г. Санкт-Петербург |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А56-2979/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи С.В. Изотовой,
рассмотрев апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2021 по делу N А56-2979/2021 (судья Н.Е. Целищева), по иску:
Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" (191124, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н; ОГРН 1177847189190, ИНН 7840066803)
к индивидуальному предпринимателю Бузюку Дмитрию Алексеевичу (Санкт-Петербург)
третье лицо: Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (191014, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 7, лит. А, пом. 2-Н, 5-Н, 7-Н, 10-Н; ОГРН 1167847166882, ИНН 7801305857),
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга" (далее - истец, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Бузюку Дмитрию Алексеевичу (далее - ответчик, Предприниматель) о взыскании 89 185 руб. 44 коп. штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением от 22.03.2021, принятым путем подписания резолютивной части, в иске отказано.
По ходатайству истца изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в котором просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что обследование земельного участка произведено Комитетом в соответствии с его полномочиями, согласно пунктам 1.2 и 1.4 распоряжения Комитета от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование может проводиться должностными лицами Комитета без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости.
В отзыве на апелляционную жалобу Бузюк Д.А. просит решение оставить без изменения, указывает, что вывод суда первой инстанции о недоказанности обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, соответствует закону и сложившейся судебной практике, Комитет не уведомлял ответчика о проведении обследования, в связи с чем нарушил пункт 3.6 Порядка проведения обследований, утвержденного распоряжением Комитета от 05.09.2017 N 11-р.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.02.2019 между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО) и Предпринимателем заключен договор N 04/НТО-03964 на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 15,3 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Политехническая ул., дом 29, лит. А, согласно схеме границ земельного участка, предназначенного для размещения НТО при условии соблюдения Предпринимателем следующих требований: вид и цели использования НТО: для размещения киоска по реализации периодической печатной продукции, высота НТО не более 4 м, площадь НТО не более 15,3 кв. м, а Предприниматель обязуется разместить НТО и использовать земельный участок, предназначенный для его размещения, в течение срока действия договора на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга и условиями договора.
Согласно пункту 1.2 договора место размещения НТО определено в соответствии с пунктом 93 раздела VI "Объекты, используемые для реализации периодической печатной продукции. Информационно-торговые мобильные объекты" (Калининский район, номер заявления в РГИС 23585) части 2 "Прочие торговые объекты".
В силу пункта 1.3 договора приведенное описание целей использования НТО и земельного участка, предназначенного для его размещения, является окончательным, изменение целей использования не допускается.
Использование НТО по вспомогательному (вспомогательным) виду использования осуществляется в соответствии с условиями договора.
Договор действует с 12.02.2019 по 11.02.2024 и вступает в силу с момента его подписания (пункт 2.1 договора).
08.07.2019 Комитет провел обследование земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Политехническая улица, вблизи дома 29а, в ходе которого установлено, что на указанном земельном участке расположен павильон площадью 15 кв. м, в котором осуществляется реализация безалкогольных напитков.
02.10.2020 Учреждение направило претензию об уплате штрафа за нарушение условий пункта 1.1 договора и устранении нарушений условий договора, ответ на которую Предприниматель не направил.
В ходе повторного обследования, проведенного Комитетом 19.10.2019, установлено, что на участке размещен павильон, в котором осуществляется приготовление и реализация кофе (установлено кофейное оборудование, размещена продукция и ингредиенты для приготовления кофе, внутри объекта размещена барная стойка, оборудован зал для посетителей).
Поскольку выявленные в ходе обследования нарушения Предпринимателем не устранены, штраф не оплачен, Учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал на недоказанность истцом нарушений ответчиком условий договора ввиду того, что представленные истцом акты составлены Комитетом в одностороннем порядке.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как указано выше, согласно пункту 1.1 договора вид и цели использования НТО определены для размещения киоска по реализации периодической печатной продукции, а пунктом 1.3 договора установлено, что изменение целей использования НТО не допускается.
Использование НТО по вспомогательному (вспомогательным) виду использования осуществляется в соответствии с условиями договора.
Участки, включенные в раздел VI Схемы, предназначены именно для размещения НТО в целях реализации периодической печатной продукции.
В соответствии с пунктом 3.2.2 договора Предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в пункте 1.1 договора.
В ходе обследований, проведенных Комитетом 08.07.2019 и 19.10.2019. установлено, что на момент обследования на участке расположен павильон площадью 15 кв. м, в котором ведется торговая деятельность по реализация безалкогольных напитков, приготовление и реализация горячих напитков, приготовляемых в киоске (размещен аппарат для приготовления кофе, тара для розлива, ингредиенты), что является нарушением пункта 1.1 договора.
Пунктом 4.4 договора предусмотрено взимание штрафа за нарушение Предпринимателем, иных условий договора, не указанных в пунктах 4.2 и 4.3 договора.
Размещение НТО осуществляется на основании Схемы в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и договором на размещение НТО.
На основании подпункта 3 пункта I статьи 6 названного Закона органы государственной власти субъектов РФ уполномочены в соответствии с Законом о торговой деятельности на разработку и принятие законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности.
В соответствии с названным положением статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и во исполнение статьи 10 этого закона Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 27.09.2012 N 1045 "О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 1045).
Утвержденным Постановлением N 1045 порядком разработки и утверждения Схемы (приложение к Постановлению N 1045, далее Порядок) (пункт 2.7.6) предусмотрено, что Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет по печати) выдает заключение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании возможности размещения торговых объектов на земельных участках и сведения о включении объектов в ранее утвержденные адресные программы объектов мелкорозничной торговли, используемых для реализации периодической печатной продукции, с учетом результатов мониторинга рынка распространения периодической печатной продукции (в случае если целью использования земельных участков является размещение объектов, используемых для реализации периодической печатной продукции).
Согласно пункту 1.6 Порядка возможно использование НТО по основному и вспомогательному (вспомогательным) видам использования. Установлено, что торговые объекты, предполагаемые к использованию по основному и вспомогательному (вспомогательным) видам использования, указанным в пунктах 1.3.2.1, 1.3.2.3. 1.3.2.5 и 1.3.2.6 Порядка, включаются в раздел схемы размещения, соответствующий основному виду использования торгового объекта. Под основным видом использования торгового объекта понимается использование не менее 70 процентов площади торгового объекта по одному из видов использования торговых объектов, указанных в пунктах 1.3.2.1, 1.3.2.3, 1.3.2.5 или 1.3,2.6 Порядка.
По смыслу указанного пункта Порядка, основной вид использования определяется разделом схемы, в который включен тот или иной земельный участок; совмещение видов использования возможно только в отношении видов, предусмотренных перечисленными пунктами Порядка, а именно:
1.3.2.1 - мелкорозничная торговля;
1.3.2.3 - общественное питание;
1.3.2.5 - бытовое и иное сервисное обслуживание, за исключением автосервисного обслуживания;
1.3.2.6. - реализация периодической печатной продукции.
Условиями договора также предусматривается возможность использования участка по основному и вспомогательным видам использования и порядок, при соблюдении которого соответствующее использование участка не может рассматриваться как нарушение договора.
В пункте 1.3 договора указано, что использование НТО по вспомогательному (вспомогательным) виду использования осуществляется в соответствии с условиями договора; такие условия содержатся в пунктах 3.1.3, 3.2.24 договора, в частности по вспомогательному виду использования не может быть использовано более 30 % площади НТО, а для использования НТО по вспомогательному виду использования в соответствии с пунктом 3.1.3 договора необходимо: получить согласования (разрешение) на вспомогательный (вспомогательные) вид деятельности; в трехдневный срок направить уведомление в комитет и администрацию района Санкт-Петербурга по месту нахождения НТО о намерении использовать не более 30 % площади торгового объекта под вспомогательный (вспомогательные) вид использования; в качестве приложения к уведомлению об использовании не более 30 % площади торгового объекта под вспомогательный (вспомогательные) вид использования Предприниматель должен представить план торгового объекта с указанием выделенной части под вспомогательный (вспомогательные) вид использования, ведомость инвентаризации места размещения НТО, подготовленную Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости".
Исходя из вышеизложенного, об использовании НТО по вспомогательному виду использования свидетельствует только совокупность следующих обстоятельств: основной вид использования НТО совмещается с видами, предусмотренные пунктами 1.3.2.1, 1.3.2.3, 1.3.2.5 Порядка, под осуществление такого вида используется не более 30 % площади объекта и соблюден порядок, предусмотренный пунктом 3.2.24 договора.
В данном случае в НТО на спорном земельном участке осуществляется деятельность в сфере общественного питания (приготовление и реализация горячих напитков), под указанный вид деятельности используется 40 процентов площади торгового объекта, согласование (разрешение) на указанный вид отсутствует, равно как отсутствуют и доказательства направления уведомления, предусмотренного пунктом 3.2.24 договора.
Такая деятельность по условиям пункта 3.1.3 договора не является вспомогательным использованием, не соответствует цели, указанной в пункте 1.1 договора.
Не оспаривая сведения, отраженные в актах обследования, Предприниматель ссылается исключительно на нарушение порядка проведения такого обследования.
Между тем Предпринимателем и судом первой инстанции не учтено, что Комитет создан от имени субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, утверждает положения о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктами 1.2 и 1.3 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", установлено, что Комитет проводит государственную политику в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда), обеспечения проведения инвентаризации объектов нежилого фонда, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся обеспечения проведения инвентаризации земель и инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге, осуществления земельного контроля в Санкт-Петербурге, выявления и предотвращения деятельности по самовольному строительству на территории Санкт-Петербурга, а также демонтажа самовольных построек на территории Санкт-Петербурга, и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанных сферах. Он является уполномоченным органом по осуществлению земельного контроля в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 1.4 распоряжения Комитета от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" предметом обследования является соблюдение исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами прав Санкт-Петербурга на объекты недвижимости, а также требований по использованию объектов недвижимости, в том числе требований по оформлению документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности на земельных участках.
На основании пункта 3.1 названного распоряжения обследование может проводиться должностными лицами Комитета без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости.
В данном случае обследование земельного участка было произведено в рамках полномочий, установленных вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
Результаты обследования отражаются в соответствующем акте, который подлежал оценке наряду с иными доказательствами.
Как следует из приложений к названным актам (материалы фотофиксации, копия чека), в данном случае фактически в НТО, координаты нахождения которого отражены в приложении к актам, на участке осуществляется деятельность в сфере общественного питания (приготовление и реализация горячих напитков), что не соответствует цели, указанной в пункте 1.1 договора.
Реализуемые горячие напитки не могут рассматриваться и как "сопутствующие товары" (по отношению к печатной продукции).
В соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 2121-р "Об утверждении ассортимента сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках", в качестве сопутствующего товара допускается реализация обработанных чая и кофе, прочих безалкогольных напитков в индивидуальной упаковке изготовителя.
Приготовление и розлив в одноразовую тару непосредственно в НТО напитков данным условиям не соответствуют.
Допуск ответчиком к осуществлению деятельности в названном НТО Грузика Сергея Антоновича не освобождает Бузюка Д.А. от ответственности за нарушение условий договора.
Доказательства, опровергающие обстоятельства, отраженные в представленных актах, Предприниматель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2021 по делу N А56-2979/2021 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бузюка Дмитрия Алексеевича в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" 89 185 руб. 44 коп. штрафа за нарушение условий договора.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бузюка Дмитрия Алексеевича в доход федерального бюджета 6 567 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2979/2021
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ИП Бузюк Дмитрий Алексеевич
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИМУЩЕСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА