г. Чита |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А10-2350/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2021 года по делу N А10-2350/2020 по заявлению Администрации муниципального образования сельского поселения "Гурульбинское" Иволгинского района Республики Бурятия (ОГРН 1050303065966, ИНН 0308005957) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) о признании незаконным отказа о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, расположенных в Иволгинском районе Республики Бурятия, в с.Поселье, с.Гурульба, выраженного в письме от 28.02.2020 N ЕГ-10/6582, об обязании передать безвозмездно в собственность муниципального образования сельского поселения "Гурульбинское" земельные участки с кадастровыми номерами 03:08:350101:9, 03:08:000000:182, с прекращением на них права постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова",
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова" (далее - ФГБОУ ВО "БГСХА"), Администрации МО "Иволгинский район", Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования сельского поселения "Гурульбинское" Иволгинского района Республики Бурятия (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ответчик, Росимущество) о признании незаконным отказа о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков, расположенных в Иволгинском районе Республики Бурятия, в с.Поселье, с.Гурульба, выраженного в письме от 28.02.2020 N ЕГ-10/6582, об обязании передать безвозмездно в собственность муниципального образования сельского поселения "Гурульбинское" земельные участки с кадастровыми номерами 03:08:350101:9, 03:08:000000:182, с прекращением на них права постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова".
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова" (далее - ФГБОУ ВО "БГСХА"), Администрация МО "Иволгинский район", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2021 года заявление требования удовлетворены.
Признано недействительным решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выраженное в письме от 28 февраля 2020 года N ЕГ10/6582, об отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 03:08:350101:9, 03:08:000000:182 как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования сельского поселения "Гурульбинское" Иволгинского района Республики Бурятия земельных участков с кадастровыми номерами 03:08:350101:9, 03:08:000000:182 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2021 года по делу N А10-2350/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, спорные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова". Заявитель жалобы указал на то, что спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения и факт ненадлежащего их использования не подтвержден проверками органа, осуществляющего государственный земельный надзор. По мнению Росимущества, основания для прекращения зарегистрированного за ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова" права и передачи Администрации земельных участков, установленные статьями 39.32, 45, 47, а также статьями 54, 39.30 ЗК РФ, отсутствуют.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.08.2021.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2021 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Желтоухова Е.В. на судью Сидоренко В.А.
В судебном заседании 24 августа 2021 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 09 часов 20 минут 27 августа 2021 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21 января 2020 года МО СП "Гурульбинское" в лице главы муниципального образования обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о передаче в муниципальную собственность двух земельных участков с кадастровыми номерами 03:08:350101:9 и 03:08:000000:182 (л.д.43 т.4).
Заявление о безвозмездной передаче земельных участков подписано главой поселения - высшим должностным лицом сельского поселения "Гурульбинское" (статья 23 Устава поселения). В заявлении приведен перечень подлежащих передаче земельных участков с указанием кадастровых номеров.
Решением, выраженным в письме от 28 февраля 2020 года N ЕГ-10/6582, Росимущество отказало МО СП "Гурульбинское" в передаче указанных земельных участков со ссылкой на то, что земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "БГСХА" и относятся к категории - земли сельскохозяйственного назначения, доказательств нецелевого использования земельных участков не предоставлено (л.д.10-11 т.1).
Не согласившись с указанными решениями, муниципальное образование СП "Гурульбинское" в лице Администрации обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых решений незаконными необходимо совокупное наличие двух условий их несоответствие закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подпунктах 1-13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 2 статьи 39.31 ЗК РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно пункту 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Пунктом 5.8 Положения определено, что Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно пунктам 5.35 (1), 5.35 (2) Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, главой V.5 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрен порядок передачи земельных участков.
Следовательно, отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 03:08:000000:182 расположен в Республике Бурятия, Иволгинский район, с. Гурульба, относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, находятся в собственности Российской Федерации и предоставлен ФГБОУ ВО "БГСХА" на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 103-141, т. 3).
Земельный участок с кадастровым номером 03:08:350101:9 расположен в Республике Бурятия, Иволгинский район, с. Поселье, относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей, находится в собственности Российской Федерации и предоставлен ФГБОУ ВО "БГСХА" на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д.44-65, т.4).
Земельные участки входят в границы сельского поселения Гурульбинское, что подтверждается, имеющимися в материалах дела генеральным планом.
Водный объект оз. Ганджиево в границы земельного участка с кадастровым номером 03:08:000000:182 не входит, что следует из раздела 3 выписки из единого государственного реестра недвижимости.
Оспариваемое решение об отказе в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 03:08:000000:182, 03:08:350101:9 обосновано тем, что испрашиваемые земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "БГСХА", относятся к категории - земли сельскохозяйственного назначения и предусмотренные законом основания для прекращения указанного права отсутствуют.
В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В отношении спорных земельных участков ФГБОУ ВО "БГСХА" обращалось в уполномоченный орган с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования, вместе с тем, решение о прекращении указанного права принято не было.
Статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, прекращается принудительно:
1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;
порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.
На основании статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, без согласия этих органов, предприятий, учреждений, организаций. При этом возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды, в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования таким земельным участком и с досрочным расторжением договора его аренды или его безвозмездного пользования не осуществляется. Указанное решение о прекращении права на земельный участок также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (пункт 3).
Решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 45, 47 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 39.32 ЗК РФ).
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, одним из оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является ненадлежащее использование земельного участка, выражающееся в его использовании не в соответствии с его целевым назначением.
Согласно материалам дела в обоснование заявленных требований Администрация сослалась на то, что указанные земельные участки используются ФГБОУ ВО "БГСХА" не по целевому назначению, поскольку на них размещены жилые дома и иные объекты, не связанные с деятельностью в области сельского хозяйства.
Между тем, материалов дела следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами предназначены для сельскохозяйственного использования.
В материалы дела Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия представлены материалы проверки в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:08:000000:182.
Постановлением заместителя руководителя Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия от 26 июля 2017 ФГБОУ ВО "БГСХА" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.108-111 т.2).
Указанное правонарушение выразилось в неиспользовании ФГБОУ ВО "БГСХА" земельного участка для сельскохозяйственного производства, на земельном участке не проводятся агротехнические и фитосанитарные мероприятия, посадка сельскохозяйственных культур, земельный участок используется для строительства жилых домов.
Таким образом, постановлением по делу об административном правонарушении установлен факт нецелевого использования ФГБОУ ВО "БГСХА" указанного земельного участка.
Согласно акту от 04 сентября 2019 года N 1281 Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и Республики Бурятия с участием представителя ФГБОУ ВО "БГСХА" проведена проверка в рамках соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере государственного земельного надзора с целью проверки исполнения предписаний NN 00873 и 000874 (л.д.5-17 т.3).
В ходе обследования установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 03:08:000000:182 в северо-восточной части расположены жилые постройки, деревянные дома, огороженные по периметру забором на общей площади 17 га. В южной части участка, расположены 10 земельных участков, расположенных по периметру, на которых размещены строительные сооружения (гаражи, дома, теплицы). На земельном участке не проводятся агротехнические и фитосанитарные мероприятия, посадка сельскохозяйственных культур не осуществляется, имеет признаки длительного неиспользования, в виде зарастания участка многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью на площади 77 га. Почва на земельном участке каменистая, растительный покров слабо выражен.
Кроме того, Управлением Росреестра по Республике Бурятия проведены контрольно-надзорные мероприятия, по результатам которых установлены нарушения использования земельного участка с кадастровым номером 03:08:000000:182 со стороны ФГБОУ ВО "БГСХА" и физических лиц, что следует из выписки из единого государственного реестра недвижимости (л.д. 105-107, т.3).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 03:08:350101:9 заявителем в материалы дела представлено письмо Управления Росреестра по Республике Бурятия от 16.05.2019, из которого следует, что Управлением Росреестра по Республике Бурятия с 2012 года проводились мероприятия по государственному земельному надзору. В ходе проведения проверок установлено, что земельный участок для сельскохозяйственных целей не используется, при этом часть земельного участка застроена жилыми домами и хозяйственными постройками (поступило в эл. виде 17.12.2020).
Заявителем в материалы дела представлены скриншоты из публичной кадастровой карты, схемы расположения земельных участков.
Из указанных скриншотов и пояснений представителя заявителя следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами возведены многочисленные постройки, жилые дома, на земельных участках также имеются территории общего пользования.
Более того, ФГБОУ ВО "БГСХА" поясняет, что спорные земельные участки не используются Академией по целевому назначению в связи с потерей плодородия почвы и их высокой каменистостью.
Представителем Росимущества указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не оспорены, не опровергнуты, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, обоснованным является указание суда первой инстанции на то, что приведенные выше доказательства позволяют сделать вывод о том, что ФГБОУ ВО "БГСХА" на протяжении длительного времени ненадлежащим образом использует указанные земельные участки, которые испрашиваются муниципальным образованием СП "Гурульбинское", поскольку они используются не в соответствии с их назначением "для сельскохозяйственного использования", сельскохозяйственное производство на них не ведется. На испрашиваемых муниципальным образованием земельных участках ФГБОУ ВО "БГСХА" какая-либо деятельность не ведется, на указанных земельных участках допущено самовольное строительство различных объектов, какие-либо объекты, относящиеся к сельскохозяйственному производству, в том числе посадки сельскохозяйственных культур, на участках отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела - скриншотами из публичной кадастровой карты, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, материалами проверок Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия, письмом Управления Росреестра по Республике Бурятия.
Доказательства того, что Росимущество, ФГБОУ ВО "БГСХА" ведут целенаправленную работу по сносу самовольных построек и вовлечению земель в сельскохозяйственную деятельность по указанным земельным участкам, в материалы дела не представлены. Самовольные постройки на спорных земельных участках существуют, как минимум, с 2012 года, следовательно, у ФГБОУ ВО "БГСХА" имелся достаточный срок для пресечения самовольного строительства, а также для надлежащего использования земельных участков не занятыми самовольно возведенными объектами.
ТУ Росимущества в Республике Бурятия обладало информацией о нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 03:08:000000:182, что следует из представленных писем от 25.09.2014, 07.11.2014 и 30.04.2015 (поступили в эл. виде 17.12.2020).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в безвозмездной передаче земельных участков с кадастровыми номерами 03:08:000000:182, 03:08:350101:9, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность, уполномоченным органом не представлено.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы Росимущества, отмечает, что такие же доводы были заявлены суду первой инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для несогласия с ними у апелляционного суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, признал оспариваемое решение Росимущества об отказе в передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Разрешая вопрос об обязании Росимущество передать в собственность Администрации испрашиваемые земельные участки, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
На основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае заявление муниципального образования о передаче указанных земельных участков, направленное в Росимущество, соответствовало требованиям законодательства по форме, содержанию и составу прилагаемых документов, исходило от уполномоченного лица. Доводов об обратном Росимуществом не заявлено.
Согласно пункту 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 131-ФЗ в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью сельского населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью сельского населения - менее 3000 человек каждый).
Пунктом 6.1. статьи 11 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, муниципальных округов, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, муниципальных округов, городских округов.
Статьей 12 Закона Республики Бурятия от 31.12.2004 N 985-III "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия" установлены границы МО СП "Гурульбинское", включающее село Поселье.
Согласно части 1 статьи 27 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2433-III "Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия" учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия осуществляются в Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.11.2009 N 431 "О Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия" утвержден реестр административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия", согласно части второй, которого к Гурульбинскому сельсовету относятся село Гурульба и село Поселье.
В этой связи к территории МО СП "Гурульбинское" в соответствии с вышеперечисленными актами относятся территории сел Гурульба и Поселье.
Спорные земельные участки входят в границы сельского поселения Гурульбинское, что подтверждается представленным в материалах дела генеральным планом.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что устранение нарушений прав и законных интересов заявителя возможно путем возложения на Росимущество обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке принять решение о безвозмездной передаче в собственность МО СП "Гурульбинское" земельных участков с кадастровыми номерами 03:08:000000:182 и 03:08:350101:9.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2021 года по делу N А10-2350/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2350/2020
Истец: Администрация муниципального образования сельское поселение Гурульбинское Иволгинского райоа Республики Бурятия
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Администрация МО Иволгинский район, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4115/2021
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7149/2021
03.09.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4115/2021
09.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-2350/20