г. Владимир |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А43-245/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СтройПроект" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07 мая 2021 года по делу N А43-245/2021, принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СтройПроект", г.Нижний Новгород (ОГРН 1195275040476, ИНН 5258146170), о признании незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Семеновский Нижегородской области от 25.09.2020 исх.N431496/20 об отказе в размещении объекта Опора связи (Антенно-мачтовое, линейно-кабельное сооружение, сборно-разборная опора, высотой 30-м, предназначенной для обеспечения связью и интернетом, не требующей разрешения на строительство, способ размещения -наземный) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута на земельный участок по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, г.Семенов, ул.Спортивная, ЗУ1, площадью 4 кв.м,, кадастровый квартал:52:12:1800321, сроком на 3 года, об обязании Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Семеновский Нижегородской области устранить допущенное нарушение законных интересов Общества, а также о взыскании судебных расходов, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- Администрации городского округа Семеновский Нижегородской области (606650, Нижегородская область, город Семенов, улица 1-е Мая, дом 1).
при участии:
от заявителя - Позднякова Р.В. по доверенности от 21.12.2020 (представлен диплом о высшем юридическом образовании)
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "СтройПроект" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Семеновский Нижегородской области (далее - ответчик, Комитет) от 25.09.2020 исх.N 431496/20 об отказе в размещении объекта Опора связи (Антенно-мачтовое, линейно-кабельное сооружение, сборно-разборная опора, высотой 30 м, предназначенной для обеспечения связью и интернетом, не требующей разрешения на строительство, способ размещения - наземный) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута на земельный участок по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, г.Семенов, ул.Спортивная, ЗУ1, площадью 4 кв.м,, кадастровый квартал:52:12:1800321, сроком на 3 года, и обязании Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Семеновский Нижегородской области устранить допущенное нарушение законных интересов Общества, а также о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация городского округа Семеновский Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07 мая 2021 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СтройПроект" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "СтройПроект" указывает, что суд при вынесении обжалуемого Решения неполно выяснил обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильно применил нормы права.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, требования заявителя удовлетворить.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 15.09.2020 ООО "СтройПроект" обратилось в администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта Опора связи (антенно-мачтовое, линейнокабельное сооружение, сборно-разборная опора, высотой 30-м, способ размещения наземный) и заключении договора о размещении объекта на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, для размещения опоры связи по адресу: Нижегородская обл., г.Семенов, ул. Спортивная, ЗУ1, площадью 4кв.м, кадастровый квартал 52:12:1800321, сроком на 3 года.
Письмом от 25.09.2020 Исх-431496/20 Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Семеновский Нижегородской области отказал в разрешении на использование испрашиваемого обществом земельного участка для размещения объекта "Опора связи", а также уведомило о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о. Семеновский Нижегородской области для размещения объектов связи выделена отдельная территориальная зона (ИИ5 - зона объектов связи и телекоммуникаций).
28 сентября 2020 ООО "СтройПроект" обратилось в администрацию городского округа Семеновский Нижегородской области с аналогичным заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта "Опора связи".
Письмом от 13.10.2020 Исх-460538/20 Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Семеновский Нижегородской области отказал в разрешении на использование испрашиваемого обществом земельного участка для размещения объекта "Опора связи".
Полагая, что решение Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Семеновский Нижегородской области от 25.09.2020 исх.N 431496/20 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права ООО "СтройПроект" в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области.
В обоснование заявленного требования общество указывает на несоответствие оспариваемого отказа положениям подпункта 6 пункта 3 статьи 39.33, пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отмечает, что у Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Семеновский Нижегородской области отсутствовали правовые основания для отказа в размещении объекта "Опора связи". Ссылаясь на письма Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, Минэкономразвития от 16.08.2016 N Д234-3858, согласно которым размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует положениям подпунктов "в" и "г" пункта 10 Положения N 213 и не нарушает права и законные интересы ООО "СтройПроект" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку заявитель имеет возможность обратиться за получением разрешения на размещение опоры связи в соответствии с требованиями территориального планирования.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень указанных объектов утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Пунктом 11 Перечня объектов к числу объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 N 213 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Нижегородской области, утвержденного (далее - Положение N 213), которое регламентирует процедуру и условия размещения объектов, согласно Перечню N 1300, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 2 Положения N 213, объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании договоров о размещении объекта, заключенных в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципального района, городского, муниципального округов или городского поселения Нижегородской области, на территории которых находятся соответствующие земли или земельные участки, в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган). Размещение объектов должно соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, землеустроительной документации, правилам благоустройства территории соответствующего муниципального образования, за исключением случая размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня.
Согласно пункту 10 Положения N 213 решение об отказе в размещении объекта принимается в случае, если: в) размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня) либо к нарушению транспортных или пешеходных связей и существующих объектов благоустройства; г) размещение объекта (объектов) на землях (земельных участках), предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Нижегородской области (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня).
Как следует из материалов дела, в соответствии с утвержденным решением Совета депутатов городского округа Семеновский Нижегородской области от 25.07.2013 N 35 Генеральным планом городского округа Семеновский испрашиваемый обществом земельный участок расположен в территориальной зоне ТСП-РС (зона рекреационных), что подтверждается представленной ответчиком схемой (л.д.82-83, том 2).
Кроме того, Правилами землепользования и застройки городской округ Семеновский на карте градостроительного зонирования городского округа отображаются виды территориальных зон, в том числе "Зоны рекреационного назначения: зона мест отдыха общего пользования (РЗ 1)".
Согласно статье 21 Правил землепользования и застройки городской округ Семеновский в состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок площадью 4 кв.м в кадастровом квартале 52:12:1800321, адресный ориентир: г. Семенов, ул.Спортивная, полностью расположен в территориальной зоне РЗ-1 - зоне мест отдыха общего пользования, что по существу заявителем не оспаривается и подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной обществу к обращению (л.д. 20, том 1, л.д.81, том 2).
Спорный земельный участок расположен в границах территории общего пользования и занят зелеными насаждениями общего пользования (сквером по ул.Спортивная (в границах ул.Спортивная и ул.Урицкого г.Семенов), включенным в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области). Указанное обстоятельство подтверждается общедоступной информацией, размещенной на официальном сайте Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области www.mineco-nn.ru/reestr-ozelenennyh-territoriy (л.д.84-87, том 2).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые скверами, используются для отдыха граждан и туризма (часть 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые скверами относятся к землям общего пользования. Согласно статье 3 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" (далее - Закон N 110-З): озелененные территории - территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся неотъемлемой составной частью данных озелененных территорий земель населенных пунктов; зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая растительность в парках, на бульварах, в скверах, садах, цветниках и на газонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники; сквер - озелененная территория общего пользования, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра. Скверы предназначены для пешеходного движения и организации кратковременного отдыха.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 110-З, озелененные территории подразделяются, в том числе на озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреационных целей (парки, сады, скверы, бульвары, набережные и другие рекреационно-природные территории).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 110-З охране подлежат все озелененные территории Нижегородской области. Согласно пункту 1 части 3 статьи 9 Закона N 110-3 на озелененных территориях общего пользования в соответствии с федеральным законодательством запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, в том числе строительство зданий и сооружений, кроме случаев размещения объектов спорта, гражданской обороны, вентиляционных шахт метрополитена, объектов, предназначенных для выполнения работ, связанных с содержанием территории, объектов монументального искусства, инженерных сооружений, общественных туалетов, с учетом требований части 3 статьи 10 данного Закона и если иное не установлено законодательством. Данные учета озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области сводятся в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области (далее - Реестр), который ведется уполномоченным органом на основе данных, предоставленных органами местного самоуправления. Реестр - перечень озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области, используемых для рекреационных целей.
Данные Реестра являются общедоступными и размещаются на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 2, 7 статьи 11 Закона N 110- З).
Таким образом, испрашиваемый обществом под размещения опоры связи земельный участок расположен на территории сквера, включенного в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области. В связи с чем, размещение объекта заявителя "Опора связи" приведет к невозможности использования без ограничений испрашиваемого земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования (сквер, занятый зелеными насаждениями).
При этом в случае удовлетворения заявленного требования будет нарушено право неограниченного круга лиц на свободное перемещение и использование данного сквера, а также будет нарушено приоритетное использование спорного земельного участка, расположенного в границах территории общего пользования муниципального образования "городской округ Семеновский" - под организацию мест отдыха населения, благоустройство на основании постановления Администрации городского округа Семеновский Нижегородской области N 680 от 23.03.2021 (том 1, л.д.128), озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений.
Доводы заявителя об отсутствии доказательств негативного воздействия на территорию сквера со ссылкой на данные топографической съемки (л.д.81, том 2) судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку согласно рабочей документации объекта (л.д.29, том 1), его установка предусматривает производство земляных работ, устройство фундамента путем бурения скважины диаметром 500 мм и глубиной 3,835 м.
Предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 9 Закона N 110-3 исключения на объект общества не распространяются.
Ссылка заявителя об отсутствии зеленых насаждений на территории испрашиваемого земельного участка судом во внимание не принята, поскольку в силу приведенных положений статьи 3 Закона к зеленым насаждения относятся не только древесно-кустарниковая, но и травянистая растительность.
Ссылки общества на письма Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, Минэкономразвития от 16.08.2016 N Д234-3858 также не могут быть приняты судом, ввиду рекомендательного характера названных писем. Кроме того, приведенные в названных письмам разъяснения не свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа в выдаче размещения опоры связи в рассматриваемом случае по обозначенным выше обстоятельства.
Довод общества об отсутствии в оспариваемом отказе указания на наличие предусмотренного подпунктом "г" пункта 10 Положения N 213 основания судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отлонен, как не свидетельствующий о незаконности оспариваемого отказа вследствие установленного факта размещения испрашиваемого обществом земельного участка на территории озелененной территории общего пользования (сквера).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует положениям закона и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы ООО "СтройПроект", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07 мая 2021 года по делу N А43-245/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СтройПроект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-245/2021
Истец: ООО "СтройПроект"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.о. Семеновский Нижегородской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕМЕНОВСКИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО представитель "СтройПроект" Позднякова Регина Витальевна