31 августа 2021 г. |
А43-11658/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велес НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2021 по делу N А43-11658/2021,
принятое по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Велес НН" (ОГРН 1135248001129, ИНН 5248035449) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Велес НН" - Зайцев А.А. по доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021, представлено удостоверение адвоката N 2427.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Велес НН", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах (далее - Отдел, административный орган) в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 05.02.2021 N 21180490 в отношении индивидуального предпринимателя Штеймана Григория Зольевича (далее - ИП Штейман Г.З.) по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье, ул. Пушкина, 3 школьная столовая муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя школа N 17 им. Арюткина Н.В." (далее - МБОУ "Средняя школа N 17 им. Арюткина Н.В."), в помещении для хранения овощей 10.02.2021 произведен отбор проб пищевой продукции, а именно: свекла столовая свежая, урожай 2020 года, изготовитель: индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жидяков О.А., адрес: Краснодарский край, Устье Лабинский район, пос. Вимовец, ул. Социалистическая, д.16, дата фасовки 26.01.2021, срок годности 10 месяцев, для лабораторных испытаний на соответствие установленным требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
Согласно представленному экспертному заключению от 12.02.2021 N 03-309, протоколу испытаний пищевых продуктов от 12.02.2021 N 03/1-1272 отобранная проба у ИП Штеймана Г.З. не соответствует требованиям приложения 3 пункта 6 TP ТС 021/2011 по санитарно-химическим показателям: содержание нитратов в исследованной пробе составило 2729*685 (при нормативе: не более 1400 мл/кг).
Согласно договору поставки товаров от 27.08.2020 N 270820, товарной накладной от 01.02.2021 N 274 общество с ограниченной ответственностью "Велес НН" (далее - Общество) является продавцом указанной пищевой продукции.
Административный орган пришел к выводу, что продавец овощей - Общество до реализации вышеуказанной овощной продукции в школьные столовые не произвел контроль качества реализуемой продукции на соответствие требованиям, установленным в ТР ТС 021/2011, тем самым нарушив требования части 1 статьи 10 главы 2 ТР ТС 021/2011.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Отдела 06.04.2021 составило протокол об административном правонарушении N 21180085.
По выявленному факту административный орган обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением от 22.06.2021 Арбитражный суд Нижегородской области привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что в протоколе отбора проб от 10.02.2021 не указано конкретное место отбора пробы пищевой продукции, условия ее хранения, как влияющие на физические характеристики, что вызывает сомнения в достоверности результатов отобранных проб.
По мнению Общества, судом не исследована причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Общества и нарушением, выявленным в ходе проверки.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Отдела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно примечанию к указанной норме права под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В соответствии пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 52-ФЗ пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Из статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) следует, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 4 TP ТС 021/2011 к пищевой продукции относятся продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Согласно части 1 статьи 10 главы 3 TP ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно части 1 статьи 7 главы 2 TP ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Согласно части 2 статьи 7 главы 2 TP ТС 021/2011 показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3,4 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Разделом 6 приложения 3 TP ТС 021/2011 установлен допустимый показатель нитратов в пищевой продукции, согласно которому допустимый уровень не более 1400 мл/кг в отношении свеклы столовой.
Согласно пункту 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, субъектом ответственности, установленной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Как следует из материалов дела, на основании договора поставки товаров от 27.08.2020, товарной накладной от 01.02.2021 N 274 Общество реализовало свеклу столовую свежую в адрес ИП Штеймана Г.З.
Согласно представленному экспертному заключению от 12.02.2021 N 03-309, протоколу испытаний пищевых продуктов от 12.02.2021 N 03/1-1272 отобранная проба у ИП Штеймана Г.З. не соответствует требованиям приложения 3 пункта 6 TP ТС 021/2011 по санитарно-химическим показателям: содержание нитратов в исследованной пробе составило 2729*685 (при нормативе: не более 1400 мл/кг).
Административный орган посчитал, что Общество до реализации свеклы столовой свежей не произвело надлежащий контроль качества реализуемой продукции на соответствие требованиям, установленным ТР ТС 021/2011 к пищевой продукции. Суд первой инстанции согласился с выводом административного органа.
Между тем, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъектом административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
В силу части 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Как следует из материалов дела, производителем исследованной административным органом продукции (свекла столовая свежая) является индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жидяков О.А., адрес: Краснодарский край, Устье Лабинский район, пос. Вимовец, ул. Социалистическая, д.16.
В данном случае из представленных доказательств не следует, что несоответствие реализованной Обществом продукции требованиям технического регламента явилось следствием действий самого Общества (по причине нарушения установленных требований к хранению пищевой продукции, реализации ее за пределами срока годности, необеспечения производственного контроля за качеством и безопасностью продукции).
Несоответствие овощной продукции требованиям технического регламента в части превышения содержания нитратов является нарушением, которое могло быть допущено на стадии технологического процесса при выращивании этой продукции, а не на стадии реализации данной продукции.
Применительно к осуществляемому Обществом виду деятельности производственный контроль с его стороны состоял в проверке внешнего вида продукции, сроков её годности, наличия необходимого комплекта документов, подтверждающих качество товара.
Обнаруженное административным органом нарушение не могло быть выявлено Обществом при осмотре спорной продукции.
При таких обстоятельствах имеются неустранимые сомнения в виновности Общества. Доказательства, с достоверностью свидетельствующие о его вине в совершении выявленного нарушения, в материалах дела отсутствуют.
Согласно положениям части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Повторно исследовав в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2021 по делу N А43-11658/2021 отменить.
В удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Велес НН" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11658/2021
Истец: Территориальный отдел Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах
Ответчик: ООО "Велес НН"