваться в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (часть 1 и часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 ЗК РФ возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в пункте 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как уже указывалось выше в настоящем постановлении, Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта утверждены решением Ялтинского городского совета N 16 от 19 июля 2019 года.
Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, находится в границах территориальной зоны ТЗ-05/1-5, среди основных видов разрешенного использования для данной зоны присутствуют такие виды как магазины (код 4.4.) и общественное питание (код 4.6), что подтверждается письмом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта от 11.11.2019 исх.N 01.1-17/404 (том 1 л.д. 48).
Решением от 28.02.2014 N 14 Гаспринского поселкового совета испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель "Земли жилой и общественной застройки".
Решениями 39 сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 08.10.2013 N 18 и 43 сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 27.12.2013 N 31 разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка "для строительства, обслуживания и эксплуатации существующего объекта".
Как верно указал суд первой инстанции, после оформления права на испрашиваемый земельный участок кадастровый номер 90:25:020101:946 он будет составлять фактически единый комплекс с земельным участком 90:25:020101:230, поскольку здания недвижимого имущества торгового комплекса расположены в границах обоих земельных участков.
Последний (90:25:020101:230) имеет виды разрешенного использования: объекты торговли (код 4.2), магазины (код 4.4), развлекательные мероприятия (код 4.8.1), общественное питание (код 4.6), туристическое обслуживание (код 5.2.1), что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 02.03.2020 (том 1 л.д. 83).
Из материалов дела усматривается, что на испрашиваемом (90:25:020101:946) земельном участке из объектов торгового комплекса расположены объекты недвижимого имущества - кафе и магазин.
Таким образом, запрашиваемые виды разрешенного использования земельного участка магазины (код 4.4) и общественное питание (код 4.6) в полном объеме соответствуют нормам действующего законодательства и установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 13 Порядка при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обеспечивает:
1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);
2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);
3)изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю.
Согласно пункту 13.1. Порядка в случае если на дату принятия решения о предоставлении земельного участка, указанного в подпункте 1 пункта 13 настоящего Порядка, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о категории и виде разрешенного использования земельного участка уполномоченный орган определяет категорию и вид разрешенного использования земельного участка в решении о предоставлении земельного участка.
В случае если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о категории и виде разрешенного использования земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении в собственность за плату, безвозмездное пользование или в аренду, уполномоченный орган принимает решение об определении категории и вида разрешенного использования земельного участка и осуществляет мероприятия, указанные в подпункте 2 пункта 13 настоящего Порядка.
При этом основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК. Это на дату вынесения оспариваемых отказов Администрации:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости".
Однако, в нарушение вышеприведенных законоположений, при отсутствии установленных Законом N 38-ЗРК оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав, Администрация незаконно отказала заявителю в реализации такого права, сославшись на причины, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным заявителем документам, а также отказала в установлении видов разрешенного использования земельного участка.
Оценивая основание отказа заинтересованного, заключающееся в том, что испрашиваемый земельный участок не подлежит передаче заявителю ввиду размещения нестационарных торговых объектов, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, который это основание признал незаконным, не соответствующим действительным обстоятельствам дела, поскольку, согласно материалам дела, на испрашиваемом земельном участке расположены эксплуатируемые заявителем - индивидуальным предпринимателем Калининым М.И. объекты недвижимого имущества - относящиеся к действующему торговому комплексу "Елена" (свидетельство о праве собственности на который выдано 10.05.2012), кафе и магазин, для обслуживания которого спорный земельный участок и предоставлялся вышеуказанными решениями Гаспринского поселкового совета. В ЕГРН они зарегистрированы под кадастровыми номерами 90:25:020101:48 и 90:25:020101:317 как объекты недвижимого имущества.
Оспариваемые заявителем отказы Администрации г. Ялта и Департамента не содержат оснований, предусмотренных частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Более того, оспариваемое постановление Администрации от 05.11.2019 содержит дополнительно целый ряд несоответствий обстоятельствам дела: ИП Калинину М.И. отказано в предоставлении земельного участка и установлении вида разрешенного использования земельному участку кадастровый номер 90:25:02010:946, тогда как кадастровый номер испрашиваемого земельного участка 90:25:020101:946, неверно указан в постановлении и адрес земельного участка: г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, N 5-а, однако испрашиваемый земельный участок имеет адрес шоссе Алупкинское, в районе дома N 5-а, поскольку адрес N 5-а относится к иному ранее сформированному земельному участку, находящемуся у Калинина М.И. в собственности, площадью 1624 кв.м.: 90:25:020101:230.
Кроме того, заявителем испрашивался земельный участок 90:25:020101:946 в порядке завершения оформления прав, однако, оспариваемым постановлением отказано в переоформлении права аренды - а эти понятия являются различными и регулируются разными нормами закона N 38-ЗРК.
Также не усматриваются и основания для мотивированного отказа административного органа заявителю в части соответствия месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, а также утвержденным документам территориального планирования, градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Как уже неоднократно упоминалось, Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта утверждены решением Ялтинского городского совета N 16 от 19 июля 2019 года.
Согласно карте территориальных зон ПЗЗ МОГО Ялта испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территориальной зоны ТЗ-05/1-5, среди основных видов разрешенного использования для данной зоны установлены такие виды как магазины (код 4.4.) и общественное питание (код 4.6), что подтверждается письмом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта от 11.11.2019 исх.
N 01.1-17/404 (том 1, л.д. 48). При таких обстоятельствах ссылку ДИЗО Администрации г. Ялта на письмо от 05.03.2019 исх. N 03-19/762, полученного в порядке межведомственного взаимодействия, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной и она обоснованно не подлежала принятию во внимание судом первой инстанции.
Заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав и присвоении земельному участку видов разрешенного использования были поданы ИП Калининым М.И. первично, еще до утверждения Правил землепользования и застройки, с целью уточнения испрашиваемого вида разрешенного использования с учетом утвержденных Правил землепользования и застройки от 12.11.2019 г. исх. N 48 и от 12.11.2019 исх. N 49 (на этот момент заявителю еще не было известно о принятии Администрацией оспариваемого постановления от 05.11.2019, доказательств обратного заинтересованными лицами не предоставлено).
После получения оспариваемого постановления Администрации города Ялта от 05.11.2019, заявителем повторно было подано заявление от 09.12.2019 исх. N 52, в котором конкретизированы обстоятельства нахождения на испрашиваемом земельном участке принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества, а также испрашиваемых для земельного участка видов разрешенного использования.
Однако, письмами от 12.12.2019 N 03-15/8213 и от 18.12.2019 исх. N 03-18/2481 ДИЗО Администрации г. Ялта в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что по результатам рассмотрения заявления Администрацией 05.11.2019 г. принято постановление N 2555-п об отказе ИП Калинину М.И. в установлении вида разрешенного использования и предоставлении в аренду земельного участка площадью 190 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, N5-а.
Как обоснованно указано заявителем, выданные отказы являются препятствием для реализации принадлежащего ИП Калинину М.И. на основании закона права завершения оформления прав на земельный участок с кадастровым номером 90:25:020101:946, на котором находятся принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества, и который в силу вышеуказанных обстоятельств иному лицу выделен быть не может, что, неосмотрительно не было учтено при формировании отказов, изложенных в письмах от 12.12.2019 N 3-15/8213 и от 18.12.2019 исх. N 03-18/2481 ДИЗО, которые критически оцениваются судом, вышеуказанным мотивам.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 этой же статьи АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вывод о конкретном способе устранения допущенных нарушений прав и законных интересов суд делает на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами. При этом суд не связан доводами заявителя о выборе конкретного способа устранения нарушенных прав, поскольку способ восстановления является не предметом требований, а средством устранения последствий, допущенных в результате неправомерного поведения заинтересованного лица.
Кроме того, такой способ должен быть определен исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных изданием спорного ненормативного правового акта (совершения неправомерных действия либо бездействия).
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Изложенные требования земельного законодательства распространяются и на правоотношения, связанные с переоформлением либо с завершением оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в случае нахождения на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, принадлежащих на праве собственности лицу, обратившемуся за переоформлением (завершением оформления) ранее возникшего права на земельный участок.
Как указано выше, объекты недвижимого имущества (здания кафе, магазина), принадлежащие ИП Калинину М.И. на праве собственности, частично расположены на испрашиваемом земельном участке, который был сформирован на основании решения органа местного самоуправления для целей размещения и эксплуатации данного объекта недвижимости. Сформированный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Генеральный план застройки земельного участка утвержден, а место положения границ спорного земельного участка согласовано органом местного самоуправления.
В соответствии с частью второй статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом акта недействительным нарушенное право в любом случае подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
Заявитель избрал такой способ восстановления своего нарушенного права и просит суд обязать заинтересованных лиц подготовить и направить в адрес истца подписанный уполномоченным лицом проект договора аренды земельного участка площадью 190 кв. м., с кадастровым номером 90:25:020101:946, расположенный по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт. Гаспра, Алупкинское шоссе, в районе дома N 5а, установив земельному участку категорию земли и присвоив соответствующие виды разрешенного использования.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, в частности, пресекательный срок на подачу заявлений на завершение оформления земельных участков, установленный статьей 13 Закона N 38-ЗРК, а также тот факт, что решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.09.2018 по делу N А83-20516/2017 ранее бездействие Администрации г. Ялта и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым уже было признано незаконным (том 1 л.д. 43) и на заинтересованных лиц возлагалась обязанность рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Калинина Михаила Ивановича о предоставлении земельного участка (кадастровый N 90:25:020101:946), расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 5а, для строительства, обслуживания и эксплуатации существующего объекта в аренду в порядке завершения оформления прав и принять решение в соответствии с действующим законодательством, по мнению суда, испрашиваемый заявителем способ защиты своего права и законного интереса адекватен и приведет к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенного права и законного интереса заявителя, а потому подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что при принятии решения об обязании подготовить, подписать в трех экземплярах договор аренды земельных участков, суд подменяет своим решением органы местного самоуправления, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном понимании норм процессуального права.
Такая обязанность может быть возложена судом исходя из положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, разъяснений пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 при рассмотрении требований в порядке главы 24 АПК РФ о признании незаконным в данном случае решения муниципального органа исполнительной власти (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05).
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно отметил, что в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1, статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий. Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке.
В таком случае определение конкретного срока аренды земельного участка является правом собственника земельного участка. Следовательно, Администрация, как орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия по распоряжению земельными участками в г. Ялта, вправе в силу статей 125, 209, 608 ГК РФ самостоятельно устанавливать в своем распорядительном акте о предоставлении земельного участка срок аренды этого участка, который соответствует целевому использованию испрашиваемого земельного участка для строительства, обслуживания и эксплуатации существующих объектов недвижимости и устанавливается на срок до сорока девяти лет.
В связи с вышеизложенным, решение суда первой инстанции следует признать законным, обоснованным и принятым по полно исследованным материалам дела с правильным применением норм материального и процессуального права, а потому суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Иной подход являлся бы отступлением от принципа защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, и формирования уважительного отношения к закону и суду (статья 2 АПК РФ), что недопустимо.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются безусловным основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2021 года по делу N А83-2316/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2316/2020
Истец: ИП Калинин Михаил Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта