г. Москва |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А40-59384/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хвенько Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-59384/2021
по заявлению ООО "ЮЖНЫЙ ПАРК"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ДГИ г. Москвы
об оспаривании уведомления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шац Д.В. по доверенности от 01.02.2021 б/н;
от заинтересованного лица - Сухов Д.А. по доверенности от 05.05.021 N Д-57/2021;
от третьего лица - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Южный парк" (заявитель, Общество) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 10.02.2021 N КУВД-001/2020-21767875/3 об отказе государственного кадастрового учёта, суд обязал Управление устранить в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учёта в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Рязановское, д. Мостовское, д. 2 на основании заявления заявителя.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В деле участвует третье лицо - Департамент городского имущества (Департамент), представитель которого в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, считая, что оспариваемое решение регистрирующего органа является законным и обоснованным.
Представитель Общества в заседании суда апелляционной инстанции на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поступившем через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщенном к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела, Общество обратилось в Управление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Рязановское, д. Мостовское, д. 2.
По результатам правовой экспертизы документов, представленных в качестве основания для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН государственным регистратором принято решение от 10.02.2021 N КУВД-001/2020-21767875/3 об отказе государственного кадастрового учёта в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права заявителя в экономической деятельности как арендатора земельного участка, ООО "Южный парк" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемый отказ Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о недвижимости) и иными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, 08.11.2011 между ЗАО "Знамя Подмосковья" (Арендатор) и Комитетом по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области (Арендодатель) был заключён договор аренды земельного участка N 196ю/2011, по условиям которого арендодатель на основании Постановления Главы Подольского района Московской области N 496 от 16.06.1998, Постановления Администрации Подольского муниципального района Московской области N 2868 от 04.10.2011 передаёт за плату, а арендодатель принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 170125 кв.м. в границах плана, прилагаемого к договору, с кадастровым номером 50:27:0020451:261 из земель государственной собственности, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Московская область, Подольский р-он, сельское поселение Рязановское, деревня Мостовское, дом 2.
Срок действия договора сторонами установлен до 16.06.2047 Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 28.06.2012.
Дополнительным соглашением от 01.07.2012 N М-11-039255 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.11.2011 N 196ю/2011 Комитет по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области, Департамент земельных ресурсов г. Москвы и арендатор ЗАО "Знамя Подмосковья" в связи с изменением с 01.07.2012 границы между субъектами РФ городом федерального значения Москвой и Московской областью и включением земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261 с адресными ориентирами: Московская область, Подольский рон, сельское поселение Рязановское, деревня Мостовское, дом 2 в границы г. Москвы договорились о передаче Комитетом по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.11.2011 N 196ю/2011 в полном объёме к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы. Этим дополнительным соглашением договору аренды земельного участка от 08.11.2011 N 196ю/2011 присвоен новый учётный номер N М-11-039255.
Дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 11.02.2013.
По условиям договора о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 12.11.2014 N б/н ЗАО "Знамя Подмосковья" передало все свои права и обязанности по договору аренды земельного участка N М 11-039255 (предыдущий N 196ю/2011) ООО "Южный парк".
Договор о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 12.11.2014 N б/н зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 16.03.2015.
Дополнительным соглашением от 03.06.2019 N М-11-039255 к договору аренды земельного участка от 08.11.2011 N М 11-039255 Департамент городского имущества г. Москвы и ООО "Южный парк" установили следующее: права и обязанности по договору земельного участка от 08.11.2011 N М 11-039288 в полном объёме переходят к ООО "Южный парк".
Стороны изменили адрес местонахождения земельного участка с "Московская область, Подольский р-он, сельское поселение Рязановское, деревня Мостовское, дом 2" на "город Москва, поселение Рязановское, д. Мостовское, дом 2", и категорию земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населённых пунктов".
Арендные правоотношения между истцом ООО "Южный парк" и Департаментом городского имущества г. Москвы также подтверждаются выпиской из ЕГРН от 22.12.2020.
Положениями ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены требования к установлению точности местоположения границ земельного участка.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.03.2016 г. N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" значение точности определения координат характерных точек границ земельного участка, отнесенного к категории земель "Земли населенных пунктов" не должно превышать 0,1 м. Координаты характерных точек границ земельного участка КН 50:27:0020451:261 определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения - 0,2 м.
Из сведений, содержащихся в ЕГРН следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с выпиской ЕГРН площадь земельного участка КН 50:27:0020451:261 составляет 170125 кв.м., а по координатам площадь составляет 170109 кв.м. Разность площадей - 16 кв.м, что не превышает величину предельной допустимой погрешности определения площади земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020451:261.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка собственник земельного участка обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учёте от 29.10.2020 N КУВД-001/2020- 21767875.
Управление Росреестра уведомлением от 10.11.2020 N КУВД-001/2020- 21767875/1 приостановило учётно-регистрационные действия с указанием причин приостановления.
Для устранения причин приостановления заявителю рекомендовано представить межевой план оформленный в соответствии с Требованиями и Законом как дополнительные документы к ранее принятому заявлению.
Уведомлением от 10.02.2021 N КУВД-001/2020-21767875/3 Управление Росреестра отказало заявителю в осуществлении государственного кадастрового учёта в связи с истечением установленного срока приостановления и неустранением причин, приведённых в уведомлении.
В соответствии с частью 1 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п.3 ч.1 ст. 29 Закона о регистрации недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
При этом следует учитывать, что государственный регистратор обязан вносить только достоверные, соответствующие нормам действующего законодательства сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости, в компетенцию Управления входит проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза осуществляется уполномоченным лицом органа регистрации прав в порядке и сроки, установленные действующим законодательством в отношении каждого поступающего комплекта документов.
Необходимо отметить, что решение о наличии, либо об отсутствии оснований для государственной регистрации прав или государственного кадастрового учета принимается каждым государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы поступивших документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о недвижимости территориальный орган (орган регистрации прав) осуществляет государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Компетенция Управления определена в ч. 3 ст. 3 Закона о недвижимости.
В уведомлении об отказе указаны причины, по которым отказано в услуге:
- Нарушение положения ч.10 ст.22 Закона о регистрации: документы, включённые в приложения состав межевого плана не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка КН 50:27:0020451:261. Заявителем к межевому плану приложены Постановления от 16.06.1998 N 496, от 26.06.2009 N 1368, от 05.02.2010 N 171, от 04.10.2011 N 2868, на основании которых участок предоставлен в аренду, приложен договор аренды, а также проект упорядочения границ земельных участков ЗАО "Знамя Подмосковья". В ходе проведения кадастровых работ установлено, что границы земельного участка КН 50:27:0020451:261 образованы с 08.09.2009 и существуют в неизменными с даты формирования и предоставления этого земельного участка. Границы земельного участка были уточнены в точках н1-н10 с целью исключения чересполосицы и пересечений со смежными земельными участками.Данные точки были ранее установлены при межевании смежных земельных участков.
- В соответствии с положениями п. 70 Требований в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточнённых границ земельного участка. Пунктом 70 Требований в разделе "Заключение кадастрового инженера" указано, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приведены в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При проведении кадастровых работ было установлено, что границы уточняемого земельного участка на местности не закреплены объектами искусственного и природного происхождения. Точки н1-н10 уточняемого земельного участка, являются "старыми" точками смежных земельных участков, сведения о которых достаточны для определения их местоположения. Во избежание чересполосицы и пересечений кадастровым инженером принято решение "свести" точки смежных земельных участков. Координаты остальных точек уточняемого земельного участка остались прежними.
- В нарушение п. 62 Требований публикация в печатном издании извещения о проведении собрания о согласовании границ земельного участка не может быть принята в качестве доказательства согласования. В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ в установленном Законом порядке местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в ч.3 этой статьи Закона. К заинтересованным лицам относятся лица, указанные в ч.3 ст. 39 Закона, обладающими смежными земельными участками на определенных имущественных правах.
Для получения информации о правообладателях смежных земельных участков были получены выписки из ЕГРН, а также направлено официальное письмо от ООО "Южный парк" в Росреестр с просьбой предоставить информацию об адресе смежных землепользователей. Поскольку в выписках из ЕГРН сведения об адресах электронной почты и о почтовых адресах правообладателей земельных участков КН 50:27:0000000:736, 50:27:0000000: 738, 50:27:0000000:735 и 50:27:0020418:214 отсутствуют, на запрос о предоставлении этих сведений Росреестр письмом от 24.09.2019 N 21-3112/19 ответил отказом.
В соответствии с ч.8 ст. 39 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения. В соответствии с ч.8 ст. 39 221-ФЗ извещение о проведении согласования было опубликовано в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 39 N 221- ФЗ "О кадастровой деятельности" в газете "Рязановский вестник" от 28.02.2020 N 2 с публикацией об извещении, возражения представлены не были.
- В отношении нарушения п. п. 45 и 72 Требований. В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении административного регламента Росреестра по представлению государственной услуги по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (п. 70) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Исходя из изложенного выше вывод регистратора о нарушении положений п. п. 45 и 72 Требований считаем незаконным, поскольку регистратор не указал какие требования заявителем нарушены.
- В соответствии с п. 84 Требований при участии в согласовании местоположения границы представителя заинтересованного лица после указания его ФИО указываются слова "по доверенности" или наименование юридического лица, выдавших доверенность и дата выдачи доверенности. Поскольку в столбце 5 акта согласования не хватает места для указания наименования юридического лица и даты выдачи доверенности, данные сведения были указаны в столбце 7 акта "реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя".
- Нарушены положения п. 57 Требований - некорректно приведены сведения об ограничении (обременении) уточняемого земельного участка. В соответствии с п.57 Требований сведения об ограничениях указаны в соответствии с выпиской из ЕГРН на данный ЗУ - аренда, договор от 08.11.2011 N 196ю/2011.
- В соответствии с п. 66 в реквизите N 3 раздела "Сведения о частях земельного участка" характеристика части земельного участка указывается на основании сведений ЕГРН в отношении существующих частей земельных участков, которые сохраняются. Сведения о части земельного участка КН 50:27:0020451:261 были указаны в соответствии с выпиской из ЕГРН.
- Документы в составе приложений межевого плана не отвечают п. 18 Требований. Выписка из ЕГРН с ЭЦП и приложена к последней откорректированной версии межевого плана.
Судом правомерно указано, что решение заявителя уточнить сведения о местоположении земельного участка соответствует требованиям положений п. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и требованиям Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.03.2016 г. N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения".
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ).
Оспариваемое уведомление об отказе в государственной регистрации не соответствует положениям п. 8, 10 ст. 22, п. 5 ст. 29, ст. 26, 43 Закона N 218-ФЗ "О регистрации недвижимости".
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд обязал Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет в отношении вышеуказанного земельного участка по заявлению ООО "Южный двор".
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-59384/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59384/2021
Истец: ООО "ЮЖНЫЙ ПАРК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ