г. Москва |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А40-235866/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей О.Г. Головкиной, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 мая 2021 года по делу N А40-235866/20,
принятое судьей И.А. Васильевой,
по исковому заявлению Акционерного общества "Оборонэнерго" (ОГРН: 1097746264230, ИНН: 7704726225)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745)
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Федорова Ю.В. по доверенности от 03.02.2021
от ответчика: извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 405 553 руб. 67 коп.
Решением от 19 мая 2021 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От истца поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия в порядке, установленном статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 19.05.2021 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в обосновании исковых требований истец ссылается на следующее.
Частью 7 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) закреплено, что государственное регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
На основании части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (части 1, 2 статьи 13 Закона об энергоснабжении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении).
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса РФ, пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее по тексту - Правила N 491), для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имуществ в данном доме.
Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии. Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. При этом в соответствии с подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации - если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015).
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона об энергосбережении для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
На основании части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 01 июня 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 этой статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передаче которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 означенной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Истец, являясь сетевой организацией, т.е. организацией указанной в части 9 статьи 13 Закона об энергоснабжении, произвел работы по установке (замене) и допуску в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии по указанным в исковом заявлении объектам в 2019 - 2020 годах, что подтверждается актами проверки (замены), допуска расчетных приборов учета электроэнергии.
Общая стоимость выполненных работ и материалов составила 405 553 руб. 67 коп.
Ответчик является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, указанных истцом в исковом заявлении, что подтверждается договором N З-УЖФ-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 13 сентября 2017 года, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, а также ответами Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. N 7554-10/48 и от 11 ноября 2020 г. N 9212-10/48 на запрос истца от 07 сентября 2020 года N ЗБК/050/3297.
Истцом в адрес ответчика были направлены соглашения о возмещении расходов по замене измерительных комплексов учета электрической энергии; акты выполненных работ; счета; счета-фактуры; акты проверки (замены), допуска расчетных приборов учета электроэнергии, трансформаторов тока и напряжения и расчеты стоимости затрат на производство работ по замене приборов учета электроэнергии.
Однако подписанные соглашения от ответчика в адрес истца не поступали, оплата выполненных работ ответчиком не производилась.
С целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом ответчику была направлена претензия от 20 октября 2020 г. N ЗБК/050/3964 об оплате стоимости установки приборов учета электроэнергии.
Однако ответчик отказался добровольно оплатить расходы на установку (замену) приборов, полагает что у него отсутствуют правовые основания компенсации затрат на установку (замену) приборов учета электрической энергии в жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации (ответ от 25 февраля 2019 года N 370/У/1/6/11182).
На основании вышеизложенного истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из названной нормы неосновательное обогащение может выражаться в двух формах: в форме неосновательного приобретения имущества без наличия к тому законных оснований, либо в форме неосновательного сбережения своего имущества, когда лицо обязано его передать, но не передало или обязано потратить свои денежные средства, но их не потратило.
При применении статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, помимо того, что истец должен доказать, что за его счет со стороны ответчика имело место приобретение денежных средств без должного правового основания, также доказать размер неосновательного обогащения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что факт наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения подтвержден материалами дела, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению, по следующим основаниям.
Частью 3, 14, 15 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) закреплено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (части 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Многоквартирные дома до 1 июля 2012 года должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых ресурсов, установку которых обязаны обеспечить собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах (ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении).
Если многоквартирные дома не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, то данная обязанность переходит к организациям, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу (ресурсоснабжающие организации) (ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
В силу части 1.1. ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона об энергосбережении для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом (ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Исходя из системного толкования ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015).
Ответчик является управляющей организацией и с 01 ноября 2017 года осуществляет деятельность по управлению МКД в соответствии с лицензией N 054-000344 от 22 августа 2017 года на основании договора N 3-УЖФ-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 13 сентября 2017 года.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы" (далее - Приказ N 155), функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами с 01 апреля 2017 года переданы в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, в соответствии с п. 3 Приказа N 155 и п. 13 Устава, утвержденного 03 марта 2017 года приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 607 (далее - Устав), является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Предметом иска по настоящему делу является требование о возмещении расходов на установку общедомовых приборов учета электроэнергии, что в соответствии с Правилами N 491 входит в состав работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в МКД в силу положений ЖК РФ и Правил N 491 возложена на управляющую организацию вне зависимости от действующего порядка расчетов собственников и пользователей помещений за коммунальные услуги.
Из этого следует, что ответчик является надлежащим ответчиком по иску сетевой организации о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета.
Довод ответчика относительно предоставления рассрочки также подлежит отклонению, поскольку согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении право на пятилетнюю рассрочку оплаты расходов на установку приборов учета предоставляется гражданам - собственникам помещений в многоквартирных домах.
При этом в рамках дела А14-13747/2013, на которое ссылается ответчик, взыскивались расходы по установке общедомового прибора учета в многоквартирном доме, где собственниками жилых помещений являлись граждане, при этом в рамках настоящего дела взыскиваются расходы на установку общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации.
Таким образом, отсутствуют основания для предоставления пятилетней рассрочки оплаты расходов в порядке части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2021 года по делу N А40-235866/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-235866/2020
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ