город Ростов-на-Дону |
|
02 сентября 2021 г. |
дело N А32-44724/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (ИНН 2309004773, ОГРН 1022301211580)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2021 по делу N А32-44724/2020
по иску муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (ИНН 2309004773, ОГРН 1022301211580)
к непубличному акционерному обществу "Дорожно-строительное управление N 1" (ИНН 2312122368, ОГРН 1052307229479)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (далее - истец, учреждение, МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к непубличному акционерному обществу "Дорожно-строительное управление N 1" (далее - ответчик, общество, НАО "ДСУ N 1") о взыскании штрафа в размере 100000 руб. за неисполнение обязательств по муниципальному контракту от 30.10.2019 N 119419001253-ЭА.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что выявленные недостатки в установленный срок не были устранены. В соответствии с пунктом 12.6.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком, обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств), определяемый в следующем порядке:
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В отзыве на апелляционную жалобу НАО "ДСУ N 1" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.10.2019 между МКУ МО г. Краснодар "ЦМДДТ" (муниципальный заказчик) и НАО "ДСУ N 1" (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 119419001253-ЭА на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар, по условиям которого подрядчик обязуется по техническому заданию заказчика (приложение N 1), являющемуся неотъемлемой частью контракта, выполнить работы по объекту: "Ремонт улиц на территории муниципального образования город Краснодар на 2020-2021 годы" Часть 1, а заказчик обязуется осуществлять технический надзор и контроль за производством работ, принять результат выполненных работ и оплатить подрядчику обусловленную настоящим контрактом цену в пределах, утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году (п. 1.1 контракта).
Согласно п. 2.1 контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 888 632 618 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20% (двадцать) процентов, что составляет 148 105 436 рублей 33 копейки.
- на 2020 год 477 802 706 руб., в том числе НДС 20%, что составляет 79 633 784 руб. 33 коп.
- на 2021 год 410 829 912 руб., в том числе НДС 20%, что составляет 68 471 652 руб.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта общий срок выполнения работ:
начало работ: с момента заключения муниципального контракта;
окончание работ: до 01.11.2021.
1 этап: с момента заключения муниципального контракта до 01.11.2020 (объекты 2020 года согласно приложению N 1 к техническому заданию).
2 этап: с 01.01.2021 до 01.11.2021 (объекты 2021 года согласно приложению N 2 к техническому заданию).
В силу п. 5.1 контракта заказчик, в том числе, обязан:
- осуществить технический надзор и контроль за ходом выполняемых работ, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (п. 5.1.2 контракта);
- при обнаружении в ходе осуществления технического надзора и контроля за выполнением работ, отступлений от условий контракта, которые могут ухудшить качество работ или иные их недостатки, Заказчик обязан заявить об этом подрядчику (п. 5.1.3 контракта);
- осуществлять комплексный контроль выполнения условий контракта (п. 5.1.8 контракта).
В п. 5.2.1 контракта предусмотрено, что для выполнения работ по контракту заказчик вправе давать распоряжения по результатам проведенного контроля заказчиком или уполномоченными им лицами в письменном виде на имя представителя подрядчика с указанием даты их подписания и срока исполнения. Распоряжения должны регистрироваться и храниться у подрядчика на протяжении всего срока действия контракта. Копии распоряжений хранятся у заказчика.
В соответствии с разделом 6 контракта подрядчик обязан:
- принять на себя обязательства выполнить на объекте работы по ремонту автомобильных дорог в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (пункт 6.1.1 контракта);
- незамедлительно приступить к исполнению контракта сразу после его заключения обеими сторонами (пункт 6.1.3 контракта);
- выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, ведомостями объемов работ, техническим заданием, и сдать результат работы Заказчику в соответствии с формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" (пункт 6.1.6 контракта);
- обеспечить качество выполненных работ в соответствии с условиями контракта, действующими нормами, а также требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 6.1.8 контракта);
- выполнять требования заказчика, предъявляемые им в пределах полномочий, предоставленных контрактом (пункт 6.1.13 контракта);
- немедленно приступить к исполнению письменных и устных указаний и уведомлений заказчика относительно выполнения работ (пункт 6.1.15 контракта);
- обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при производстве и приемке работ (пункт 6.1.25 контракта);
- в соответствии с условиями контракта подрядчик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникших при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставлять заказчику результаты выполненных работ, предусмотренные контрактом (п. 6.1.29 контракта).
Согласно п. 1.5 технического задания (приложение N 1) "Общие требования к выполнению работ", являющегося неотъемлемой частью контракта:
- работы выполняются подрядчиком согласно ведомостям объемов работ, настоящего технического задания, в соответствии с условиями контракта и требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края;
- подрядчик обязан ежесуточно предоставлять оперативную информацию представителю заказчика о ходе выполнения работ по средствам связи, предварительно согласованным с муниципальным заказчиком;
- подрядчик несет ответственность за качество выполняемых работ в полном объеме, а также за качество применяемых при производстве работ материалов, конструкций и оборудования;
- подрядчик обеспечивает своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта в соответствии с п. 1.7 технического задания исправляет дефекты, допущенные при выполнении работ, за свой счет в согласованные с заказчиком сроки.
В соответствии с п. 1.6 технического задания подрядчик обязан выполнить работы в полном объеме и в срок, предусмотренный контрактом, качественно с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, технических регламентирующих документов, Государственных стандартов, соответствующих данному виду работ, действующих на момент выполнения работ.
В рамках осуществления технического надзора и контроля за ходом и качеством выполняемых подрядчиком работ комиссия в составе представителя заказчика и представителя подрядчика составила акт комиссионного обследования от 15.05.2020, в соответствии с которым на объекте: "Ремонт ул. Бородинская от ул. Максима Горького до ул. 2-я Заречная в г. Краснодаре", в соответствии с которым было выявлено 29 недостатков, подлежащих устранению до 29.05.2020.
Как указал истец, по состоянию на 02.06.2020 подрядчиком 12 замечаний не было устранено, а именно:
1. В срок до 28.05.2020 демонтировать и вывезти старую электроопору, расположенную в зеленой зоне напротив дома N 3;
2. В срок до 28.05.2020 демонтировать бетон, обрезать арматуру и выполнить ремонт сопряжения в асфальтобетонном исполнении напротив дома N 7;
3. В срок до 28.05.2020 вывезти железобетонную конструкцию напротив дома N 40;
4. В срок до 29.05.2020 устранить сколы на двух дорожных бордюрах напротив дома N 33;
5. В срок до 29.05.2020 устранить дорожные бордюры на подходе к пешеходному переходу на пересечении с ул. 1-я Заречная, конструктивно выделив тротуар, проезжую часть и парковку;
6. В срок до 28.05.2020 заделать асфальтобетонном яму в тротуаре на пересечении с ул. 1-я Заречная - 0,5 кв. м;
7. В срок до 28.05.2020 установить 4 ограждающих столбика на подходах к пешеходным переходам на пересечении с ул. 1-я Заречная;
8. В срок до 28.05.2020 демонтировать стойку и дорожный знак 1.22 напротив дома N 40, не предусмотренные утвержденной дислокацией;
9. В срок до 28.05.2020 установить дорожные знаки 6.4 над табличками 8.17 на всем участке в соответствии с утвержденной дислокацией;
10. В срок до 28.05.2020 развернуть щиток дорожного знака 2.4 лицевой стороной в пер. Бородинский (четная сторона);
11. В срок до 28.05.2020 установить дорожные знаки 3.27 с табличками эвакуации 8.24 в соответствии с утвержденной дислокацией;
12. В срок до 28.05.2020 нанести дорожную разметку 1.13 и 1.7 на съездах в соответствии с утвержденной дислокацией.
Кроме того, как указывает истец, подрядчик не уведомлял заказчика об исправлении выявленных замечаний в письменной/устной форме в срок до 29.05.2020.
В силу п. 12.2 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12.6.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком, обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств), определяемый в следующем порядке:
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Заказчик направил подрядчику претензию от 03.06.2020 исх. N 2626 с требованием о выполнении обязательств и оплате штрафа в размере 100000 руб.
Оставление претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с иском.
Правоотношения сторон регулируются нормами, закрепленными в главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 12.6.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком, обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств), определяемый в следующем порядке:
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пункте 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Совокупное толкование положений пунктов 7 и 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что законодательство о контрактной системе разделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений подрядчиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения подрядчиком обязательства.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Штраф, установленный законом на основании п. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласован сторонами в пункте 12.6.3 контракта.
Согласно условиям контракта стороны согласовали два вида санкций за нарушение обязанностей, предусмотренных контрактом: пеня и штраф. При этом четко определено, что фиксированный размер штрафа, устанавливается за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Пеня же устанавливается на случай просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).
При этом согласно прямому указанию контрактного законодательства штраф не может применяться в случаях просрочки исполнения обязательств.
Судом установлено, что ко взысканию предъявлен штраф, рассчитанный исключительно за нарушение срока устранения недостатков в выполненных работах и обнаруженных в период гарантийного срока.
Истец указывает на начисление штрафа в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по устранению выявленных недостатков в установленные сроки, о каких-либо иных нарушениях контракта истцом не заявлено.
При этом из материалов дела усматривается, что НАО "ДСУ N 1" проведены работы по устранению дефектов (акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги, подписанный 06.07.2020 всеми членами комиссии).
Вопреки доводам апелляционной жалобы истцом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о неустранении недостатков либо последствиях их неустранения.
Таким образом, в настоящем случае имеет место просрочка в исполнении гарантийных обязательств.
Однако п. 12.6 контракта исключается применение ответственности в виде штрафа за просрочку исполнения обязательств, в том числе гарантийных обязательств.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2021 по делу N А32-44724/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44724/2020
Истец: МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта", Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта"
Ответчик: НАО "ДСУ N 1", НАО "Дорожно-строительное управление-1"