город Омск |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А75-4171/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9012/2021) Администрации города Ханты-Мансийска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.06.2021 по делу N А75-4171/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сазанского Юрия Валентиновича (ОГРНИП 319861700083999, ИНН 862202638576) к Администрации города Ханты-Мансийска (ОГРН 1028600511488, ИНН 8601003378, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, 6) о признании незаконными действий, выраженных в отказе в выдаче протокола N 12 от 16.12.2020 и в отказе в выдаче субсидии на возмещение части затрат на субаренду нежилого помещений,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сазанский Юрий Валентинович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Сазанский Ю.В.) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Ханты-Мансийска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- о признании незаконными действий Администрации, выраженных в отказе в выдаче протокола N 12 от 16.12.2020, а также выраженные в отказе в выдаче субсидии на возмещение части затрат на субаренду нежилого помещения предпринимателю;
- об обязании в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры по устранению допущенных нарушений прав Предпринимателя путем выдачи субсидии на возмещение части затрат на субаренду нежилого помещения в размере 400 000 руб. на основании ранее представленного пакета документов;
- об обязании в случае неисполнения требования в установленный срок в соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) начислять ответчику неустойку в размере 10 000 руб. за каждый день неисполнения;
- о взыскании расходов на услуги по составлению заявления в суд в размере 6 000 руб. и оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.06.2021 по делу N А75-4171/2021 заявление ИП Сазанский Ю.В. предпринимателя удовлетворено частично. Суд признал незаконными действия Администрации по отказу в выдаче субсидии на основании заявления ИП Сазанского Ю.В. на получение финансовой поддержки в форме субсидии от 07.12.2020. В качестве способа восстановления права обязал Администрацию в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу выплатить предпринимателю субсидию в установленном размере.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Этим же судебным актом с Администрации в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 3 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения в части удовлетворенных требований, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что договор субаренды предпринимателем в составе заявки не был представлен. В составе заявке отсутствуют документы, подтверждающие фактическое использование арендуемого помещения за пределами срока договора аренды. Администрация ссылается на то, что судом не учтены и не исследованы обстоятельства того, что арендатор владеет нежилым помещением, предоставленным в субаренду предпринимателю, на основании договора аренды недвижимого имущества от 16.10.2019 N 65-МР/19. Основной договор аренды предпринимателем не был представлен ни в составе заявки, ни в процессе судебного разбирательства. Кроме того, Администрация считает, что судом необоснованно принято в качестве доказательства продления договора субаренды от 16.12.2019 дополнительное соглашение от 10.09.2020 N 2, так как указанное дополнительное соглашение направлено лишь на изменение размера арендной платы в период действия ограничений, связанный с пандемией коронавируса COVID-19. Представленное платежное поручение от 26.11.2020 N 243 не содержит информации о периоде оплаты, не содержит сведений о счете, выставленном арендодателем.
Администрация указывает, что судом недостоверно указано, что предприниматель зарегистрирован на территории города Ханты-Мансийска, в то время как предприниматель зарегистрирован в г. Сургуте.
Администрация ссылается на то, что согласно заявлению ИП Сазанского Ю.В. численность его работником составляет 5 человек, в составе заявки лицензия на осуществление образовательной деятельности не представлена, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что заявитель непосредственно осуществляет предпринимательскую деятельность.
Администрация указывает, что направление финансовой поддержки, предусмотренной подпунктом 6.2 пункта 2 раздела 1 Порядка "Возмещение части затрат на коммунальные услуги" в заявлении не отражено, самостоятельного заявления на предоставлении субсидии по указанному направлению не представлено, не представлены счета, предусмотренные договором субаренды, договоры с ресурсоснабжающими организациями.
По мнению подателя жалобы, суд вышел за пределы заявленных требований, обязав Администрацию в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу выплатить предпринимателю субсидию в установленном размере, в то время как заявитель просил суд о сроке восстановления права в течение 10 дней. Принятие решения о предоставлении субсидии относится к исключительным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Также Администрация ссылается на то, что судебный акт затрагивает права и интересы лица, не привлеченного к участию в деле - ХМАО-Югры, так как часть финансовой поддержки оказывается за счет средств округа, что является безусловным основанием для отмены решения.
ИП Сазанский Ю.В. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспаривает доводы жалобы Администрации, просит оставить решения без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
25.11.2020 на официальном сайте Администрации города Ханты-Мансийска (по ссылке https://admhmansy.ru/rule/admhmansy/adrn/department-of-economic-development-andinvestments/detail.php?ID=154802&iblock_id=168) опубликовано информационное письмо, согласно которому Управление экономического развития и инвестиций Администрации в рамках реализации муниципальной программы "Развитие отдельных секторов экономики города Ханты-Мансийска" объявило о приеме документов для предоставления неотложных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.
Прием документов осуществлялся с 25.11.2020 по 08.12.2020.
08.12.2020 ИП Сазанский Ю.В. подал в Управление экономического развития и инвестиций Администрации заявление на получение финансовой поддержки в форме субсидии на возмещение части затрат на аренду (субаренду) нежилых помещений, находящихся в коммерческой собственности (в собственности юридических и физических лиц) (подпункт 6.1 пункта 6 раздела I Порядка, утвержденного приложением N 10 к постановлению Администрации от 30.12.2015 N 1514, далее - Порядок N 1514) (л.д. 22-24).
Заявитель указывает, что Администрация надлежащим образом о принятом решении по результатам рассмотрения заявления предпринимателя не уведомляла, информация на официальном сайте не публиковалась. В ходе телефонных переговоров 28.01.2021 заявитель узнал, что ответчиком принято решение об отказе в выплате субсидии, после чего предпринимателем был направлен письменный запрос для получения документов о принятом решении.
02.02.2021 предприниматель получил уведомление об отказе в выдаче протокола N 12 от 16.12.2020 и копию уведомления об отказе в выплате субсидии от 18.12.2020 (том 1 л.д. 89).
Управлением экономического развития и инвестиций Администрации в адрес предпринимателя 05.03.2021 на повторное обращение было разъяснено, что основанием отказа являются подпункты "в" и "е" пункта 17 Порядка N 1514, а именно:
- не представление подтверждения фактического осуществления деятельности (договор субаренды нежилого помещения от 16.12.2019 прекратил свое действие 16.11.2020, дополнительных соглашений о пролонгации договора не представлено);
- в нарушение пункта 12.5 Порядка N 1514 не представлена лицензия на осуществление образовательной деятельности по коду ОКВЭД 85.41.1 (том 1 л.д. 102-103).
Не согласившись с указанными отказами (в предоставлении копии протокола заседания комиссии и в выплате субсидии), предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
17.06.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, обжалуемое Администрацией в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 336-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала" утвержден порядок (приложение N 7 к постановлению) предоставления и распределения субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры местным бюджетам на поддержку малого и среднего предпринимательства (далее - Окружной порядок).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.07.2020 N 294-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 336-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала" пункт 2 приложения N 7 Окружного порядка дополнен подпунктом 2.2 согласно которому субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований автономного округа, связанных с предоставлением неотложных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в том числе на компенсацию понесенных в период действия в автономном округе режима повышенной готовности затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 5.1.3 Окружного порядка установлены условия предоставления субсидии согласно которым поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в том числе на компенсацию понесенных в период действия в автономном округе режима повышенной готовности затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг, муниципальные образования осуществляют путем предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, основной вид деятельности которых на 1 марта 2020 года включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень), финансовой поддержки в виде возмещения затрат в 2020 году на: аренду (субаренду) нежилых помещений, находящихся в коммерческой собственности, в размере не более 50% от общего объема затрат и не более 400 тыс. рублей в год; коммунальные услуги в размере не более 50% от общего объема затрат и не более 400 тыс. рублей в год; жилищно-коммунальные услуги в размере не более 50% от общего объема затрат и не более 400 тыс. рублей в год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден перечень наиболее пострадавших отраслей, в том числе деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых (ОКВЭД 85.41.1).
В целях реализации Окружного порядка постановлением Администрации от 11.08.2020 N 944 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 30.12.2015 N 1514 "О муниципальной программе "Развитие отдельных секторов экономики города Ханты-Мансийска" утвержден порядок и условия предоставления неотложных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (приложение N 10 к постановлению).
В силу пункта 6.1 раздела 6 Порядка N 1514 субсидия предоставляется по направлению "Возмещение части затрат на аренду (субаренду) нежилых помещений, находящихся в коммерческой собственности (в собственности юридических и физических лиц)". Возмещению подлежат фактически произведенные и документально подтвержденные затраты субъектов малого и среднего предпринимательства на аренду (субаренду) нежилых помещений (арендная плата) (за исключением нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, включенных в перечни имущества в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") в размере не более 50% от общего объема затрат, но не более 400 тыс. рублей на одного субъекта в год.
К возмещению принимаются затраты субъектов по договорам аренды (субаренды) за нежилые помещения, используемые для осуществления заявленных видов деятельности, относящегося к Перечню, без учета расходов на оплату коммунальных услуг. Возмещение части затрат производится за период с 18 марта 2020 года до окончания режима повышенной готовности.
Согласно пункту 11 Порядка N 1514 уполномоченный орган размещает информационное сообщение о предоставлении финансовой поддержки в форме субсидий на официальном информационном портале органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска в сети Интернет (www.admhmansy.ru) с указанием условий для получения финансовой поддержки, сроков и места приема документов.
Согласно пункту 16 Порядка N 1514 решение комиссии по результатам рассмотрения поданных заявлений оформляется протоколом, который подписывают все члены комиссии, присутствовавшие на заседании. Подготовка протокола осуществляется секретарем комиссии и подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании, не позднее одного рабочего дня со дня заседания комиссии.
Как было выше сказано и следует из материалов дела, 02.02.2021 предпринимателем получено уведомление от 18.12.2020 об отказе в выдаче протокола от 16.12.2020 N 12 и уведомление об отказе в выплате субсидии от 18.12.2020.
Судом первой инстанции было отказано в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконными действий Администрации, выраженных в отказе в выдаче протокола N 12 от 16.12.2020, исходя из того, что Порядком N 1514 обязанность по выдаче протокола комиссии не предусмотрена.
В указанной части судебный акт лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в силу чего не подлежит оценке судом апелляционной инстанции (пункт 5 статьи 268 АПК РФ).
Требования предпринимателя о признании незаконными действий Администрации, выраженных в отказе в выдаче субсидии на возмещение части затрат на субаренду нежилого помещения предпринимателю, удовлетворены судом.
Оценив в соответствии с нормой статьи 71 АПК РФ в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в указанной части, исходя из следующего.
Пунктом 12 Порядка N 1514 предусмотрено, что для получения субсидии субъекты представляют в уполномоченный орган: заявление на получение финансовой поддержки в форме субсидии, подписанное уполномоченным лицом, по форме согласно приложению 2 к Порядку (пункт 12.1 Порядка); копию паспорта (для субъектов - индивидуальных предпринимателей, пункт 12.2 Порядка); доверенность (копия или оригинал) на представление интересов субъекта или копия приказа об исполнении обязанностей руководителя субъекта - юридического лица в случае представления интересов субъекта его представителем (пункт 12.3 Порядка); оригиналы документов (заверенные подписью должностного лица и печатью налогового органа) или документы (сведения), сформированные через личный кабинет Федеральной налоговой службы Российской Федерации или путем электронного документооборота других ресурсов, подтверждающих отсутствие непогашенной на дату подачи заявления задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, сформировавшейся до 01 марта 2020 года: справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов; справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (пункт 12.4 Порядка); копии лицензий, сертификатов, патентов, свидетельств, разрешений на осуществление предпринимательской деятельности (при наличии, пункт 12.5 Порядка); копии документов, подтверждающих факт понесенных расходов по направлениям, указанных в пункте 6 раздела I Порядка, в том числе копии документов, подтверждающих соответствующую оплату и копии документов, подтверждающих факт получения услуг, передачи помещения (счета, платежные поручения с отметкой банка или квитанции с отметкой банка подтверждающие оплату, договоры аренды (субаренды) с указанием порядка оплаты коммунальных услуг, иные документы, подтверждающие законное основание владения, пользования помещением субъектом, акты приема- передачи помещения, квитанции на оплату, пункт 12.6 Порядка); копию уведомления о постановке на учет в налоговом органе (пункт 12.7 Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка N 1514 право на получение финансовой поддержки имеют субъекты, соответствующие условиям, определенным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации":
- осуществляющие деятельность на территории города Ханты-Мансийска;
- не имеющие неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих к уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- осуществляющие основной вид деятельности на 1 марта 2020 года отнесенный к отрасли, пострадавшей от распространения новой коронавирусной инфекции;
- осуществляющие деятельность в нежилых помещениях, находящихся в коммерческой собственности (собственности юридических и физических лиц), используемые для осуществления заявленных видов деятельности, относящегося к Перечню;
- не имеющие просроченной задолженности по возврату в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бюджет города Ханты-Мансийска в соответствии с настоящим Порядком субсидий, бюджетных инвестиций, представленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бюджетом города Ханты-Мансийска;
- не получавшие финансовую поддержку за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска на те же цели по направлению, указанному в пункте 6 раздела I настоящего Порядка; - не находящиеся в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении субъекта не введена процедура банкротства, деятельность субъекта не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Субъекты - индивидуальные предприниматели не должны прекратить свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- не являющиеся иностранным юридическим лицом, а также российским лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%.
Основания для отказа в предоставлении субсидии определены в пункте 17 Порядка N 1514.
Так, согласно пункту 17 Порядка N 1514 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) наличие документов на компенсацию арендной (субарендной) платы за нежилые помещения, представленные на льготных условиях в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предназначенные и используемые для осуществления заявленных видов деятельности, а также находящиеся в государственной, муниципальной собственности (данное ограничение распространяется только в отношении субъектов, заявляющихся по направлению, связанному с уплатой платежей по договорам аренды (субаренды) нежилых помещений);
б) представленные документы содержат противоречивую или недостоверную информацию;
в) несоответствие Субъекта - получателя субсидии требованиям, установленным пунктом 9 настоящего раздела;
г) несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 13 настоящего раздела;
д) отсутствие документов на оплату коммунальных услуг по договорам аренды (субаренды) нежилых помещений (в случае, если договором аренды (субаренды) не определен порядок оплаты коммунальных услуг);
е) непредставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 12 настоящего раздела настоящего Порядка.
Из материалов настоящего дела следует, что Администрация, отказывая предпринимателю в получении субсидий уведомлением от 18.12.2020, сослалась на подпункты "в" и "е" пункта 17 Порядка N 1514, а именно:
- не представление подтверждения фактического осуществления деятельности (договор субаренды нежилого помещения от 16.12.2019 прекратил свое действие 16.11.2020, дополнительных соглашений о пролонгации договора не представлено);
- в нарушение пункта 12.5 Порядка N 1514 не представлена лицензия на осуществление образовательной деятельности по коду ОКВЭД 85.41.1.
При этом позиция Администрации была мотивирована следующим.
Предпринимателем в составе заявки предоставлен договор субаренды нежилого помещения от 16.12.2019, в соответствии с пунктом 6.1 которого срок договора составляет с 16.12.2019 по 16.11.2020.
В соответствии с пунктом 6.2 договора аренды при надлежащем исполнении своих обязанностей субарендатор по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное право перед другими лицами на заключение договора субаренды на новый срок. Субарендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор не позднее, чем за тридцать дней до истечения срока договора субаренды. При этом договор аренды, заключенный на новый срок, в составе заявки представлен предпринимателем не был.
Кроме того, как указывает Администрация, в составе заявки отсутствовали какие-либо документы, подтверждающие фактическое использование арендуемого помещения (платежные поручения, акты приема-передачи, счета) за пределами срока договора аренды (после 16.11.2020), отсутствовало уведомление арендодателя о желании заключить договор на новый срок, которое должно было быть (при желании истца) направлено до 16.10.2020.
В этой связи, Администрация пришла к выводу, что предпринимателем не представлены документы, подтверждающие осуществление им деятельности на территории города Ханты-Мансийска на момент подачи заявления о предоставлении субсидии, то есть не соответствует требованиям, установленным пунктом 9 Порядка N 1514.
В апелляционной жалобе Администрация поддерживает свою позицию, настаивая на то, что документы, подтверждающие фактическое использование арендуемого помещения за пределами срока договора аренды, предпринимателем не представлены.
Суд апелляционной инстанции полагает доводы заинтересованного лица необоснованными по следующим причинам.
Согласно части 2 статьи 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Документы, свидетельствующие о расторжении договора аренды и возврате помещения субарендодателю после 16.11.2020, в материалы дела не представлены.
Напротив, представленное платежное поручение от 26.11.2020 N 243, акт оказания услуг субаренды N 11 от 30.11.2020, счет N 15 от 02.11.2020, свидетельствуют о продолжении арендных отношений по договору б/н от 16.12.2019 после истечения срока его действия, указанного в пункте 6.1.
Доводы Администрации о том, что платежное поручение от 26.11.2020 N 243, не содержит информации о периоде оплаты, не содержит сведений о счете, выставленном арендодателем, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как указанный платежный документ содержит в графе "назначение платежа" указание на оплату по договору субаренды от 16.12.2019, оплата произведена 26.11.2020, что, вопреки позиции заинтересованного лица, подтверждает факт продления арендных правоотношений и их оплату.
Обстоятельства того, что предпринимателем не был представлен основной договор аренды ни в составе заявки, ни в процессе судебного разбирательства, правового значения не имеют, так как предпринимателем был представлен договор субаренды. Оснований сомневаться в подлинности представленных предпринимателем документов у Администрации не имелось с учетом того, что в силу пункта 13.2 Порядка N 1514 субъект несет ответственность за подлинность и достоверность представленных в целях получения субсидии документов и информации.
Исследование основного договора аренды, на основании которого был заключен договор субаренды с предпринимателем, в предмет настоящего судебного разбирательства не входит.
Утверждение Администрации о том, что дополнительное соглашение от 10.09.2020 N 2 не является доказательством продления договора субаренды от 16.12.2019, так как указанное дополнительное соглашение направлено лишь на изменение размера арендной платы в период действия ограничений, связанный с пандемией коронавируса COVID-19, признается судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку заключение дополнительного соглашения, согласно которому запрещено начисление неустойки, штрафов и пени, в отсутствие действующих субарендных отношений лишено какого-либо правового смысла.
Ссылки подателя жалобы на то, что предпринимателем не были представлены договоры с ресурсоснабжающими организациями, не принимаются судом апелляционной инстанции, так как представление данных договоров не предусмотрено пунктом 12 Порядка N 1514. В свою очередь, Администрация не вправе требовать предоставления заявителем непредусмотренных Порядком документов.
Указание Администрации на то, что направление финансовой поддержки, предусмотренной подпунктом 6.2 пункта 2 раздела 1 Порядка "Возмещение части затрат на коммунальные услуги" в заявлении предпринимателя не отражено, не принимает апелляционным судом, поскольку, во-первых, указанное основание не предусмотрено пунктом 17 Порядка N 1514, который содержит исчерпывающий перечень оснований, во-вторых, указанное основание не было заявлено Администрацией в качестве основания для отказу ИП Сазанскому Ю.В. в предоставлении субсидий.
Таким образом, выводы административного органа о том, что предприниматель не подтвердил фактическое осуществление деятельности на территории города Ханты-Мансийска, являются ошибочными и противоречат материалам дела.
Обстоятельства того, что предприниматель зарегистрирован в г. Сургуте, правового значения не имеют, так как арендуемое ИП Сазанским Ю.В. нежилое помещение находится в г. Ханты-Мансийске, предпринимательская деятельность осуществляется на территории города Ханты-Мансийска.
Факт осуществления предпринимателем деятельности, относящейся к отрасли, пострадавшей от распространения новой коронавирусной инфекции, также подтвержден материалами дела.
Согласно выписке из ЕГРИП код и наименование вида деятельности Предпринимателя - 85.41.1 "Образование в области спорта и отдыха".
Согласно разделу 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" ОКВЭД 85.41.1 относится к указанному перечню.
Доводы подателя жалобы о том, что предприниматель не представил в составе заявки лицензию на осуществление образовательной деятельности, а численность его работником составляет 5 человек, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что заявитель непосредственно осуществляет предпринимательскую деятельность, были правомерно оценены и отклонены судом апелляционной инстанции.
Требование о предоставлении лицензии на осуществление определенного вида деятельности является обоснованным только при её наличии, на что прямо указанно в пункте 12.5 Порядка N 1514.
В 2020 года действовало Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", в силу пункта 1 которого им устанавливался порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Следовательно, для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, требование о получении лицензии не является обязательным.
Оснований сомневаться в подлинности представленных предпринимателем документов у Администрации не имелось с учетом того, что в силу пункта 13.2 Порядка N 1514 субъект несет ответственность за подлинность и достоверность представленных в целях получения субсидии документов и информации.
Администрацией не опровергнуты с помощью относимых и допустимых доказательств обстоятельства того, что предприниматель непосредственно осуществляет образовательную деятельность в области спорта и отдыха.
Таким образом, действия Администрации по отказу в выдаче субсидии на основании заявления ИП Сазанского Ю.В. на получение финансовой поддержки в форме субсидии от 07.12.2020 обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.
Утверждение подателя жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы своих полномочий, обязав административный орган принять решение о предоставлении субсидии, является несостоятельным, так как противоречит положениям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, согласно которым в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы подателя жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, обязав Администрацию в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу выплатить предпринимателю субсидию в установленном размере, в то время как заявитель просил суд о сроке восстановления права в течение 10 дней, также отклоняются судом, поскольку из содержания норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ следует, что способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в конечном итоге определяется судом.
Арбитражный суд вправе как самостоятельно формулировать соответствующий способ устранения нарушенных прав, исходя из конкретных, установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств рассматриваемого дела, так и высказаться относительно возможности (либо невозможности) применения предложенного заявителем способа устранения имеющегося нарушения, что и было сделано судом первой инстанции применительно к рассматриваемому спору. Поэтому довод подателя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, применив иной способ восстановления нарушенного права, по сравнению с предложенным заявителем, вышел за пределы заявленных требований и нарушил нормы статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Утверждение подателя жалобы о том, что судебный акт затрагивает права и интересы лица, не привлеченного к участию в деле - ХМАО-Югры, так как часть финансовой поддержки оказывается за счет средств округа, что является безусловным основанием для отмены решения, является ошибочным, так как права ХМАО-Югры как-либо образом принятым судебным актом не затрагиваются.
Обстоятельства того, что субсидии формируются, в том числе из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сами по себе об указанном не свидетельствуют, на размер предоставленных округом местному бюджету субсидий не влияют.
Мотивированных доводов несогласия с выводами суда в части удовлетворения требований предпринимателя о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя Администрацией не заявлено. Само по себе указание Администрации указания на несогласие таковым не является.
Требования заявителя о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя удовлетворены судом в соответствии с требованиями статьей 106, 110 АПК РФ с учетом пропорциональности удовлетворения требований. Основания для переоценки указанных выводов у судебной коллегии отсутствуют. Очевидная чрезмерность заявленных расходов из материалов дела не усматривается.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Ханты-Мансийска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.06.2021 по делу N А75-4171/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4171/2021
Истец: Сазанский Юрий Валентинович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9012/2021
30.06.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4171/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4171/2021