город Москва |
|
3 сентября 2021 г. |
дело N А40-39027/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.09.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2021 по делу N А40-39027/21,
по заявлению: ООО "Станко-Приоритет" (ИНН: 5001110453)
к Московской областной таможне
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Кузнецова С.С. - генеральный директор;
от заинтересованного лица - Орехова Е.С. по доверенности от 30.12.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2021 признаны незаконными решение Московской областной таможни от 07.01.2021 о корректировке таможенной стоимости товаров и требование об уплате таможенных платежей по декларации на товары N 10013160/161120/0648611 и на Московскую областную таможню возложена восстановить нарушенные права ООО "Станко-Приоритет" путем возврата взысканных таможенных платежей в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители таможенного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 01.11.2017 ООО "Станко-Приоритет" (покупатель) и SHANGHAI SUMORE INDASTRIAL СО. LTD (продавец) заключен договор поставки N 3-2017, согласно предмету которого, продавец обязуется передать в собственности покупателя оборудование и
инструменты, а покупатель обязуется принимать товар и осуществлять его оплату.
Поставка товара осуществляется отдельными партиями.
В мае 2020 года, в связи с мировым экономическим кризисом, возникшим эпидемией вируса COVID 19, ООО "Станко-Приоритет" достигнута договоренность с поставщиком/производителем - SHANGHAI SUMORE INDASTRIAL СО, LTD о предоставлении скидки на закупаемый товар, которая предоставлена, в связи с тем, что производителю удалось снизить себестоимость товара, так же произошло снижение курса юани (валюты КНДР).
На основании достигнутых договоренностей, истцом получен новый прайс-лист
от продавца заверенный Торгово-Промышленной палатой КНДР.
16.11.2020 г на Московский таможенный пост (ЦЭД) Московской таможни подана декларация на товары 10013160/161120/0648611 по которой задекларирован товар SHANGHAI SUMORE IND AS TRIAL СО, LTD Китай, ввозимый по прямому контракту с ООО "Станко-Приоритет" (N 3-2017 от 01.11.2017 FOB Шанхай страна отправления Китай).
Таможенная стоимость ввозимых товаров определена истцом и заявлена по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. 39 Таможенного кодекса
Евразийского экономического союза (Таможенный кодекс ЕЭС).
18.11.2020 для подтверждения сведений, заявленных в части таможенной стоимости, декларантом при совершении таможенных операций по декларации 10013160/161120/0648611 заявителем представлены (контракт N 3-2017; инвойс SYM20-0501-1 от 03.08.2020 проформа инвойс подписанная сторонами; упаковочный лист SYM20-0501-1 от 03.08.2020; декларации соответствия; экспортная декларация КНДР с переводом; прайс-лист заверенный ТПП Китая 25.09.2020 - сертификат происхождения; документы по 100 % предварительной оплате согласно условий контракта; пояснения; документы, подтверждающие транспортные расходы (договор транспортной экспедиции N 1407/17 ТЭО, заявка поручение N 31); коносамент; прайс-лист реализации товара на внутреннем рынке; калькуляция цены; счет фактуры по реализации подобного товара; переговоры с производителем о предоставлении скидки.
21.11.2020 обществом получено уведомление, в котором таможенным органом сообщено о том, что проверка документов не может быть завершена, в сроки выпуска товаров предусмотренный Таможенным кодексом ЕЭС и то, что для выпуска товаров необходимо внести обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 596.098, 66 руб. до 26.11.2020.
Таможенные платежи обществом перечислены.
26.12.2020 обществом получено извещение о том, что представленные декларантом документы не устраняют признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров.
Обществом повторно представлены документы с пояснениями формирования стоимости товара.
07.01.2021 таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, произведена корректировка стоимости товара.
Не согласившись с выводами таможенного орган, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь ст. ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 38, 39, 42, 45, 106, 108, 313, 325 Таможенного кодекса ЕЭС, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (вместе с "Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза"), правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения таможенного органа от 07.01.2021 (том 1 л.д. 42-46) о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10013160/161120/0648611.
В соответствии с подп. 4 и 9 п. 1 ст. 106 Таможенного кодекса ЕЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о товарах, в частности таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в ст. 108 Кодекса.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 108 Таможенного кодекса ЕЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
В силу п. 10 ст. 38 названного Кодекса, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании п. 15 ст. 38 Таможенного кодекса ЕЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном ст. 39 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса ЕЭС, таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов (подп. 1); продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено (подп. 2); никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления (подп. 3); покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 настоящей статьи (подп. 4).
В случае, если хотя бы одно из условий, указанных в п. 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (п. 2 ст. 39 ТК ЕЭС).
В силу п. 1 ст. 45 Таможенного кодекса ЕЭС в случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со ст. ст. 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений настоящей главы на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (п. 1 ст. 45 ТК ЕАЭС).
Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со ст. 45 Таможенного кодекса ЕЭС, являются теми же, что и предусмотренные ст. ст. 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении (п. 2 ст. 45 ТК ЕЭС).
В соответствии с п. 1 ст. 313 Таможенного кодекса ЕЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Согласно п. 2 ст. 313 Таможенного кодекса ЕЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
На основании п. 4 ст. 325 Таможенного кодекса ЕЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с п. 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения (подп. 1); таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах (подп. 2).
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со ст. 112 Таможенного кодекса ЕЭС (п. 17 ст. 325 ТК ЕЭС).
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 8 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также - таможенный представитель) данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 9 постановления N 49 при оценке выполнения декларантом требований п. 10 ст. 38 Таможенного кодекса ЕЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларантом не представлены доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований п. 10 ст. 38 Таможенного кодекса ЕЭС.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанные в решении таможенного органа от 07.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 10013160/161120/0648611, основания, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость товаров не может быть принята, носят формальный, необоснованный характер, а приведенные таможенным органом доводы и обстоятельства не свидетельствуют о недостоверности заявленной таможенной стоимости и не имеют документального подтверждения. Надлежащих оснований для опровержения правомерности определения обществом стоимости ввозимого товара по цене сделки в данном случае не имеется.
Приняв во внимание, что сведения из страны отправления соответствуют товаросопроводительным документам и сведениям, указанным в спорной декларации, и устраняют сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости товаров, суд приходит к выводу о том, что таможенным органом не доказана недостоверность сведений о таможенной стоимости товара.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ООО Станко-Приоритет" при таможенном декларировании товара и в ходе таможенного контроля представлены документы, подтверждающие содержание и основные условия сделки, а также содержащие ценовую информацию на товар, информацию об условиях поставки и оплаты, из которых сформирована таможенная стоимость ввозимого товара, приняв во внимание отсутствие в представленных обществом документах каких-либо несоответствий или противоречий, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что сведения, заявленные в декларации на товары, основаны на недостоверной и документально не подтвержденной информации, суд приходит к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Статьей 66 Таможенного кодекса ЕЭС предусмотрено, что излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства, идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 67 Таможенного кодекса ЕЭС излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги подлежат возврату (зачету).
Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с п. 24 ст. 266 Таможенного кодекса ЕЭС, или в таможенных документах, указанных в п. 4 ст. 52 и абз. 2 п. 4 ст. 277 Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов (п. 2 ст. 67 ТК ЕЭС).
В качестве способа устранения допущенных нарушенных прав и законных интересов в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата обществу, уплаченные им таможенные платежи.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2021 по делу N А40-39027/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39027/2021
Истец: ООО "СТАНКО-ПРИОРИТЕТ"
Ответчик: Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования)
Третье лицо: Московская областная томожня