г. Ессентуки |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А18-782/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 31.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Семенова М.У. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - Озиева А.М. (доверенность от 15.01.2021 N 09-13/11), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.02.2021 по делу N А18-782/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Ингушетия обратился Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - истец, Фонд, ТФОМС РИ) с заявлением к государственному бюджетному учреждению "Республиканский клинический перинатальный центр" (далее - ответчик, Учреждение, ГБУ "РКПЦ", Перинатальный центр), учетом уточнений, о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 3 181 786, 35 рублей, а также штраф в размере 323 178, 54 рублей (т. 2 л.д. 149).
Заявленные требования мотивированы тем, что Перинатальный центр допустил использование средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не по целевому назначению.
Решением суда от 10.02.2021, исковые требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия удовлетворены частично, взыскано с государственного бюджетного учреждения "Республиканский клинический перинатальный центр" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 1 232 318, 93 руб. и штраф в размере 123 231,89 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что выводы Акта проверки от 27.02.2020 о том, что средства Фонда на питание больных использовались не по целевому назначению не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленными сторонами в обоснование требований и возражений на иск доказательствами.
В апелляционной жалобе Фонд просит отменить решение суда от 10.02.2021 в части отказа взыскания средств на питание больных и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых данных требований в полном объеме.
Перинатальный центр представил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, просил решение суда отменить в обжалуемой части.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Перинатального центра, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.02.2021, в порядке ч.5 ст. 268 АПК РФ проверяется только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений об этом.
Из материалов дела усматривается.
На основании Приказов директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия от 16.01.2020 г. N 03-П и от 13.02.2020 г. N 15П Фондом проведена комплексная проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении "Республиканский клинический перинатальный центр" за период с 01.06.2017 г. по 31.12.2019 г.
По итогам данной проверки составлен Акт N б/н от 27.02.2020 г., согласно которой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 3 231 785,35 руб., в связи с чем, Учреждению рекомендовано восстановить денежные средства в указанной сумме и уплатить штраф в размере 323 178,54 руб.
Требования о восстановлении денежных средств, использованных не по целевому назначению, и выплате штрафа обоснованы пунктом 9 статьи 39 Федерального закона 326-ФЗ от 29.11.2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
Акт проверки, в части признания нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования на приобретение продуктов питания Учреждением был оспорен, однако возражения к акту от 16.03.2020 N 947 Фондом были оставлены без удовлетворения. В судебном порядке Акт проверки не оспаривался.
ТФОМС РИ на основании указанного Акта проверки предъявил к Учреждению Требование от 10.06.2020 г. N 09-12/947 о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в размере 3 231 785,35 руб. и уплате штрафа в размере 323 178,54 руб. (10 % от суммы нецелевого использования средств).
Поскольку Требование от 10.06.2020 не было исполнено, Фонд обратился настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, обоснованно применил положения статьи 64, статьи 71, части 1 статьи 198 АПК РФ.
Как следует из Акта проверки от 27.02.2020 г., нецелевым использованием денежных средств Фонда проверкой признано в том числе использование денежных средств Фонда на приобретение продуктов питания в сумме 1 949 467,42 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ определяются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В силу пункта 3 части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации имеют право использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта РФ, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Законом, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи транспортных услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 00 рублей за единицу.
На основании статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 БК РФ, согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 9 статья 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
На основании пункта 8.4. Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства РИ от 17.06.2011 г. N 209 (далее - Положение) Территориальный фонд ОМС РИ осуществляет администрирование доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регистрирует и снимает с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан. Далее пунктом 8.5. положения предусмотрено, что Территориальный фонд начисляет недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени и взыскивает их со страхователей для неработающих граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования Фонда в части взыскания средств Фонда использованных Учреждением на приобретение продуктов и питание больных в период с 01.06.2017 г. по 31.12.2019 г. в общей сумме 1 949 467,42 руб. и штрафа в размере 194 946,74 руб. суд считает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Актом проверки от 27.02.2020 Учреждением в период с 01.06.2017 по 31.12.2019 г. в ходе проверки установлено нецелевое использование денежных средств Фонда на приобретение продуктов питания в общей сумме 1 949 467,42 руб., в том числе: за 2017 г. - 209 840,74 руб., за 2018 г. - 830 100,52 руб. и за 2019 г. - 909 526,16 руб.
При этом в 2017 г. - 209 840,74 руб. (161 168,00 руб. - зарплата + 48 672,74 руб. - штраф 20%) были потрачены на выплату заработной платы поварам: Цолоевой М.Б., Эсмурзиевой П.М., Амирхановой Т.М.
В 2018 г. - 830 100,52 руб. (637 581,05 руб. - зарплата + 192 549,48 руб. - штраф 20%) были потрачены на выплату заработной платы поварам: Цолоевой М.Б., Эсмурзиевой П.М. и Амирхановой Т.М.
В 2019 г. - 909 526,16 руб. (698 558,37 руб. - зарплата + 210 964,63 руб. - штраф 20%) были потрачены на выплату заработной платы поварам: Ажиговой А.А., Дидиговой М.Д., Итазовой М.С., Льяновой М.А., Фаргиевой Ф.А., Цолоевой М.Б.; кухонным рабочим: Гамботовой З.В., Льяновой Л.А., Мизиевой М.Д., Хашагульговой З.Д., Хашагульговой М.Б., Чимурзиевой Э.А.
Основанием для такого вывода Фонд в Акте, послужило содержание Договора N 1 от 08.06.2017 г. на оказание услуг по приготовлению питания на безвозмездной основе, заключенного между ГБУ "Республиканский клинический перинатальный центр" и ГБЗУ "Детская республиканская клиническая больница" в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать услуги по приготовлению питания для пациентов заказчика из продуктов заказчика на безвозмездной основе (пункт 1.1 Договора).
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Суд первой инстанции указал, что по распоряжению Правительства РИ от 07.03.2017 г. N 172-р Перинатальный центр был открыт 06.06.2017 г. без введенного в эксплуатацию пищеблока, достройка которого предполагалось в процессе работы Учреждения. В целях обеспечения питанием больных Перинатального центра, по решению Главы РИ был заключен договор N 1 от 08.06.2017 г. с расположенным рядом Детской клинической больницей (ГБУ "ДРКБ"). В соответствии с указанным договором Детская больница на безвозмездной основе предоставляла Перинатальному центру пищеблок, где готовилась пища для больных и готовая пища доставлялась в Перинатальный центр.
Как следует из материалов дела, и представленных доказательств действительная общая воля сторон с учетом цели договора N 1 от 08.06.2017 г. на оказание услуг по приготовлению питания на безвозмездной основе была направлена на временное представление помещения и оборудования пищеблока Детской клинической больницы для обеспечения исполнения целей Перинатального центра по обеспечению бесплатным питанием больных, находящихся на лечении.
Суд первой инстанции установил и не оспаривается Фондом, средства на бесплатное питание больных Перинатального центра в указанные периоды выделялись. Приготовление пищи и его доставка больным осуществлялась работниками ответчика, пища готовилась также из продуктов, принадлежащих ответчику, которые завозились на пищеблок Детской больницы по мере необходимости тоже работниками Перинатального центра.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ указано, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи транспортных услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 00 рублей за единицу.
В соответствии с Актом проверки от 27.02.2020 г. фактов перерасхода либо недостачи продуктов питания, перерасхода фонта заработной платы работникам пищеблока проверкой не установлено.
На основании части 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Следовательно выводы Акта проверки о том, что средства Фонда на питание больных использовались не по целевому назначению не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленными сторонами в обоснование требований и возражений на иск доказательствами.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод, что, денежные средства в размере 1 949 467,42 руб., выделяемые на питание больных Перинатального центра, в спорный период расходовались в соответствии с их целевым назначением и требования Фонда в этой части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при отсутствия в Перинатальном центре места для приготовления пищи и соответствующего помещения пищеблока, и в силу заключенного договора между ГБУ "РКПЦ" и ГБУЗ "ДРКБ" на оказание услуг по организации питания на безвозмездной основе от 08.06.2017 г. N 1 работники отдела общественного питания Перинатального центра не задействованы в приготовлении пищи и соответственно не имеют право на оплату труда за счет средств Фонда, подлежат отклонению, поскольку основаны на произвольном толковании условий договора от 08.06.2017 г. N 1 и возражений Перинатального центра на акт комплексной проверки от 27.02.2020.
Так же подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о внешнем совместительстве работников, поскольку, представленными в суд апелляционной инстанции карточками-справками и заявками на кассовый расчет в 2017-2019 г.г. поварам: Цолоевой М.Б., Эсмурзиевой П.М., Амирхановой Т.М., Ажиговой А.А., Дидиговой М.Д., Итазовой М.С., Льяновой М.А., Фаргиевой Ф.А., Цолоевой М.Б.; кухонным рабочим: Гамботовой З.В., Льяновой Л.А., Мизиевой М.Д., Хашагульговой З.Д., Хашагульговой М.Б., Чимурзиевой Э.А. выплачивалась заработная плата как работникам Перинатального центра.
Иные доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы о должностных обязанностях работников отдела общественного питания Перинатального центра, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.02.2021 по делу N А18-782/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-782/2020
Истец: Территориальный Фонд Омс, Территориальный фонд ОМС РИ
Ответчик: ГБУ "Республиканский клинический перинатальный центр"