г. Санкт-Петербург |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А56-52972/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пряхиной Ю.В.
судей Ракчеевой М.А., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Я.А. Васильевой,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представитель О.В. Иванова по доверенности от 11.01.2021;
от 3-их лиц: 1), 2) - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-52972/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТехСтрой"
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) Бажан Людмила Ивановна;
2) Клименков Евгений Александрович
об оспаривании ликвидации Общества
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энерготехстрой" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) об исключении из ЕГРЮЛ Общества с ограниченной ответственностью "Алвитек" (Общество) в связи с ликвидацией.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены Бажан Людмила Ивановна, Клименков Евгений Александрович.
Решением от 03.01.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в жалобе.
Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод ООО "ЭнергоТехСтрой" о том, что о нарушении своих прав заявитель узнал только при составлении конкурсным управляющим акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами от 21.05.2020, поскольку введение 03.07.2019 в отношении заявителя процедуры банкротства ликвидируемого должника не является уважительной причиной для восстановления арбитражным судом пропущенного срока.
Податель жалобы отмечает, что у кредитора есть не 3 месяца на оспаривание решения налогового органа об исключении из ЕГРЮЛ организации-дебитора, а один год, и начинает он исчисляться со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Заявитель также указывает на то, что суд первой инстанции неверно определил момент, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, то есть суд не учел тот факт, что подателем заявления о признании незаконным решения Инспекции от 03.12.2018 и недействительной записи в ЕГРЮЛ от 03.12.2018 за государственным номером 2187848851177 об исключении ООО "Алвитек" является утвержденный судом конкурсный управляющий Сунко Э.О.
Решением суда от 03.07.2019 по делу N А56-17116/2019 ООО "ЭнергоТехСтрой" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев; конкурсным управляющим утвержден Сунко Эдуард Олегович.
В заявлении кредитор в лице конкурсного управляющего пояснил, что в рамках осуществления мероприятий процедуры конкурсного производства была проведена инвентаризация активов ООО "ЭнергоТехСтрой", в том числе, была проведена инвентаризация задолженности; составлена соответствующая инвентаризационная опись: акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами N Э2БЭ000002 от 21.05.2020; именно в указанный период, то есть в период проведения инвентаризации дебиторской задолженности конкурсному управляющему стало известно о наличии задолженности Общества перед ООО "ЭнергоТехСтрой", таким образом, годичный срок ООО "ЭнергоТехСтрой", по мнению заявителя, пропущен не был.
В судебном заседании Инспекция против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Определением от 01.07.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Ответчик в судебном заседании апелляционной инстанции против удовлетворения заявления возражал, просил в удовлетворении заявления ООО "ЭнергоТехСтрой" отказать.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Алвитек" внесено в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица 27.02.2009 (ОГРН: 1097847058858); Бажан Людмила Ивановна является единственным участником Общества.
26.01.2018 решением единственного участника общества Бажан Л.И. было принято решение о ликвидации Общества и назначении ликвидатором ООО Клименкова Е.А.
02.02.2018 Инспекцией в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2187847495120 о принятии решения о ликвидации ООО "Алвитек" и назначении ликвидатора - Клименкова Е.А.
Решение о ликвидации ООО "Алвитек" и назначении ликвидатора опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 7(672) 2018 от 21.02.2018. В публикации содержалась информация о том, что требования кредиторов ООО "Алвитек" могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: 192241, Санкт-Петербург, проспект Славы, д. 53, корп. 1, кв. 473.
03.12.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2187848845578 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
03.12.2018 на основании представленного заявления Инспекцией принято решение N 213872А о государственной регистрации прекращения ООО "Алвитек" в связи с ликвидацией.
Полагая, что со стороны ООО "Алвитек" имеются неисполненные денежные обязательства, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Возражая против удовлетворения заявления, Инспекция заявила о пропуске срока на обжалование решения о ликвидации Общества.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявления ООО "ЭнергоТехСтрой", в связи со следующим.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, включая случаи регистрации прекращения их деятельности, урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией установлен главой VII Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
Статьей 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2).
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 N 11925/12, от 05.03.2013 N 14449/12, от 13.05.2014 N 127/14, при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, письменно не уведомленным о ликвидации должника.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В силу положений пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а"), неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с (пунктом 1 статьи 63 ГК РФ и со статьей 7.1 данного Федерального закона (подпункт "т").
При этом необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Для осуществления государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ необходимо не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой указанного Федерального закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Государственная регистрация признается действительной, если она проведена на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений.
Поскольку одним из оснований для отказа в государственной регистрации является неисполнение юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ (подпункт "т" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ), то в условиях предусмотренного пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ ограниченного пакета документов, которые необходимо представить для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, данные обстоятельства в соответствии с пунктом 4 статьи 51 ГК РФ являются основанием для проведения проверки достоверности сведений в порядке и сроки, определенные пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Отсутствие в представленном пакете документов доказательств соблюдения пункта 1 статьи 63 ГК РФ является безусловным основанием для сомнения в достоверности содержащихся в заявлении по форме Р16001 сведений о том, что ликвидационной комиссией или ликвидатором соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с кредиторами завершены.
Порядок ликвидации юридического лица, установленный статьей 63 ГК РФ, предусматривает: помещение ликвидационной комиссией в соответствующих органах печати публикации о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принятие ликвидационной комиссией мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности; письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; составление промежуточного ликвидационного баланса и представление его на утверждение учредителям (участникам) юридического лица; после завершения расчетов с кредиторами - составление ликвидационного баланса и утверждение его учредителями (участниками) юридического лица.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Закона N 129-ФЗ. Перечень документов, представляемых для такой регистрации, определен в пункте 1 статьи 21 названного Закона.
Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в статье 23 Закона N 129-ФЗ, к которым, в частности, относится непредставление заявителем определенных Законом документов, необходимых для государственной регистрации.
В силу подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Между тем, в отсутствие у регистрирующего органа сведений о наличии у должника перед иными лицами неисполненных обязательств налоговый орган, при наличии надлежащего пакета документов для государственной регистрации, не вправе отказать в проведении регистрационных действий.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 129-ФЗ за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 данного Закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного названным Законом, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, если принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации юридического лица, в том числе о его ликвидации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, то такое решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
Таким образом, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
По смыслу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна принимать меры к выявлению его кредиторов и получению дебиторской задолженности; совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с ними, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели возможность реализовать право на предъявление требований в пределах установленного для этого срока; составить промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, характеризующие имущественное положение и финансовое состояние ликвидируемого юридического лица.
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору (ликвидационной комиссии) было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор (ликвидационная комиссия) письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что, в свою очередь, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
В обоснование заявления ООО "ЭнергоТехСтрой" ссылается на то, что задолженность ООО "Алвитек" перед заявителем не была включена в промежуточный ликвидационный баланс, о наличии данной задолженности кредитор в лице конкурсного управляющего узнал в период проведения инвентаризации дебиторской задолженности.
С учетом заявления ответчика о пропуске ООО "ЭнергоТехСтрой" срока на подачу настоящего заявления, апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения, в связи со следующим.
Согласно материалам дела, ликвидатором ООО "Алвитек" был назначен Клименков Е.А.
При этом, апелляционный суд отмечает, что до назначения ликвидатором ООО "Алвитек" Клименков Е.А. ни участником ООО "Алвитек", ни генеральным директором данного Общества не являлся.
Согласно пункту 1 статьи 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу.
В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.
Следовательно, процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривает обязанность кредитора в установленный срок предъявить соответствующее требование к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении - право оспаривания такого отказа в суде.
ООО "ЭнергоТехСтрой" требований в адрес ООО "Алвитек" не направляло.
В отсутствие возражений заинтересованных лиц относительно ликвидации ООО Алвитек" Инспекцией 03.12.2018 было принято решение о ликвидации юридического лица, в связи с чем в ЕГРЮЛ была внесена соответствующая запись.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел по ним расчета.
Следовательно, ответственность ликвидатора имеет место только в случае несоблюдения обязанности по уведомлению кредиторов общества, о наличии которых ликвидатор знал или должен был знать.
При этом, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих, что на момент начала процедуры ликвидации, ликвидатор обладал сведениями об их наличии, заявителем не представлено.
Ликвидатор Клименков Е.А. не являлся участником Общества, не был его генеральным директором, объективных доказательств того, что ликвидатор Общества должен был знать о наличии у ООО "Алвитек" неподтвержденной в судебном порядке задолженности перед ООО "ЭнергоТехСтрой" (в случае наличия задолженности по вступившим в законную силу судебным актам ликвидатор Общества имел бы возможность ее установить путем обращения в общедоступную систему "Картотека арбитражных дел"), заявитель в материалы дела не представил.
В связи с тем, что в настоящем случае ликвидационный баланс, представленный ООО "Алвитек" в Инспекцию, не содержал какие-либо недостоверные сведения относительно задолженности перед ООО "ЭнергоТехСтрой", поскольку в отношении указанной задолженности отсутствовал вступивший в законную силу судебный акт, как и не было ООО "ЭнергоТехСтрой" направлено требование ликвидатору о ее включении в ликвидационный баланс, суд апелляционной инстанции полагает представленный ликвидатором ООО "Алвитек" в регистрирующий орган комплект документов соответствующим требованиям статей 20 и 21 Закона N 129-ФЗ, при этом, отражения какой-либо задолженности перед ООО "ЭнергоТехСтрой" в ликвидационном балансе указанной организации не требовалось ввиду отсутствия у Инспекции данных о ее наличии.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что ООО "ЭнергоТехСтрой" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу об исключении из ЕГРЮЛ Общества с ограниченной ответственностью "Алвитек" в связи с ликвидацией посредством системы "Мой Арбитр" 01.07.2020, то есть за истечением установленного Законом N129-ФЗ годичного срока исковой давности (пункт 8 статьи 22 Законом N129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 упомянутого Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 200 этого же Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (пункт 6 указанной статьи).
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона).
Пунктом 8 статьи 22 упомянутого Закона исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения; истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
Поскольку заявитель должен был знать о нахождении ООО "Алвитек" в стадии ликвидации, о чем было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 7(672) 2018 от 21.02.2018, при этом, в данной публикации содержалась информация о том, что требования кредиторов ООО "Алвитек" могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: 192241, Санкт-Петербург, проспект Славы, д. 53, корп. 1, кв. 473, следовательно, все кредиторы данного Общества, при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, должны были отслеживать данную информацию и заявить в Инспекцию соответствующие возражения относительно ликвидации Общества, однако, как следует из материалов дела и не доказано обратное, заявителем в соответствующий срок возражения направлены не были.
Доводы заявителя о том, что срок исковой давности не пропущен, поскольку кредитором в лице конкурсного управляющего в рамках осуществления мероприятий процедуры конкурсного производства была проведена инвентаризация активов ООО "ЭнергоТехСтрой", в том числе, была проведена инвентаризация задолженности; составлена соответствующая инвентаризационная опись: акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами N Э2БЭ000002 от 21.05.2020, и именно в указанный период, то есть в период проведения инвентаризации дебиторской задолженности конкурсному управляющему стало известно о наличии задолженности Общества перед ООО "ЭнергоТехСтрой", таким образом, годичный срок ООО "ЭнергоТехСтрой", по мнению заявителя, пропущен не был; подлежат отклонению апелляционным судом, как необоснованные, поскольку смена руководителя организации, и в данном случае - утверждение конкурсного управляющего Общества, не означает тот факт, что все сроки исковой давности на подачу соответствующих заявлений и исковых заявлений в суд будут исчисляться непосредственно с момента его назначения; Общество до назначения конкурсного управляющего имело руководителя, который должен был отслеживать наличие задолженностей перед Обществом, и своевременно обращаться с соответствующими требованиями в суд.
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами является односторонним документом заявителя и наличие долга ООО "Алвитек" перед заявителем не подтверждает.
Таким образом, в удовлетворении заявления ООО "Энерготехстрой" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу об исключении из ЕГРЮЛ Общества с ограниченной ответственностью "Алвитек" в связи с ликвидацией надлежит отказать.
Поскольку судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм процессуального права, был осуществлен переход к рассмотрению спора по правилам суда первой инстанции, решение суда подлежит отмене с принятием судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.01.2021 по делу N А56-52972/2020 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Пряхина |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52972/2020
Истец: ООО "ЭНЕРГОТЕХСТРОЙ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: Бажан Людмила Ивановна, Клименков Евгений Александрович, ООО к/у "ЭнергоТехСтрой" Сунко Эдуард Олегович