г. Москва |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А40-246364/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-246364/20
по заявлению Департамент городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ООО "Сервис М"
о признании незаконным отказа,
в присутствии:
от заявителя: |
Кастальская Г.С. по доверенности от 09.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 13.11.2020 N MFC-0558/2020-139202-1, в государственной регистрации договора аренды от 19.02.2019 N00-00169/19 и постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества - нежилого помещения (этаж 2, помещение II - комнаты с 3 по 13, 16, 17, 21), общей площадью 253,4 кв.м, по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д. 123, корп.2, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать договор аренды от 19.02.2019 N00-00169/19 и осуществить постановку на государственный кадастровый учет объект недвижимого имущества - нежилого помещения (этаж 2, помещение II - комнаты с 3 по 13, 16, 17, 21), общей площадью 253,4 кв.м, по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д. 123, корп.2.
Решением от 25.05.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 19.02.2019 N 00-00169/19, заключенного с ООО "Сервис М", в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого помещения (этаж 2, помещение II - комнаты с 3 по 13, 16, 17, 21), площадью 253,4 кв.м, по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д. 123, корп. 2.
Уведомлением Управления от 13.11.2020 N MFC-055 8/2020-139202-1 сообщено об отказе в государственной регистрации договора аренды в отношении части помещения с кадастровым номером 77:05:0001009:8208, площадью 345,1 кв.м - нежилого помещения (этаж 2, помещение II - комнаты с 3 по 13, 16, 17, с 21 по 25), по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д. 123, корп.2, и постановке вышеуказанного объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет со ссылкой на непредставление разрешительной документации на перепланировку, произведенную в помещении с кадастровым номером 77:05:0001009:8208, выявленную на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и по причине того, что в техническом плане отсутствует проектная документация и техническое заключение о состоянии несущих конструкций, а также объект обладает признаками самовольной постройки.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, Департамент обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Как верно установлено судом первой инстанции, право собственности города Москвы зарегистрировано на объект (этаж 2, помещение II - комнаты с 3 по 13, 16, 17, с 21 по 25), площадью 345,1 кв.м, с кадастровым номером 77:05:0001009:8208, запись ЕГРН N 77-77-06/046/2006-693 от 24.08.2006.
Нежилое помещение (этаж 2, помещение II - комнаты с 3 по 13, 16, 17, 21) по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д. 123. корп.2, площадью 253,4 кв.м, передаваемое в аренду ООО "Сервис М", входит в состав объекта с кадастровым номером 77:05:0001009:8208 и не сформировано как самостоятельный объект недвижимости в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, Департаментом в рамках государственного задания в ГБУ МосгорБТИ были заказаны работы по подготовке технического плана для постановки на кадастровый учет части объекта недвижимости в соответствии с договором аренды.
В Управление были представлены соответствующие заявления и технический план, подготовленный ГБУ МосгорБТИ в рамках государственного задания.
Между тем, органом регистрации прав 13.11.2020 принято решение N MFC-0558/2020-139202-1 об отказе в проведении регистрационных и учетных действий по причине того, что в техническом плане отсутствует проектная документация и техническое заключение о состоянии несущих конструкций и объект обладает признаками самовольной постройки.
Право собственности города Москвы на вышеуказанный объект зарегистрировано в установленном порядке.
Департаментом в Управление были направлены заявления о государственной регистрации договора аренды от 19.02.2019 N 00-00169/19, заключенного с ООО "Сервис М", в отношении объекта недвижимого имущества -нежилого помещения (этаж 2, помещение II - комнаты с 3 по 13, 16, 17, 21), общей площадью 253,4 кв.м, по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д. 123, корп.2.
Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ст. 26 ЗК РФ он подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Нежилое помещение площадью 253,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д. 123, корп.2, передаваемое в аренду ООО "Сервис М", входит в состав объекта с кадастровым номером 77:05:0001009:8208 и не сформировано как самостоятельный объект недвижимости в сведениях ЕГРН.
В силу п. 5 ст. 44 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе, в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.
Управление указывает, что в отношении заявленного объекта недвижимости произведены работы по перепланировке, на которую не была получена разрешительная документация.
Согласно сведениям ЕГРН на нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0001009:8208 площадью 345,1 кв.м зарегистрировано право собственности города Москвы (запись в ЕГРН N 77-77-06/046/2006-693 от 24.08.2006).
Объект недвижимого имущества нежилого помещения (этаж 2, помещение II -комнаты с 3 по 13, 16, 17, 21), общей площадью 253,4 кв.м, по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д. 123, корп. 2, входит в состав вышеуказанного объекта недвижимого имущества. Технические характеристики передаваемого в аренду объекта недвижимого имущества идентичны характеристикам объекта недвижимого имущества, в отношении которого осуществлена государственная регистрация права собственности города Москвы.
В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имуществу любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Характеристики передаваемого в аренду объекта недвижимости идентичны характеристикам объекта, согласно зарегистрированному праву (техническая документация по состоянию на 08.11.2005 прилагается).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации договора аренды от 19.02.2019 N 00-00169/19, и постановке части нежилого помещения на кадастровый учет, отсутствуют.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа является незаконным и необоснованным нарушает права и законные интересы заявителя, в свзи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов Департамента, а именно: зарегистрировать договор аренды от 19.02.2019 N 00-00169/19 и осуществить постановку на государственный кадастровый учет объект недвижимого имущества - нежилое помещение (этаж 2, помещение II - комнаты с 3 по 13, 16, 17, 21), общей площадью 253,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинский пр., д. 123, корп. 2 в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2021 по делу N А40-246364/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246364/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ