г. Санкт-Петербург |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А56-25942/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Богдановская Г.Н., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24467/2021) товарищества собственников жилья "Загородный 26" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 по делу N А56-25942/2021, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к товариществу собственников жилья "Загородный 26"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Загородный 26" (далее - ответчик, ТСЖ "Загородный 26", Товарищество) о взыскании 217 013 руб. 42 коп. задолженности за фактическое водоснабжение и водоотведение за период с 01.03.2020 г. по 31.07.2020 г., пени по пунктам 6.3 статей 13 и 14, а также пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, начисленные с 01.01.2021 по дату фактического исполнения основного обязательства - перечисления долга за отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, в размере 217 013 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы её податель ссылается на отсутствие оснований для взыскания платы за водоотведение на общедомовые нужды (далее - ОДН), так как общедомовые приборы учета (далее - ОДПУ) на сточные воды отсутствует, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению исключен из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Апеллянт обращает внимание на то, что расчет должен быть произведен без учета нежилых помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), так как владельцы нежилых помещений оплачивают воду напрямую Предприятию по заниженным нормативам, при этом при расчете требований Предприятие необоснованно не учитывает объемы коммунального ресурса, потребленные всеми арендаторами нежилых помещений, так как вычитает суммы только по четырем арендаторам из десяти.
Полагает, что не оснований для применения повышенного коэффициента на предоставление коммунальных услуг по водоотведению, поскольку пунктами 42, 42(1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N 354) применение таких нормативов при определении стоимости услуг по водоотведению не предусмотрено.
К дате, указанной в определении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021, отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел дело без проведения судебного заседания и вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" осуществляло подачу питьевой воды товариществу собственников жилья "Загородный 26" и прием от него сточных вод и загрязняющих веществ.
В письме от 05.11.2008 N 55/11-22-1311/08, адресованному ответчику, истец сообщил, что до заключения с ним договоров на водоснабжение и водоотведение жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 26, лит. А, будет выставлять ему счета за оказание услуги по водоснабжению и канализации.
До настоящего времени договор с ответчиком по вышеуказанному жилому дому не заключен.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика за фактическое водоснабжение и водоотведение за период с 01.03.2020 по 31.07.2020 составляет 217.013 руб. 42 коп. по платежным документам, сформированным с 30.06.2020 по 31.07.2020.
Ссылаясь на неоплату задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в период с 01.03.2020 по 31.07.2020, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо доказать приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, а также обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
По общему правилу, установленному статьей 544 и пунктом 2 статьи 548 ГК РФ, оплате подлежит фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными её учета, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
За неисполнение гражданско-правового обязательства должник обязан уплатить кредитору неустойку, размер которой предусмотрен договором (статья 331 ГК РФ) или законом (статья 332 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 6.3 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), устанавливающие обязательные требования к таким договорам, в том числе договорам водоотведения, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг, и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 Правил N 124 и зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Как указало Товарищество, многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды, но не оборудован общедомовым прибором учета сточных вод.
Указанное обстоятельство истец не опровергает.
До 01.06.2017 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определялся как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение.
Указанный объем рассчитывался как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 приложения N 2 к названным Правилам).
В период до 01.01.2017 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды Правилами N 306 установлен не был.
С 01.01.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление N 1498) в пункт 29 Правил N 306 внесены изменения, касающиеся порядка определения норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем этим же постановлением N 1498 внесены изменения в пункт 21 Правил N 124 (пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод).
Указанные изменения согласно пункту 4 постановления N 1498 вступают в силу только с 01.06.2017.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) из положений Правил N 306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N 344; из Правил N 354 исключено указание на применение формулы 15 к определению платы за сточные бытовые воды на общедомовые нужды.
Следовательно, в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому.
Доводы ответчика о некорректности определения объема водоотведения многоквартирного дома в связи с отсутствием норматива по водоотведению на общедомовые нужды сделаны без учета изменений законодательства, регулирующего изданные взаимоотношения, а именно истцом не учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)) следующего содержания: "объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
Vст = Vхвс + Vгвс,
где:
Vст - объем сточных вод, отводимых за расчетный период - расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;
Vхвс - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
Vгвс - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом".
Согласно пункту 4 Постановления N 1498, данная правовая норма вступила в силу с 01.06.2017.
В соответствии с данной нормой с 01.06.2017 Предприятие обязано при расчете объема водоотведения многоквартирного дома принимать его равным объему холодного и горячего водоснабжения, поставленного по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом за расчетный период (расчетный месяц).
Отсутствие норматива потребления на отведение сточных вод в целях содержания имущества в многоквартирном доме не может являться основанием для освобождения от оплаты услуг по водоотведению на ОДН.
Довод Товарищества о невозможности применения повышающих коэффициентов к утвержденным нормативам при расчете водоотведения несостоятелен, поскольку ответчиком не указаны номера расчетных документов, а также суммы повышающих коэффициентов, предъявленных к оплате истцу со стороны ответчика. Из расчета суммы неосновательного обогащения данное обстоятельство также не представляется возможным определить.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на необходимость исключения из суммы долга стоимости услуг, оказанных арендаторам, является необоснованной, поскольку в суд первой инстанции ответчик соответствующие доказательства своих доводов не представил
Апелляционная жалоба не содержит доводов и обстоятельств, свидетельствующих о незаконности выводов суда первой инстанции по существу спора и наличии предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 по делу N А56-25942/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25942/2021
Истец: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: ТСЖ "Загородный 26"