город Ростов-на-Дону |
|
02 сентября 2021 г. |
дело N А53-12502/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.,
при участии:
от истца: представитель Пиотровский И.А. по доверенности от 09.12.2020,
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Щепелева Виталия Анатольевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.06.2021 по делу N А53-12502/2021
по иску индивидуального предпринимателя Щепелева Виталия Анатольевича (ИНН 614500255021, ОГРНИП 304614534400097)
к обществу с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон"
(ИНН 6125028860, ОГРН 1106182000605)
об обязании возобновить оказание услуг и обязании внести изменения,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2021 по делу N А53-44665/2020 судом выделено требование индивидуального предпринимателя Щепелева Виталия Анатольевича к обществу с ограниченной ответственностью "Экострой-Дон" об обязании возобновить в полном объеме оказание услуг по договору N Д/20 от 01.01.2019 по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с его фактической пролонгацией на следующий срок и обязании ООО "Экострой-Дон" внести изменения в указанный договор путем подписания дополнительного соглашения, устанавливающего фактический объем накопления - 1 (один) куб. м в месяц, в отдельное производство. Выделенному требованию присвоен N А53-12502/2021.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2021 по делу N А53-12502/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Щепелев Виталий Анатольевич обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что ответчиком было заявлено о действительности договора N Д/20 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и надлежащим выполнении ответчиком принятых на себя обязательство по указанному договору.
Таким образом, ответчиком была полностью изменена своя позиция по существу спора. Ссылка ответчика, поддержанная судом первой инстанции, на норматив не может быть признана состоятельной, поскольку фактический объем ТКО истца более чем в семь раз меньше установленного норматива. Кроме того, все текущие договоры с клиентами ответчик заключает не по нормативу, а исходя из фактического объема ТКО, который в большинстве случаев не превышает 1 куб.м.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечил.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях организации вывоза твердых бытовых отходов ИП Щепелевым В.А. был заключен с ООО "Экострой-Дон" договор N Д/20 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор).
Согласно пункту 2.1 договора ООО "Экострой-Дон" приняло на себя обязательство принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены данным договором и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3.2.1.договора минимальное общее накопление ТКО на объекте составляет 7,4 куб. м в месяц.
29.11.2019 ИП Щепелев В.А. обратился в ООО "Экострой-Дон" с предложением об установлении в договоре фактического объема накопления - 1 куб. м в месяц, поскольку указанная в подпункте "а" пункта 3.2.1. договора цифра 7,4 куб. м в месяц вписана кем-то от руки и с ИП Шепелевым В.А. не согласовывалась.
В ответ на обращение ИП Щепелева В.А. 29.11.2019 ООО "Экострой-Дон" сообщило в письме от 04.12.2019 N 60, что для уменьшения размера платы за вывоз ТБО необходимо оборудовать и зарегистрировать контейнерную площадку в администрации города Донецка.
04.02.2020 ИП Щепелевым В.А. была подана заявка начальнику MУ "Управление ЖКХ, транспорта и связи администрации города Донецка" о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр.
05.02.2020 МУ "Управление ЖКХ, транспорта и связи администрации города Донецка" сообщило ИП Щепелеву В.А. о положительном принятом решении включить сведения о площадке накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Донецк, в 5 метрах севернее от ориентира: "улица Коммунистическая, 41" в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муннцнпального образования "Город Донецк".
12.02.2020 ИП Щепелев В.А. обратился в ООО "Экострой-Дон" с предоставлением сведений и документов о регистрации контейнерной площадки в установленном порядке.
18.02.2020 ИП Щепелевым В.А. было дополнительно представлено разрешение и схема с предложением об установлении в договоре фактического объема накопления - 1 куб. м в месяц.
25.02.2020 ООО "Экострой-Дон" направило письмо за N 7, в котором указало на невозможность уменьшения фактического объема накопления, поскольку обследованная контейнерная площадка не оборудована.
02.03.2020 ИП Щепелев В.А. обратился в ООО "Экострой-Дон", предоставив документы и фотоматериалы об оборудовании контейнерной площадки.
03.03.2020 ООО "Экострой-Дон" направило ИП Щепелеву В.А. письмо, в котором сообщило, что контейнерная площадка не оборудована, поскольку не предоставлено согласование с СЭС.
В целях досудебного урегулирования спора, ИП Щепелев В.А. направил ООО "Экострой-Дон" предложение о возобновлении договора от 01.01.2019 N Д/20 в связи с его фактической пролонгацией на новый срок, а также внесении изменения в указанный договор путем подписания дополнительного соглашения, устанавливающего фактический объем накопления - 1 куб. м в месяц.
ООО "Экострой-Дон" ответило отказом на досудебную претензию, мотивировав тем, что администрация города Донецка исключила из Реестра сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов контейнерную площадку, расположенную по адресу: Ростовская область, г. Донецк, в пяти метрах севернее от ориентира: "улица Коммунистическая, 41", созданную ИП Щепелевым В.А.
Не согласившись с отказом ООО "Экострой-Дон" о возобновлении в полном объеме оказание услуг по договору N Д/20 от 01.01.2019 по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с его фактической пролонгацией на следующий срок и обязании ООО "Экострой-Дон" внести изменения в указанный договор путем подписания дополнительного соглашения, устанавливающего фактический объем накопления - 1 (один) куб. м в месяц, воспользовавшись правом на обжалование, ИП Щепелев В.А. обратился в суд с исковым заявлением.
Суд неоднократно предлагал ИП Щепелеву В.А. уточнить заявленные исковые требования, однако, предоставленным ему правом предприниматель не воспользовался (отказ о возобновлении договора предпринимателем не оспаривается), в рамках настоящего дела рассматривается требование ИП Щепелева В.А. об обязании возобновить в полном объеме оказание услуг по договору N Д/20 от 01.01.2019 по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с его фактической пролонгацией на следующий срок и обязании ООО "Экострой-Дон" внести изменения в указанный договор путем подписания дополнительного соглашения, устанавливающего фактический объем накопления - 1 (один) куб. м в месяц.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 2, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила).
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 (10) Правил N 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту пункте 5 Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 8 (15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из материалов дела следует, что договор по обращению с ТКО от 01.01.2019 N Д/20 был подготовлен ООО "Экострой-Дон" на основании предоставленных ИП Щепелевым В.А. документов, в расчетах применены нормы накопления согласно вида деятельности ИП Щепелева В.А (розничная купли-продажа продовольственными товарами).
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Министерства ЖКХ РО от 08.02.2018 N 2 "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ростовской области" норма накопления устанавливается в размере 1,48 куб. м в год на 1 кв. м (площадь помещения находящееся в пользовании ИП Щепелева В.А. составляет 59,8 кв. м), договорной объем составляет 1,48 куб. м х 59,8 кв. м = 88,5 куб. м в год, 7,4 куб. м в месяц.
С 01.01.2019 региональный оператор ООО "Экострой-Дон" выполняет свои обязанности в соответствии с Законом N 89-ФЗ).
29.11.2019 в адрес Регионального оператора от ИП Щепелева В.А. поступило заявление о безосновательном установлении объема 7,4 куб. м в месяц, в связи с чем ему было предложено оборудовать контейнерную площадку и внести ее в администрации города Донецка в реестр.
Из пояснений МУ "Управление ЖКХ, транспорта и связи администрации города Донецка" следует, что на основании заявки ИП Щепелева В.А. от 04.02.2020, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Донецк" Протоколом заседания комиссии по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Донецк" от 05.02.2020 включены сведения о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Донецк, в 5 метрах севернее от ориентира: "улица Коммунистическая, 41.
После обращения ООО "Экострой-Дон" от 14.04.2020 в администрацию города Донецка и в соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
В соответствии с пунктом 2.3 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20, при невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
По причине несоответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Донецк, в 5 метрах севернее от ориентира: "улица Коммунистическая, 41" исключена из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Донецк" на основании Протокола заседания комиссии по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Донецк" от 01.06.2020.
ИП Щепелеву В.А. направлено письменное извещение от 03.06.2020 исх. N 54.6.3/598 о необходимости обратиться в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском районах с целью санитарно-эпидемиологической оценки изменения расстояния от контейнерной площадки до жилого дома N 39 по ул. Коммунистическая г. Донецк Ростовской области.
Доказательств обращения в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском районах с целью санитарно-эпидемиологической оценки изменения расстояния от контейнерной площадки до жилого дома N 39 по ул. Коммунистическая г. Донецк Ростовской области ИП Щепелев В.А. суду не представил.
Судом установлено, что контейнерная площадка накопления твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу: Ростовская область, г. Донецк, в 5 метрах севернее от ориентира: "улица Коммунистическая, 41, оборудованная ИП Щепелевым В.А., исключена из реестра из-за несоответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Следовательно, оператором обоснованно применяется норматив накопления ТКО на территории Ростовской области.
Согласно отзыву, региональным оператором взятые обязательства по вывозу ТКО исполняются надлежащим образом и в срок, однако, ИП Щепелев В.А. оплату за оказанные услуги не производит. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что фактический объем вывоза ТБО в 7 раз ниже того, который согласован сторонами с договоре, не подтвержден материалами дела.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2021 по делу N А53-12502/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12502/2021
Истец: Щепелев Виталий Анатольевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА, ООО "ЭКОСТРОЙ-ДОН"