г. Томск |
|
1 сентября 2021 г. |
Дело N А03-5113/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сластиной Е.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилфонд" (N 07АП-6387/2021) на решение от 09.06.2021 (резолютивная часть) Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5113/2021 (судья Ангерман Н.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания", г. Барнаул Алтайского края (656015, Алтайский кр., г. Барнаул, ул. Деповская, д.19, ОГРН 1052201916975, ИНН 2221070063) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилфонд", г. Барнаул Алтайского края (656023, Алтайский кр., город Барнаул, улица Малахова, дом 3, офис 8, ОГРН 1192225010141, ИНН 2224197170) о взыскании 34 789 руб.20 коп. задолженности за ремонт ОДПУ, без вызова представителей сторон
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" (далее - истец, ООО "БСК") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилфонд" (далее - управляющая компания, ответчик) о взыскании 34 789 руб.20 коп. задолженности за ремонт общедомовых приборов учета (далее ОДПУ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 19.07.2021 (резолютивная часть) с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилфонд" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" взыскана задолженность 34 789 руб.20 коп., а также 2 000 руб. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на его незаконность и необоснованность.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что поскольку работы по ремонту ОДПУ по домам, указанным в иске, истцом были выполнены в июне- июле 2019 года, то есть до начала управления домами ООО УК "Жилфонд", обязанности по возмещению данных затрат у ООО УК "Жилфонд" не возникло.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Определением суда от 02.07.2021 сторонам предложено в срок до 26.07.2021 представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "БСК" является организацией, осуществляющей передачу электроэнергии для ответчика в силу Приказа Федеральной службы по тарифам N 22-э от 03.02.2009 и договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенный между ООО "БСК" и АО "Барнаульская горэлектросеть" от 28.04.2009 N 55.
В соответствии с частью 9, частью 12 статьи 13 ФЗ N 261 ООО "БСК" несёт обязанность по установке ОДПУ, в то время как собственники жилых домов, собственники помещений многоквартирных домов обязаны обеспечить допуск и оплатить расходы на установку таких приборов учёта их ремонт.
Актами проверки электроустановок и учёта электроэнергии на многоквартирные жилые дома по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 106 (Акт от 28.10.2013 N АП 050483), Павловский тракт, 112 (Акт от 28.10.2013 N АП 050482), ул. Молодежная, 50 (Акты от 31.07.2013 N АП 047878, от 31.07.2013 N АП 047880), ул. Анатолия, 222 (Акты от 25.10.2013 N АП 050469, от 25.10.2013 N АП 050470), пр-т Ленина, 155 (Акты от 26.08.2013 N АП 048574, от 26.08.2013 N АП 048573) были установлены общедомовые приборы учёта (далее- ОДПУ), включая измерительные трансформаторы тока (далее- ТТИ). В данных актах описаны характеристики установленных ОДПУ и ТТИ, а также год их выпуска и год (квартал) проведённой первичной государственной поверки.
Межповерочный интервал ТТИ составляет 5 лет.
В соответствии с п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - "Основные положения") обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно п. 155 "Основных положений" собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.
Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Результаты поверки прибора учета удостоверяются знаком поверки (поверительным клеймом) и (или) свидетельством о поверке.
После проведения поверки прибора учета такой прибор учета должен быть установлен и допущен в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
В связи с истечением межповерочного интервала у ранее установленных в МКД измерительных трансформаторов тока и невыполнением собственниками МКД требований частей 5, 9, 12 ст.13 ФЗ N 261, истец произвел замену (ремонт) вышедших из строя ТТИ, в домах по адресам: Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 106, Павловский тракт, 112, ул. Молодежная, 50, ул. Анатолия, 222, пр-т Ленина, 155, которые находятся в управлении ООО УК "Жилфонд", понеся при этом соответствующие затраты.
Замена вышедших из строя ТТИ и понесенные затраты подтверждены актами ПУ 115603, ПУ 124548 (Павловский тракт, 106), ПУ 115604, ПУ 124555 (Павловский тракт, 112), ОУ 002820, ОУ 002812, ПУ 123767, ПУ 123768 (ул. Молодежная, 50), ОУ 000226, ОУ 000225, ПУ 120064, ПУ 120058 (ул. Анатолия, 222), ОУ 000721, ОУ 000720, ПУ 121699, ПУ 121698 (пр-т Ленина, 155), актами выполненных работ, счётами-фактурами.
Ссылаясь на то, что в досудебном порядке ответчик не исполнил обязательство, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Исходя из части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (энергоснабжающие или сетевые), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Исходя из статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ, пункта 16 Правил N 491 для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из подтвержденного документально факта неисполнения управляющей компанией обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации приборов учета электрической энергии, суд пришел к правомерному выводу о взыскании 34 789 руб.20 коп. задолженности за ремонт общедомовых приборов учета. Указанные расходы подтверждаются актами проверки электроустановок и учета электроэнергии, актами о приемки выполненных работ, счетами на оплату, счетами-фактурами, другими материалами дела. Представленный истцом расчет признан арифметически верным и принят судом.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что в момент установки приборов учета ответчик не осуществлял управление многоквартирными домами, в связи с чем может нести только расходы на текущее содержание и ремонт приборов учета, суд апелляционной инстанции указывает на следующее.
Управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета, принимая во внимание установленный законодательством механизм возмещения затрат (за счет собственников путем включения соответствующих платежей в платежные документы), а также особый статус управляющей организации, которая является исключительно лицом, опосредующим отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2016 года N 301-ЭС16-1174 по делу N А28-1084/2015).
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, пункты 24, 26 Правил N 491). Следовательно, именно управляющая компания, как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013).
На основании положений части 9 статьи 13 Закона об энергоснабжении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общедомовые приборы учета тепловой энергии установлены в жилых домах, приняты и введены в эксплуатацию, следовательно, установкой общедомовых приборов учета в доме обеспечивается исполнение собственниками жилых помещений обязанности по установке общедомового прибора учета, возложенной на них в силу части 5 статьи 13 Закона об энергоснабжении.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2015 года, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Кроме того, управляющая организация не должна за счет собственных средств единовременно оплачивать расходы на установку приборов учета, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка на пять лет (пункт 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2015 года).
При этом, по смыслу пункта 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ смена управляющей организации не может повлиять на право ресурсоснабжающей организации на возмещение затрат за счет средств собственников помещений, в связи с чем в удовлетворении иска к вновь выбранной управляющей организации (независимо от обстоятельств, повлекших смену управляющей организации) не может быть отказано.
Иное толкование Федерального закона N 261-ФЗ привело бы к тому, что собственники помещений в случае смены управляющей организации (в том числе, обусловленной невозможностью осуществления деятельности прежней управляющей организацией, например, по причине ее банкротства) неосновательно обогащались бы за счет ресурсоснабжающей организации, на которую поименованным законом императивно возложена обязанность несения спорных затрат при условии неисполнения собственниками их обязанности по обеспечению учета коммунальных ресурсов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.07.2021 (резолютивная часть от 09.06.2021)Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03- 5113/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилфонд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5113/2021
Истец: ООО " Барнаульская сетевая компания "
Ответчик: ООО "УК "Жилфонд"