3 сентября 2021 г. |
А11-5919/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Родиной Т.С., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неряхиной К.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Владимирский хлебокомбинат" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.06.2021 по делу N А11-5919/2020, по иску акционерного общества "Владимирский хлебокомбинат" (Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 80А; ОГРН 1023303352291, ИНН 3302000267) к индивидуальному предпринимателю Бегларяну Араму Альбертовичу (г. Москва; ОГРНИП 309774621801060, ИНН 773315438703) о взыскании 346 202 руб. 80 коп., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Сельхозавтротранс" (600026, г. Владимир, пос. РТС, д. 30).
В судебном заседании принимали участие представители:
от истца (заявителя) - акционерного общества "Владимирский хлебокомбинат" - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от ответчика - индивидуального предпринимателя Бегларяна Арама Альбертовича - Иванов Р.А. по доверенности от 10.02.2021 сроком действия по 31.12.2021;
от третьего лица - акционерного общества "Сельхозавтротранс" - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Акционерное общество "Владимирский хлебокомбинат" (далее - истец, АО "Владимирский хлебокомбинат") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бегларяну Араму Альбертовичу (далее - ответчик, ИП Бегларян А.А.) о взыскании задолженности за поставленный товар по договору на поставку продовольственных товаров от 01.01.2019 N 7464/19 в сумме 246 202 руб. 80 коп., пеней за просрочку платежа в сумме 100 000 руб. за период с 03.05.2019 по 08.05.2020, пеней за просрочку платежа исчисленных из расчета 0,1% суммы задолженности за каждый день просрочки за период с 08.05.2020 по день фактической оплаты долга.
Определением уда от 24.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Сельхозавтротранс".
Исковые требования основаны на статьях 330, 333, 516 Гражданского Кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по договору поставки от 01.01.2019.
Решением от 08.06.2021 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования АО "Владимирский хлебокомбинат" удовлетворить в полном объеме.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает следующее: суд не дал надлежащую оценку пунктам 2.1 и 2.3 договора; истец представил надлежащие доказательства, свидетельствующие о поставке ответчику товара; полномочия представителя покупателя на получение товара явствовали из обстановки. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец и третье лицо явку полномочного представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
Ответчик считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие истца и третьего, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, между АО "Владимирский хлебокомбинат" (поставщик) и ИП Бегларяном А.А. (покупатель) заключен договор N 7464/19 на поставку продовольственных товаров от 01.01.2019, согласно пункту 1.1. которого поставщик обязуется поставлять в течение срока действия договора, а покупатель оплачивать и принимать продукцию, согласно заказам, согласованным с поставщиком, на основании Спецификации (Приложение N 2 к договору).
Настоящий договор в соответствии со статьей 429.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации применяется, в том числе, к отношениям сторон по поставке продукции, хотя и не указанной в Приложениях к настоящему договору, но переданного покупателю на основании его заказа и принятого им. Ссылка на номер договора, сделанная в заказе, УПД и/или ином другом документе, формируемом при поставке продукции, свидетельствует о соглашении сторон о распространении условий договора на поставку соответствующей партии продукции (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора количество и ассортимент подлежащей поставке продукции в течение срока действия договора определяется заказом покупателя (форма Бланка Заказа - Приложение N 1), согласно Спецификации (Приложение N 2).
При вводе в ассортимент новой единицы продукции подписание дополнений и изменений к Спецификации не требуется. Стороны вправе согласовать условия поставки такой нового единицы продукции по электронной почте, путем включения ее наименования в бланк заказа, с последующим направлением поставщиком информации о вводе новой единицы продукции.
Заказы покупателя являются неотъемлемой частью настоящего договора, содержат следующую информацию: наименование и количество товара: наименование поставщика, наименование покупателя: адрес доставки товара; цена товара: стоимость партии товара, подлежащего поставке в каждый конкретный пункт разгрузки и общая сумма заявки.
Согласованный сторонами заказ является неотъемлемой частью договора. Копии согласованных сторонами заказов, переданных с использованием электронной почты или факса, могут быть использованы сторонами в качестве письменных доказательств.
Заказ на поставку, а также сведения о корректировке передаются представителем покупателя в отдел поставщика не позднее, чем за 1 день до планируемой даты поставки, с 12-00 час. до 19-00 час. следующим способом: - по многоканальному телефону, по мобильному телефону поставщика, либо посредством электронной почты.
Согласно пункту 2.2 договора поставка продукции может осуществляться в следующем порядке: самовывоз продукции со склада поставщика; доставка продукции транспортом поставщика до места пункта разгрузки, указанного покупателем в заказе на основании перечня пунктов разгрузки продукции (Приложение N 5 к договору). Покупатель получает продукцию в согласованном сторонами пункте разгрузки, готовой к дальнейшей ее продаже. Доставка продукции и ее разгрузка осуществляется представителем транспортной компании.
Покупатель обязан в момент поставки передать поставщику доверенность на лицо, осуществляющее приемку продукции. Покупатель подтверждает и признает, что лицо, осуществляющее от имени покупателя приемку товаров и поставившее свою подпись в сопроводительной документации, является уполномоченным представителем покупателя, который вправе от имени покупателя осуществлять все действие по приемке товара и подписанию сопроводительной документации, полномочие этого лица явствует из обстановки, в которой это лицо действует (пункт 2.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора при поставке продукции поставщик передает Покупателю следующие документы: заверенную поставщиком копию декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов (при первой поставке Продукции); удостоверение о качестве (оригинал); лист-вкладыш (оригинал) - при отсутствии на продукции упаковки; универсальный передаточный документ (оригинал): транспортная накладная (при доставке продукции (п. п. 2.3.2. Договора).
Согласно пункту 3.2 договора приемка продукции по количеству, ассортименту и качеству, в части явных дефектов производится покупателем в момент получения продукции: 3.2.1.при самовывозе продукции (п. 2.3.1) -на складе поставщика. Продукция считается принятой покупателем по количеству, ассортименту и качеству с момента подписания УПД представителем покупателя. Переход права собственности и рисков случайной гибели или случайного повреждения осуществляется на складе поставщика. Поставщик осуществляет загрузку продукции в транспортное средство покупателя; 3.2.2 при доставке продукции - в пункте разгрузки покупателя. Продукция считается принятой покупателем по количеству, ассортименту и качеству с момента подписания УПД и ТН представителем покупателя на объекте покупателя, с указанием должности, фамилии, подписи уполномоченного лица, принимавшего продукцию, заверены печатью покупателя или подкрепленных доверенностью покупателя. С этого же момента к Покупателю переходит право собственности на товар, а также риск его случайной гибели или случайного повреждения.
Перевозка (транспортирование) продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями Продукции, а в случае их отсутствия - в соответствии с условиями хранения продукции, установленными изготовителем продукции.
В соответствии с пунктом 3.6 договора при доставке продукции транспортом поставщика выгрузка продукции осуществляется силами транспортной компании в пределах установленных норм времени (разгрузка и приемка продукции - не более 15 минут с времени прибытия транспорта на объект покупателя). Покупатель обязуется обеспечить условия для своевременной разгрузки товара.
При приемке продукции покупатель проверяет ее соответствие сведениям, указанным в УПД и ТН по количеству, ассортименту и качеству. Получение продукции оформляется подписью представителя покупателя на всех экземплярах УПД и ТН с указанием должности, фамилии, подписи уполномоченного лица, принимавшего продукцию, заверенных печатью покупателя или подкрепленных доверенностью покупателя, и наложением четкого оттиска печати покупателя - при доставке продукции на объект покупателя. В случае расхождений между фактически принятой продукцией и сведениями, указанными в УПД и ТН, представитель покупателя, осуществляющий приемку продукции и лицо ответственное за доставку продукции (водитель-экспедитор) вносят соответствующие изменения в УПД и ТН и заверяют данные изменения своими подписями. По окончании сдачи-приемки продукции представитель покупателя отмечает в УПД и ТН дату, а также время прибытия и убытия транспорта.
Согласно пункту 5.2 договора покупатель производит оплату поставляемой продукции путем: перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика: а) на условиях 100% предоплаты; б) с отсрочкой платежа 7 календарных дней за поставленную продукцию со сроком годности менее чем 10 дней. При этом датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет поставщика.
Договор вступает в силу с даты подписания обеими сторонами и действует по "31" декабря 2019 года. Если за 15 календарных дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о расторжении, договор пролонгируется на тех же условиях на следующий календарный год - до 31.12.2020. При использовании сторонами расчетов наличными средствами договор действует до даты достижения сторонами предельного размера расчетов наличными средствами, условие о пролонгации не применяется.
В приложениях к договору установлены: Бланк заказа (Приложение N 1), Спецификация (Приложение N 2), Перечень пунктов разгрузки продукции (Приложение N 5).
По утверждению истца, он во исполнение условий договора поставил ответчика продукцию, которую последний не оплатил.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 04.09.2019 N 459 с требованиями оплатить задолженность. Претензия осталась без ответа и удовлетворения.
Неоплата ответчиком поставленной продукции послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 8, 185, 186, 309, 310, 312, 486, 506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не доказан факт передачи ответчику товара и отказал в удовлетворении иска.
При этом суд исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, товарная накладная от 25.04.2019 N 7020219 полномочными представителями ответчика не подписана, печатью не скреплена.
Ответчик отрицает факт получения данной продукции и подписания товарной накладной.
В материалах дела также отсутствуют сведения о лице, подписавшем товарную накладную.
В судебном заседании 05.03.2021 стороны в соответствии с частью 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признали, что подпись на товарной накладной от 25.04.2019 N 702019 выполнена не ИП Бегларян А.А. (заявления от 05.03.2021).
Заявку на приобретение спорного товара ответчик истцу в порядке пункта 2.1 договора поставки товара от 01.01.2019 не направлял.
Между истцом и 3-им лицом был заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг N 205 от 01.08.2017, в котором конкретный предмет договора не определен, а дана ссылка на заявку, которую истец направляет 3-му лицу при осуществлении конкретной перевозки.
Заявок на перевозку конкретного товара, указанного в спорной накладной, в материалы дела не представлено.
Согласно путевому листу АО "Сельхозавтотранс" водитель Фирсин А.Н. 25.04.2019 осуществлял доставку груза по адресу: г. Москва МКАД 91 км Ярмарка, ангар 12 ИП Бегларян А.А.
В судебном заседании водитель пояснил, что доставлял груз по указанному адресу, однако кто подписал товарную накладную ответить не смог. Доверенность на получения товара от имени ответчика в материалах дела также отсутствует.
Ссылка на получение товара работниками ответчика документально не подтверждена, ответчик отрицает факт подписания товарной накладной.
Товары, приобретаемые организацией торговли для перепродажи, могут поступать непосредственно к ней на склад, а могут приниматься торговой организацией вне собственного склада.
Осуществляя приемку на своем складе, организация торговли может заверить сопроводительный документ своим штампом, в этом случае не требуется доверенность. Проставление штампа на сопроводительном документе означает, что торговая организация приняла товары.
Если же приемка осуществляется вне склада покупателя, то получение товара осуществляется материально-ответственным лицом организации торговли по доверенности, обязательно с предъявлением паспорта. Доверенность является необходимым документом, она подтверждает право материально-ответственного лица торговой организации на получение товара.
Однако в материалах дела отсутствует доверенность, подтверждающая полномочия лица, получившего товар по представленной истцом товарной накладной, либо штамп организации принявшей товар.
Оформленных надлежащим образом товарных накладных, товарно- транспортных накладных, универсальных передаточных документов, актов приема товара в материалы дела истцом не представлено, также как и иных доказательств поставки товара именно организации ответчика, получение товара именно ответчиком.
Ранее полученный и оплаченный ответчиком товар передавался ответчиком по товарной накладной, в которой имеется подпись и печать ИП Бегларян А.А.
Довод истца о том, что товарные накладные идентичны несостоятелен, поскольку на спорной товарной накладной печать ИП Бегларяна А.А. отсутствует.
Поскольку истец не доказал факт передачи продукции полномочному представителю ответчика оснований для удовлетворения иска не имеется.
Выводы суда являются верными.
Всем доводам и возражениям истца, фактически продублированным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Как верно указал суд, доказательств получения товара именно ответчиком не представлено.
Оснований полагать, что лицо, подписавшее спорную накладную, является представителем ответчика, не имеется. Доказательства того, что ранее товар принимался лицом, которое расписалось в спорной накладной, отсутствуют. Ходатайство о проведении соответствующей экспертизы не заявлено. Печати ответчика в спорной накладной не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.06.2021 по делу N А11-5919/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Владимирский хлебокомбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5919/2020
Истец: АО "ВЛАДИМИРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ"
Ответчик: Бегларян Арам Альбертович
Третье лицо: АО "СЕЛЬХОЗАВТОТРАНС"