г. Вологда |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А05-1890/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2021 года по делу N А05-1890/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КТА-МЕТ" (ОГРН 1062902010962, ИНН 2902052924; адрес: 164251, Архангельская область, город Северодвинск, проезд Грузовой, дом 25; далее - Общество, ООО "КТА-МЕТ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Балтийской таможне (ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014; адрес: 198184, город Санкт-Петербург, остров Канонерский, дом 32а; далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 05.02.2020 N 10216000-2780/2019 в части признания общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и объявления устного замечания.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2021 года по делу N А05-1890/2021 заявленные требования удовлетворены.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить.
Общество в отзыве на апелляционную с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 18.09.2019 N RU/95591914/180919, заключенного с компанией "NS-GROUP INTERNATIONAL LTD OY", Финляндия (покупатель), ООО "КТА-МЕТ" (продавец) представило к таможенному оформлению на Балтийский таможенный пост (ЦЭД) декларацию на товары (далее - ДТ) N 10216170/081119/0206913, задекларировав товар "отходы и лом черных металлов, прочие (лом черных металлов: смешанный, различных форм и размеров, навалом, с содержанием - титана (Ti) < 0,05 мас.%; хрома (Cr) - < 0,05 - 0,057 мас.%; марганца (Mn) - 0,32 - 0,37 мас.%; никеля (Ni) - < 0,05 мас.%; меди (Cu) - < 0,05 - 0,054 мас.%; вольфрама (W) < 0,1 мас.%; молибдена (Mo) < 0,05 мас.%; углерода (C) - 0,13 - 0,15 мас.%; железо (Fe) - основа, не содержит опасных отходов".
В графе 33 ДТ N 10216170/081119/0206913 декларантом в отношении товара указан код 7204 49 900 0 ТН ВЭД "Отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки): - отходы и лом прочие: -- прочие: --- прочие: ---- прочие", ставка вывозной таможенной пошлины по которому составляет 5%, но не менее 5 евро за 1000 кг.
По результатам таможенного осмотра (акт от 12.11.2019 N 10203100/121119/000096) в ходе испытания образцов металлолома, проведенного с применением магнита и прибора рентгенофлуоресцентного анализа "МетЭксперт", в составе товара обнаружены в числе прочего две металлические ложки серебристо-белого цвета, на одной имеется маркировка: <нержц55к>, на другой имеется маркировка: <нержц70к>.
Спектральный анализ процентного содержания металлов в ложках показал:
- Ti (титан)-0,024, V (ванадий) - 0,153, Cr (хром) - 18,434, Mn (марганец) - 1,439, Fe (железо) - 70,213, Ni (никель) - 9,172, Cu (медь) - 0,171, Mo (молибден) - 0,395;
- Ti (титан)-0,802, V (ванадий) - 0,084, Cr (хром) - 17,782, Fe (железо) - 80,866, Ni (никель) - 0,319, Cu (медь) - 0,077, Mo (молибден) - 0,071.
В ответ на запрос Таможни Общество сообщило, что общий вес ложек из нержавеющей стали составляет 0,1068 кг, что составляет 0,00000086822% от веса всей товарной партии (12 301 000 кг).
Таможней было принято решение от 13.11.2019 N РКТ-10216170-19/005024 о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в соответствии с которым спорный товар "отходы и лом в виде ложек из нержавеющей коррозионностойкой стали с многочисленными следами эксплуатации, многочисленных повреждений, царапин, сколов, загрязнений весом 0,1068 кг" классифицирован по коду 7204 21 100 0 ТН ВЭД "Отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки): - отходы и лом легированной стали, -- коррозионностойкой стали, --- содержащей 8 мас. % или более никеля"; ставка вывозной таможенной пошлины по которому составляет 5%, но не менее 5 евро за 1000 кг.
В связи с принятием решения о классификации товара Балтийский таможенный пост 13.11.2019 направил декларанту решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/081119/0206913.
Общество 13.11.2019, в соответствии с указанными решениями представило корректировку декларации на товары.
Таможней 14.11.2019 выставлено требование Обществу о необходимости предоставления лицензии на вывоз за пределы территории РФ на товар "отходы и лом в виде ложек из нержавеющей коррозионностойкой стали", весом нетто 0,106 кг.
Согласно ответу Общества указанная лицензия у декларанта отсутствует.
Старшим государственным таможенным инспектором таможни Андреевой Ю.А. 18.11.2019 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10266000-2780/2019 в отношении Общества, в котором административный орган пришел к выводу, что непредставление Обществом лицензии Минпромторга России на экспорт за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, товара N 2 по ДТ N 10216170/081119/0206913, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статье 16.3 КоАП РФ.
Уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Балтийской таможни Зубаревым С. В. 18.12.2019 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым действия (бездействие) Общества квалифицированы по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ - заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Постановлением заместителя начальника Балтийской таможни Терентьева П.Ю. по делу об административном правонарушении от 05.02.2020 N 10216000-2780/2019 Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении N 10216000-2780/2019 прекращено административным органом в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, обществу было объявлено устное замечание.
В обоснование привлечения к административной ответственности Таможня сослалась на то, что Обществом ненадлежаще организовано проведение предварительных операций с целью установления качественных характеристик товара, подлежащего декларированию и представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а именно, часть товара N 1, задекларированного по ДТ N 10216170/081119/0206913, весом нетто 0,106 кг подлежит классификации в товарной подсубпозиции 7204211000 ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с рассматриваемым заявлением, просит признать постановление незаконным и отменить за отсутствием события административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворены.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государств - членов ЕАЭС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены ТН ВЭД и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД. Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно примечанию 8(а) к разделу XV ТН ВЭД отходы и лом - металлические отходы и лом, полученные в процессе производства или механической обработки металлов, а также металлические изделия, окончательно не пригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, вследствие поломки, разрезов, износа или других причин.
Исходя из Общих положений Пояснений к разделу XV ТН ВЭД в каждую из групп 72 - 76 и 78 - 81 ТН ВЭД включаются конкретные необработанные недрагоценные металлы и изделия из этих металлов, такие как прутки, бруски, проволока или листы, а также изделия из них, за исключением некоторых определенных изделий из недрагоценного металла, которые, независимо от вида составляющего их металла, относятся к группе 82 или 83, причем в эти группы входят строго определенные изделия.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД (том IV) в товарную позицию 7204 включаются отходы и лом черных металлов, как определено в примечании 8 (а) к разделу XV.
Такие отходы и лом черных металлов разнообразны по природе и, как правило, могут быть следующих видов:
(1) Отходы и лом в результате производства или механической обработки черных металлов (например, обрезь, опилки и токарная стружка).
(2) Изделия из черных металлов, окончательно непригодные для использования вследствие поломки, разрезов, износа или других причин Согласно Пояснениям к группе 72 "Черные металлы" ТН ВЭД (Том IV):
(г) "сталь" - сплавы на основе железа, кроме упомянутых в товарной позиции 7203, которые (за исключением определенных видов, изготовляемых в форме отливок) обладают ковкостью и содержат 2 мас.% или менее углерода. Хромистые стали, однако, могут содержать более высокий процент углерода;
(д) "коррозионностойкая сталь" - легированная сталь, содержащая 1,2 мас.% или менее углерода и 10,5 мас.% или более хрома при наличии других элементов или без них;
(е) "другие виды легированных сталей" - стали, не подпадающие под определение коррозионностойкой стали и содержащие один или более из приведенных ниже элементов в следующих соотношениях: - алюминия 0,3 мас.% или более, - бора 0,0008 мас.% или более, - хрома 0,3 мас.% или более, - кобальта 0,3 мас.% или более, - меди 0,4 мас.% или более, - свинца 0,4 мас.% или более, - марганца 1,65 мас.% или более, - молибдена 0,08 мас.% или более, - никеля 0,3 мас.% или более, - ниобия 0,06 мас.% или более, - кремния 0,6 мас.% или более, - титана 0,05 мас.% или более, - вольфрама 0,3 мас.% или более, - ванадия 0,1 мас.% или более, - циркония 0,05 мас.% или более, - других элементов (кроме серы, фосфора, углерода и азота), взятых отдельно, 0,1 мас.% или более.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД (том VI) в подсубпозицию 7204 49 900 0 включаются отходы и лом, представленные навалом, состоящие, например, из смеси чугуна, луженой стали и различных сортов стали, разнообразных видов. Следовательно, наличие лома легированных (коррозионностойких) сталей (2 ложек из нержавеющей коррозионностойкой стали) в общей партии лома черных металлов не только не порочит классификацию указанного товара в товарной подсубпозиции 7204 49 900 0, а, напротив, соответствует вышеприведенным Пояснениям к ТН ВЭД (том VI), а также ОПИ ТН ВЭД, учитывая, в том числе, процентное содержание указанной легированной (коррозионностойкой) стали 0,00000086822 % в весовом отношении по сравнению со всей товарной партией лома.
Согласно данным спектрального анализа, одна из двух ложек содержала никель в массовой доле 0,319 %, т.е. менее 8 %, а соответственно, неправомерно классифицирована в товарной подсубпозиции 7204 21 100 0 ТН ВЭД. "Отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки): - отходы и лом легированной стали, -- коррозионностойкой стали, --- содержащей 8 мас. % или более никеля".
При этом, учитывая, что согласно спектральному анализу процентного содержания металлов в спорных ложках процентное содержание никеля составило в одной ложке 9,172%, а в другой ложке 0,319%, то общее процентное содержание никеля в двух ложках составило 4,7455 % по массе, что также не соответствует примененному Таможней классификационному коду 7204 21 100 0 ТН ВЭД.
При таких обстоятельствах, недоказанной является правомерность выделения таможенным органом из состава товара, задекларированного по ДТ N 10216170/081119/0206913 отдельно товара - отходы и лом в виде ложек из нержавеющей коррозионностойкой стали с многочисленными следами эксплуатации, многочисленных повреждений, царапин, сколов, загрязнений весом 0,1068 кг и его классификацию по коду 7204 21 100 0 ТН ВЭД "Отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки): - отходы и лом легированной стали, -- коррозионностойкой стали, --- содержащей 8 мас. % или более никеля".
Следовательно, является правильной классификация вывозимого Обществом товара, включая выделенный таможенным органом товар N 2, в товарной позиции подсубпозиции 7204 49 900 0 ТН ВЭД, как отходов и лома черных металлов, представленных навалом, состоящих из смеси чугуна, луженой стали и различных сортов стали, разнообразных видов, что, в свою очередь, исключает выделение части товара N 1 и последующую классификацию указанной части товара как товара N 2 в подсубпозиции 7204 21 100 0 ТН ВЭД.
Из материалов дела следует, что Общество, не согласившись с решением Таможни от 13.11.2019 N РКТ-10216170-19/005024 о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также решением таможни от 13.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N10216170/081119/0206913, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании указанных решений незаконными.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2020 по делу N А56-13156/2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2021, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.08.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, то есть носят преюдициальный характер.
Выводы Таможни при вынесении указанного постановления основаны на признанных недействительными решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2020 по делу N А56-13156/2020 решениях Таможни от 13.11.2019 N РКТ-10216170-19/005024 и от 13.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N10216170/081119/0206913.
Указанным решением установлено, что классификация вывозимого Обществом товара, включая выделенный таможенным органом товар N 2, в товарной позиции подсубпозиции 7204 49 900 0 ТН ВЭД, как отходов и лома черных металлов, представленных навалом, состоящих из смеси чугуна, луженой стали и различных сортов стали, разнообразных видов, является правильной.
Выводы, изложенные в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2020 по делу N А56-13156/2020, имеют преюдициальное значение для принятия решения по настоящему делу.
На основании изложенного, в силу части 2 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции пришел к верным выводам и обоснованно признал постановление Таможни от 05.02.2020 N 10216000-2780/2019 незаконным и подлежащим отмене в части признания Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершённого правонарушения и объявления устного замечания, ввиду отсутствия основания для привлечения Общества к административной ответственности.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2021 года по делу N А05-1890/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1890/2020
Истец: ООО "КТА-МЕТ"
Ответчик: Балтийская таможня