г. Саратов |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А57-12506/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" сентября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самеба" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2021 года по делу N А57-12506/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самеба" (ОГРН 1056414934905, ИНН 6449036483, Саратовская область г. Энгельс ул. Транспортная, 66А)
Заинтересованное лицо: Средне-Поволжское управление Ростехнадзора (г. Саратов ул. Московская, д. 94)
о признании незаконным и изменении в части назначения наказания постановления N РП_302-1619-О-906-173-Ю от 01.06.2021 г,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Самеба" - Ломаченковой О.В., дов. от 24.06.2021 г.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Самеба" (далее - ООО "Самеба", заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, управление, административный орган) N РП-302-1619-О-906-173-Ю от 01.06.2021 и изменении назначенного наказания.
Решением Арбитражного суда Саратовской области 12 июля 2021 года в удовлетворении заявленных ООО "Самеба" требований отказано.
ООО "Самеба" не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что правонарушение совершено впервые, Общество относиться к субъектам малого предпринимательства и осуществляет свою деятельность в сфере, включенной в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434. Апеллянт указывает, что допущенные нарушения не привели к причинению вреда, в связи с чем, считает возможным заменить назначенное наказание в виду административного штрафа на предупреждение либо снизить назначенный размер штрафа.
В судебное заседание явился представитель ООО "Самеба".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Представитель ООО "Самеба" огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Из материалов дела следует, что 18.05.2021 Средне-Поволжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании распоряжения Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.04.2021 N РП-302-1619-О проведены мероприятия по контролю (надзору) на опасном производственном объекте: Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) расположена по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138 (далее опасный производственный объект), эксплуатируемым обществом с ограниченной ответственностью "Самеба".
Административным органом установлено, что опасный производственный объект: "Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности), расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, эксплуатируется ООО "Самеба" с нарушением требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно, п. 10 Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности"; ч. 1, ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 13, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики"; пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; пунктов 70,77,98 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления; пункт 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420.
По итогам проверки составлен акт проверки N 13-906-05-21-229-П от 26.05.2021.
Управление квалифицировало допущенные нарушения по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26.05.2021 в отношении Общества составлен протокол N РП-307-1619-О-906-173-Ю об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
01.06.2021 административным органом вынесено постановление N РП-302-1619-О-906-173-Ю о привлечении ООО "Самеба" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Заявитель не согласился с указанным постановлением в части наложенного административного штрафа и обратился в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ООО "Самеба" в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено, основания для признания правонарушения малозначительным, замены штрафа на предупреждение, снижения размера штрафа ниже низшего предела, отсутствуют.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом правонарушения может быть гражданин, должностное лицо и юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Материалами дела установлено, что опасный производственный объект - Сеть газопотребления, принадлежащий ООО "Самеба", включен в государственный реестр опасных производственных объектов рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ, Закон о промышленной безопасности).
Согласно преамбуле Закона о промышленной безопасности указанный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Требования данного закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В статье 1 Закона о промышленной безопасности даны определения используемых понятий:
промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта;
экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона о промышленной безопасности требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Опасными производственными объектами в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону о промышленной безопасности, в частности, объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более (пункт 4 Приложения 1).
Частью 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе: соблюдать положения Закона о промышленной безопасности, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
На основании пункта 1 статьи 11 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1 статьи 7 Закона о промышленной безопасности).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила организации и осуществления производственного контроля).
Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий (пункт 4 Правил организации и осуществления производственного контроля).
Согласно пункту 1 статьи 14.1 Закона о промышленной безопасности работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168, ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят работники следующих категорий:
а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации);
б) должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики.
Пункт 4 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" устанавливает, что эксплуатация, включая ремонт и техническое перевооружение, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870.
Пункт 6 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" устанавливает, что Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации; в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.
При эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение: а) утечек природного газа; б) перемещения газопроводов за пределы опор; в) вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов; г) повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода; д) неисправностей в работе трубопроводной арматуры; е) повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы; ж) повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта (п. 70 Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления").
Не допускается эксплуатация сети газопотребления при неисправности газоиспользующего оборудования или с отключенными технологическими защитами, блокировками, сигнализацией и контрольно-измерительными приборами, предусмотренными проектом (п. 77 Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления").
Документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии (п. 98 Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления").
В соответствии с требованиями пункта 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Как следует из материалов дела, 18.05.2021 при проведении проверки ООО "Самеба" установлены следующие нарушения:
1. Руководитель ООО "Самеба" Мосидзе Нана Сосоевна не аттестована в области промышленной безопасности на знание общих требований промышленной безопасности (область аттестации А.1) так как обладает организационно-распорядительными функциями (утверждает положение о производственном контроле, допускает к работе сотрудников, подписывает договора, утверждает инструкции), а также в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" несет ответственность за организацию производственного контроля, что является нарушением ч. 1, ч. 2 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пп. а, п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики".
2. Не проводится мониторинг технического состояния наружного газопровода на ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) расположена по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138. (фото 1), что является нарушением части 1, 2 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; пункт 70, Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
3. Эксплуатация ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) расположена по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138 осуществляется в отсутствии документа, подтверждающего соответствие построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления, предусмотренного п. 98 Технического регламента N 870, а именно, акты приемки законченного строительства не подписаны представителем Ростехнадзора, что является нарушением ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 98 Технического регламента N 870; п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531.
4. Не обеспечен мониторинг и устранение повреждений креплений газопроводов, а именно: на участке надземного газопровода от выхода газопровода из-под земли до ввода в котельную на ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) расположена по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, нежилое здание (фото N 2) повреждено крепление газопровода к стене, что является нарушением части 1, 2 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; подпункт ж, п. 70 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
5. Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном состоянии, а именно: повреждено изоляционное покрытие (окраска), наружного газопровода от точки выхода из-под земли до ввода в помещение на ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) расположена по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, (фото N 3), что является нарушением части 1, 2 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; подпункт "е", пункта 70, Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
6. Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном состоянии, а именно: повреждено изоляционное покрытие (окраска), газопровода внутри ГРПШ на ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) расположена по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, (фото N 4), что является нарушением часть 1, 2 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; подпункт "е", пункта 70, Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
7. Технические устройства на ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, в помещении теплогенераторной эксплуатируются в отсутствии системы контроля загазованности (сигнализаторы загазованности на СН4 и СО отсутствуют) (фото 5), что является нарушением часть 1, 2 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; п. 77 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
8. Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном состоянии, а именно: повреждено изоляционное покрытие (окраска), внутреннего продувочного газопровода на ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) расположена по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, (фото N 6), что является нарушением части 1, 2 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; подпункт "е", пункта 70, Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
9. Технические устройства на ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, в помещении горячего цеха эксплуатируются в отсутствии системы контроля загазованности (сигнализаторы загазованности на СН4 и СО отсутствуют) (фото 7), что является нарушением часть 1, 2 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; п. 77 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
10. Эксплуатация сооружения - наружного газопровода высокого давления входящего в ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации, в проектной документации шифр 3-06-11-0 ГСН от 2012 г., 2013-148-ГС от 2013 г. срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась, что является нарушением ч. 1 ст. 9, ч. 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420.
11. Эксплуатация сооружения - наружного газопровода низкого давления входящего в ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации, в проектной документации шифр 3-06-11-0 ГСН от 2012 г., 2013-148-ГС от 2013 г. срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась, что является нарушением ч. 1 ст. 9, ч. 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420.
12. Эксплуатация сооружения - внутреннего газопровода низкого давления входящего в ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации, в проектной документации шифр 3-06-11-0 ГСН от 2012 г., 2013-148-ГС от 2013 г. срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась, что является нарушением ч. 1 ст. 9, ч. 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420.
13. Эксплуатация сооружения - нежилое здание входящего в ОПО - Сеть газопотребления ООО "Самеба" (рег. N А51-06425-0001, дата рег. 14.03.2013, III класс опасности) по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Советская, д. 138, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации, в проектной документации шифр 3-06-11-0 ГСН от 2012 г., 2013-148-ГС от 2013 г. срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась, что является нарушением ч. 1 ст. 9, ч. 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420.
14. Энергетик ООО "Самеба" Вахтин Е.Л., на которого в соответствии с "Положением об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО ООО "Самеба" возложена ответственность по организации и осуществлению производственного контроля не аттестован на знание требований промышленной безопасности (области аттестации Б.7.1), что является нарушением ч. 1, ч. 2 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пп. б, п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики".
15. При проведении проверки 18.05.2021, не представлены документы, подтверждающие отсутствие медицинских противопоказаний оператора котельной Павлова Ю.В., что является нарушением статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531.
16. При проведении проверки 18.05.2021, не представлены документы, подтверждающие отсутствие медицинских противопоказаний оператора котельной Сизовой Л.Г., что является нарушением статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531.
17. При проведении проверки 18.05.2021, не представлены документы, подтверждающие отсутствие медицинских противопоказаний оператора котельной Павлова И.Ю., что является нарушением статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531.
Факт совершения указанных нарушений подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Таким образом, объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения является доказанной.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя во вменённом административном правонарушении административным органом установлена и доказана.
В материалы дела заявителем не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленного нарушения.
В данном случае доказательств наличия обстоятельств, находящихся вне контроля общества и объективно препятствующих надлежащему исполнению возложенных на него законодательством обязанностей, а также принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для выполнения установленных требований в материалы дела не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях ООО "Самеба" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений норм КоАП РФ, носящих существенный характер и влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по данному делу об административном правонарушении судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Судом апелляционной инстанций оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение не установлено.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае имело место несоблюдение требований в области промышленной безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, то есть, опасный производственный объект несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пренебрежительное отношение Общества к исполнению возложенных на него законодательством обязанностей создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Таким образом, совершение правонарушения, выраженного в несоблюдении требований Федерального закона N 116-ФЗ, безусловно создает угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам общества и государства
Невыполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта само по себе создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
В рассматриваемом случае заявитель допустил совершение административного правонарушения в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. При нарушении требований промышленной безопасности существует угроза наступления чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Следовательно, оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имелось.
Установление законодателем для юридических лиц санкции в виде административного штрафа в размере не менее 200 000 рублей свидетельствует об особой защите государством отношений в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов. Несоблюдение требований промышленной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как из числа работников организации, так и третьих лиц.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке, при рассмотрении данного вопроса в полной мере применимы положения статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о доказывании в суде тех обстоятельства, на которые лицо, участвующее в деле, ссылается как на основание своих требований и возражений. В случае непредставления заинтересованным лицом таких доказательств суд лишен возможности по своей инициативе снижать штраф ниже низшего предела, поскольку это означало бы необоснованное вмешательство суда в полномочия административного органа, определенные законом, по назначению штрафа в размере, определенном законом.
Заявитель не представил доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о том, что взысканный размер штрафа является чрезмерным и приведет к ограничению его экономической свободы при его привлечении к административной ответственности.
Ссылка Общества на постановление Правительства РФ N 434 от 03.04.2020, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Информация об основном виде деятельности Общества - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания внесена в ЕГРЮЛ 16.07.2020 года.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанции учтено, что нарушения допущены в области промышленной безопасности в мае 2021 года.
Сам по себе факт отнесения ООО "Самеба" к субъектам малого предпринимательства не является безусловным основанием для замены назначенного административного штрафа на предупреждение или снижения его размера.
На основании части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Административным органом назначено минимальное наказание в пределах санкции данной статьи в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта и отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеуказанным основаниям.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, выводы арбитражного суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для изменения или отмены которого, не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2021 года по делу N А57-12506/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12506/2021
Истец: ООО Самеба
Ответчик: Средне-Поволжское Управление Ростехнадзора