город Омск |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А46-5423/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9255/2021) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) на решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2021 по делу N А46-5423/2021 (судья Ярковой С. В.), принятое по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (ОГРН 1115543007359, ИНН 5504224070, адрес: 644001 г. Омск, ул. Куйбышева, 63) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 644099 г. Омск, ул. Красногвардейская, 42) при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, индивидуального предпринимателя Гладышева Ильи Владимировича (г. Рязань), о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 18.02.2021 N 1644-13-ВИ, а также об обязании совершить действие,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (далее - заявитель, Министерство, Минприроды Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - заинтересованное лицо, Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 18.02.2021 N 1644-13-ВИ, а также об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Омска в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Определением Арбитражного суда Омской области от 06.04.2021 заявление принято к рассмотрению, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Гладышев Илья Владимирович (далее - ИП Гладышев И.В.).
Решением от 01.07.2021 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявление Министерства, признал незаконным отказ Учреждения во внесении сведений, изложенный в письме от 18.02.2021 N 1644-13-ВИ, обязал ФГБУ "ФКП Росреестра", обязал заинтересованное лицо в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Омска в ЕГРН.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ссылается на то, что в числе видов зон с особыми условиями использования территорий, установленными статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отсутствуют виды, к которым можно отнести лесопарковый зеленый пояс. Податель жалобы полагает, что при отсутствии нормативного регулирования Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации) технических возможностей по внесению в ЕГРН сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Омска, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области не обладает полномочиями по принятию решений о внесении либо исключении сведений из ЕГРН в рамках настоящего дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, постановлением Законодательного собрания Омской области от 29.11.2018 N 319 "О создании лесопаркового зеленого пояса города Омска и о его площади" принято Решение о создании лесопаркового зеленого пояса города Омска (далее - ЛЗП).
В целях установления границ лесопаркового зеленого пояса города Омска и включения их в ЕГРН, Министерство заключило Государственный контракт от 16.09.2019 N Ф.2019.47191312 (далее - Государственный контракт) с ИП Гладышевым И.В. (т.1, л.д. 7-12)
В соответствии с пунктом 7 Технического задания к Государственному контракту исполнитель ИП Гладышев И.В. обязан предоставить Министерству уведомление о внесении сведений о границах ЛЗП в ЕГРН с указанием даты внесения и номера учетной записи (т.1, л.д.16). Без внесения сведений о границах ЛЗП в ЕГРН Государственный контракт не может быть исполнен.
Постановлением Правительства Омской области от 23.12.2020 N 575-п установлены границы ЛЗП г. Омска.
В целях установления границ ЛЗП и внесения сведений о них в ЕГРН, ИП Гладышев И.В. направил документы и сведения о границах ЛЗП в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (письмо от 21.01.2021, т 1, л.д. 18).
По итогам рассмотрения документов Учреждением направлен отказ во внесении сведений о границах ЛЗП в ЕГРН (т. 1, л.д. 19), мотивированный тем, что в соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о границах ЛЗП (письмо от 18.02.2021 N 1644-13- ВИ).
Полагая, что оспариваемый отказ является неправомерным и ставит под угрозу реализацию основных целей создания зоны с ограниченным режимом природопользования: охраны окружающей среды, природных комплексов и объектов, расположенных на территориях, вошедших в границы такой зоны, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
01.07.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Порядок государственной регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Законом N 218-ФЗ, в соответствии со статьей 3 которого государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 18.10.2016 N П/0515, полномочиями по ведению государственного реестра недвижимости в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий, наделено ФГБУ "ФКП Росреестра"
В силу пункта 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее - реестр границ).
Часть 1 статьи 10 Закона N 218-ФЗ предусматривает внесение в реестр границ сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах.
Апелляционная коллегия отмечает, что статьей 32 Закона N 218-ФЗ предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (пункт 1 статьи 34 Закона N 218-ФЗ)
Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 настоящего Федерального закона и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 статьи 34 Закона N 218-ФЗ).
03.07.2016 был принят Федеральный закон N 353-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов", вступивший в силу с 01.01.2017.
Указанным законом введена в действие Глава IX.1. ЛЕСОПАРКОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 указанного Закона об охране окружающей среды, в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды)
Пунктом 8 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
В соответствии с пунктом 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Из подпункта 1 пункта 2 той же статьи следует, что могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В статье 105 ЗК РФ отражены виды зон с особыми условиями использования территорий (28), в числе которых лесопарковые зеленые пояса не названы.
Вместе с тем в статье 106 ЗК РФ содержится порядок установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающих на основании федерального закона.
Как установлено пунктом 6 статьи 106 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
В силу пункта 24 статьи 106 упомянутого Кодекса зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (далее - Правила N 1532), в случае принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют в течение 5 рабочих дней со дня его принятия в орган регистрации прав документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решении об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе ее наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в ее границах.
В случае если зона с особыми условиями использования территорий возникает в силу федерального закона, органы государственной власти, установившие границы такой зоны с особыми условиями использования территорий, в течение 5 рабочих дней со дня установления ее границ направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о такой зоне.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Законодательного собрания Омской области от 29.11.2018 N 319 "О создании лесопаркового зеленого пояса города Омска и о его площади" принято Решение о создании ЛЗП. Постановлением Правительства Омской области от 23.12.2020 N 575-п установлены границы ЛЗП.
Поскольку необходимость внесения границ лесопарковых зеленых зон прямо предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Закона N 7-ФЗ и Правил N 1532, что соответствует пункту 1 статьи 10 Закона N 218-ФЗ, суд первой инстанции посчитал неправомерным отказ заинтересованного лица во внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
В связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы об отсутствии в Законе N 218-ФЗ обязательных требований о внесении сведений о границах лесопарковых зон и отсутствии в статье 105 ЗК РФ лесопарковых зон как отдельного вида зоны относящейся к особым условиям использования территории.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2020 по делу N 302-ЭС20-19936.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2021 по делу N А46-5423/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5423/2021
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА" ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИП ГЛАДЫШЕВ ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ