г. Москва |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А40-236577/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "Еврологистик" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2021, принятое судьей Жбанковой Ю.В., в порядке упрощенного производства по делу N А40-236577/20, по исковому заявлению ООО "Цифровая Логистика" к ООО "Еврологистик" о взыскании 331 580 рублей,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО "ЕВРОЛОГИСТИК" о взыскании суммы задолженности по договору-оферты оказания услуг Электронной торговой площадки "Грузовые перевозки" для грузоотправителей в размере 331 580 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21 мая 2021 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции изменить в части взыскания неустойки в сторону ее уменьшения в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между истцом (цифровая логистика) и ответчиком (клиент) был заключен договор-оферты оказания услуг Электронной торговой площадки "Грузовые перевозки" для грузоотправителей,
В порядке, предусмотренном статьей 3 Общих условий ЭТП ГП, Клиентом было оформлено 25 заказов на организацию перевозок грузов (далее - Заказы). Номера заказов приведены в Приложении N 1, копии заказов приложены к настоящему исковому заявлению.
Услуги по предоставлению вагонов в рамках Заказов оказывались Публичным акционерным обществом "Первая Грузовая Компания".
Пунктом 4.11. Общих условий ЭТП ГП 4.11. предусмотрено, что Цифровая логистика осуществляет учет времени нахождения Вагонов у грузоотправителей/грузополучателей на станциях погрузки/выгрузки, а также в ремонте и, в случае нарушения грузоотправителями/грузополучателями установленных норм, предъявляет требования и проводит работу по взысканию с Клиентом соответствующих штрафов.
В соответствии с п. 5.7.5. Общих условий ЭТП ГП Клиент обеспечивает простой вагонов, поданных согласно Согласованному заказу (в случае, когда заказ был осуществлен в том числе на предоставление вагонов), на станции погрузки/выгрузки не более: 2 (двух) суток на станции погрузки; 2 (двух) суток на станции выгрузки.
Для целей исчисления штрафа и платы за использование вагонов в соответствии с Общими условиями ЭТП ГП, срок нахождения вагонов на станции погрузки/выгрузки исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия вагонов на станцию, но не ранее даты, указанной в Согласованном заказе (в случае прибытия вагонов ранее согласованной даты погрузки), до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления вагонов со станции. Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные;
В соответствии с п. 5.13 Общих условий ЭТП ГП Клиент подтверждает фактом ввода Заказа в рамках настоящих Общих условий ЭТП ГП: передачу ООО "Цифровая логистика" полномочий по подаче в ОАО "РЖД" от имени грузоотправителя заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом формы ГУ-12, внесение корректировок в заявку на перевозку грузов железнодорожным транспортом, получение результатов рассмотрения и согласования заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом формы ГУ-12; наличие у плательщика (иного уполномоченного лица грузоотправителя) полномочий по вводу и предъявлению к исполнению Заказов в рамках ЭТП ГП, а также возложение на него ответственности за их достоверность и актуальность; обеспечение проверки наличия у грузоотправителя договоров на станции отправления, необходимых в том числе для обеспечения подачи и уборки Вагонов, погрузки и выгрузки грузов; что с контрагентами урегулированы все необходимые отношения, а также у грузоотправителя урегулированы отношения с контрагентами, направленные на надлежащее исполнение настоящих Общих условий ЭТП ГП; что он несёт риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением грузоотправителем настоящих Общих условий ЭТП ГП, в том числе возложение на плательщика (иного уполномоченного лица грузоотправителя) обязанности по оплате штрафов, предусмотренных статьей 8 Общих условий ЭТП ГП;
Согласно п. 5.8. Общих условий ЭТП ГП в случае использования вагонов в рамках Согласованного заказа (в случае, когда заказ был осуществлен в том числе на предоставление вагонов) сверх указанных в пункте 5.7.5 сроков Клиент уплачивает штраф в порядке, установленном статьей 8 Общих условий ЭТП ГП.
Пунктом 8.6. Общих условий ЭТП ГП предусмотрено, что в случае допущения Клиентом простоя Вагонов сверх сроков, установленных в Общих условий оказания услуг ЭТП ГП, на станции погрузки/выгрузки, Цифровая логистика вправе потребовать от Клиента штраф за сверхнормативное пользование Вагонами в размере 1180 (одна тысяча сто восемьдесят) рублей за один Вагон в сутки, а также возмещения убытков Цифровой логистики/ Владельца вагонов, возникших в связи со сверхнормативным простоем Вагонов.
В рамках выполнения Заказов, Клиентом был допущен сверхнормативный простой вагонов на станциях погрузки/выгрузки, в связи с чем в адрес Клиента в Личном кабинете на ЭТП ГП было выставлено 25 счетов-расчетов на оплату штрафов за простой вагонов. Перечень счетов-расчетов с указанием номера, даты счета-расчета и суммы штрафов приведен в Приложении N 1 к настоящему исковому заявлению.
Общая сумма штрафов за простой вагонов составляет 331 580 руб.
До настоящего времени указанные штрафы Клиентом не оплачены.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Для соблюдения досудебного урегулирования спора в адрес Клиента была направлена претензия исх. N ИСХ-427/Цлог от 13.05.2020, с требованием оплатить указанную задолженность. Ответ на претензию не получен, задолженность не погашена.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
11.02.2021 от Ответчика в материалы поступил отзыв, в котором Ответчик заявил возражения относительно начисления штрафов за сверхнормативное пользование вагонами по Заказам.
12.02.2021 во исполнении определения Арбитражного суда города Москвы от 15.01.2021 и на основании ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Цифровая логистика" приобщило к материалам дела N А40-236577/20-131-2164 следующие документы: копии актов оказанных услуг, копии транспортных железнодорожных накладных, подтверждающие даты прибытия и отправления вагонов по станциям погрузки и выгрузки; распечатки сведений из ГВЦ ОАО "РЖД", предоставленных ПАО ПГК, доказательства направления искового заявления Ответчику, доказательства соблюдения претензионного порядка, Справка о состоянии расчетов с ООО "Еврологистик".
Ответчик ссылается на отсутствие задолженности по штрафам за простой в размере 331 580 рублей 00 копеек, указывая на отсутствие сведений о задолженности по штрафам за простой вагонов в акте сверки расчетов за 4 квартал 2020 года.
В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н) (далее ПБУ 9/99) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров относятся к прочим доходам.
Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков, как предусмотрено пунктом 10.2 ПБУ 9/99, принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.
Так как указанные штрафы не были признаны Ответчиком и не оплачены до настоящего времени, отражение их в акте сверки противоречило бы правилам ведения бухгалтерского учета.
В ходатайстве о приобщении дополнительных документов от 12.02.2021 Истец просит взыскать с Ответчика в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Цифровая логистика" именно сумму задолженности по оплате штрафов за сверхнормативное пользование Вагонами в соответствии с Условиями оказания услуг Электронной торговой площадки "Грузовые перевозки" для грузоотправителей в размере 331 580 руб.
Ответчик указывает на отсутствие заготовок железнодорожных накладных на отправку вагонов после выгрузки как на основание освобождение от ответственности за простой вагонов.
В соответствии с п. 5.7.5. Общих условия ЭТП ГП для грузоотправителей в рамках выполнения настоящих Общих Условий ЭТП ГП, Клиент обеспечивает простой Вагонов, поданных согласно Согласованному Заказу (в случае, когда заказ был осуществлен в том числе на предоставление вагонов), на станциях погрузки/выгрузки не более: 2 (двух) суток на станциях погрузки; 2 (двух) суток на станциях выгрузки.
Для целей исчисления штрафа и платы за сверхнормативное время использования Вагонов в соответствии с настоящими Общими условиями ЭТП ГП, срок нахождения Вагонов на станции погрузки исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия Вагонов на станцию, но не ранее даты, указанной в Согласованном Заказе (в случае прибытия Вагонов ранее согласованной даты погрузки), до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления Вагонов со станции.
Срок нахождения вагонов на станции выгрузки исчисляется с 00 ч. 00 мин., дня следующего за днем(датой) прибытия вагонов на станцию, до момента уборки вагона(ов) с подъездного пути необщего пользования на пути общего пользования согласно памятке приемосдатчика ГУ-45 ВЦ.
Простой Вагонов свыше установленного срока исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные;
Согласно п. 5.8 Общих условия ЭТП ГП для грузоотправителей в случае несогласия Клиента со временем простоя, заявленным Цифровой логистикой, и выставленными штрафами за время простоя на станции погрузки, Клиент предоставляет заверенные им (грузоотправителем - в случае, если Клиент не грузоотправитель) копию железнодорожной накладной относительно прибытия Вагона и квитанцию о приеме Вагона к перевозке при его отправлении.
В случае несогласия Клиента со временем простоя, заявленным Цифровой логистикой, и выставленными штрафами за время простоя на станции выгрузки, Клиент предоставляет заверенные грузополучателем копии железнодорожной накладной и памятки приемосдатчика на подачу и уборку Вагонов формы ГУ-45 ВЦ, подписанные двумя сторонами, в которой будут отражены сведения об уборке вагона(ов) с подъездного пути необщего пользования на пути общего пользования.
Мотивированные возражения по начисленным штрафам за сверхнормативный простой вагонов с приложением указанных в настоящем пункте документов направляются Клиентом на электронный адрес Цифровой логистики info@digitalrzd.ru.
Учет времени нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки, подачи/уборки вагонов на пути необщего пользования, выставочные пути, включая время завершения грузовых операций, оформления заготовок ж.д., накладной и перевозочных документов определяется на территории Российской Федерации по данным ГВЦ ОАО "РЖД", Арбитражного суда Московского округа "ЭТРАН".
При непредставлении Клиентом вышеуказанных документов в течение 10 (десяти) календарных дней со дня выставления Цифровой логистикой, как Агентом Владельца вагонов либо как Экспедитором, счета на оплату простоя, количество суток простоя считается признанным Клиентом, и счет подлежит оплате в полном объеме.
Как указано в п.5.8 Общих условий ЭТП ГП для грузоотправителей предусмотрен конкретный перечень документов, которые в случае несогласия ответчика со временем простоя должны быть им предъявлены истцу, а именно, копии железнодорожных накладных и копии памяток приемосдатчика ГУ-45. В претензионном порядке Ответчик не предпринял попытки проверить факт простоя. Исходя из содержания п. 5.8 Общих условий ЭТП ГП если Клиент не предоставил Цифровой логистике необходимые документы в течение 10 (десяти) календарных дней со дня выставления Цифровой логистикой, время сверхнормативного простоя (сумма неустойки, уплачиваемая Клиентом) не подлежит корректировке. Клиент принял на себя обязательство оплатить неустойку за сверхнормативное пользование вагонами (п. 8.6. Общих условий ЭТП ГП для грузоотправителей).
Кроме того, памятки приемосдатчика на подачу и уборку Вагонов формы ГУ-45 ВЦ, подписанные двумя сторонами, в материалы дела ответчиком не представлены.
Таким образом, доказательств, опровергающих простой вагонов Ответчиком в материалы дела не представлено.
Вагоны по 25 Заказам были приняты грузоотправителями и погружены, что означает, что Ответчик и грузоотправители приняли на себя риски, связанные с наступлением неблагоприятных последствий, вызванных прибытием вагона на станцию погрузки в более позднюю дату.
На портале ЭТП ГП в Личном кабинете Ответчика в подразделе "Ход выполнения" Ответчик имел возможность следить за движением, назначенных по заказам, вагонов, что позволяет Ответчику оперативно планировать проведение погрузочно-разгрузочных работ, для выполнения принятых на себя обязательств по обеспечения норматива срока простоя вагонов на станции погрузки и выгрузки.
Ответчик утверждает, что ряд вагонов был подан ранее срока по заказу, что освобождает Ответчика от ответственности.
Однако это не соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергается письменными доказательствами, содержащимися в материалах дела.
В соответствии с п. 5.7.5. Общих условия ЭТП ГП для грузоотправителей в рамках выполнения настоящих Общих Условий ЭТП ГП, Клиент обеспечивает простой Вагонов, поданных согласно Согласованному Заказу (в случае, когда заказ был осуществлен в том числе на предоставление вагонов), на станциях погрузки/выгрузки не более: 2 (двух) суток на станциях погрузки; 2 (двух) суток на станциях выгрузки.
Для целей исчисления штрафа и платы за сверхнормативное время использования Вагонов в соответствии с настоящими Общими условиями ЭТП ГП, срок нахождения Вагонов на станции погрузки исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия Вагонов на станцию, но не ранее даты, указанной в Согласованном Заказе (в случае прибытия Вагонов ранее согласованной даты погрузки), до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления Вагонов со станции.
С учетом изложенного срок нахождения Вагонов на станции погрузки исчисляется с 00 ч. 00 мин. даты, указанной в Согласованном Заказе (в случае прибытия Вагонов ранее согласованной даты погрузки), до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления Вагонов со станции.
В подтверждения направленного Ответчиком контррасчета в материалы дела также не представлены документы, опровергающие простой вагонов. Контррасчет не позволяет определить на основании каких данных он сформирован. В материалы дела не представлены доказательства фактам, изложенным в контррасчете.
Ответчиком заявлено о применении со ст. 333 ГК РФ.
В пункте 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 6-О, 7-О, положение пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиями нарушения обязательства без представления ответчиками доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
По смыслу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшение неустойки является правом суда, наличие оснований и пределов для ее снижения определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, исходя из собранных по делу доказательств.
Ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции ответчик допустимых доказательств, подтверждающих несоразмерность неустойки, не представил.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд не усматривает правовых оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения неустойки.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 мая 2021 года по делу N А40-236577/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236577/2020
Истец: ООО "ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА"
Ответчик: ООО "ЕВРОЛОГИСТИК"
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"