г. Вологда |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А13-12537/2023 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 декабря 2023 года по делу N А13-12537/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новое" (ОГРН 1183525027014, ИНН 3525428352; адрес: 160004, Вологодская область, город Вологда, улица Ленинградская, дом 34, офис 5; далее - общество) о взыскании финансовых санкций в сумме 3 000 руб. на основании решений от 09.06.2020 N 045S19200006287, от 28.07.2020 N 045S19200009699, от 10.06.2021 N 045S19210005374, от 13.04.2022 N 045S19220002180.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 ноября 2023 года, принятым в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены в части: с общества в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области взыскана финансовая санкция в общей сумме 2 100 руб., в том числе 1 000 руб. на основании решения от 09.06.2020 N 045S19200006287, 100 руб. на основании решения от 13.04.2022 N 045S19220002180, и 1 000 руб. на основании решения от 10.06.2021 N 045S19210005374; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В связи с поступлением апелляционной жалобы Арбитражным судом Вологодской области на основании части 2 статьи 229 АПК РФ составлено мотивированное решение от 22 декабря 2023 года.
Фонд не согласился с решением суда в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с общества финансовой санкции в сумме 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период март 2020 года и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в указанной части. В обоснование жалобы ссылается на то, что Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не предусмотрено продление с 12 мая 2020 года нерабочих дней, поэтому, по мнению апеллянта, страхователи, представившие сведения индивидуального (персонифицированного) учета позднее 12.05.2020, подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27). При этом, как считает фонд, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409) предусмотрено продление до 15.05.2020 только срока преставления расчетов по страховым взносам (РСВ) за I квартал 2020 года, а не отчетов по форме СЗВ-М).
От общества отзыв на апелляционную жалобу, а также возражения относительно частичного удовлетворения исковых требований не поступили.
Поскольку в порядке апелляционного производства фондом обжалована только часть решения суда, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалованной заявителем части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалованной части, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество, являясь лицом, производящим выплаты физическим лицам, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), признается страхователем.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (действовавшего в спорные отчетные периоды) обязанности общество представило в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (межрайонное) (далее - УПФ; правопреемник - фонд) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в 2019 году на 2 застрахованных лиц за январь-декабрь 2019 года.
При этом сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 2 застрахованных лиц обществом не представлены.
В связи с этим УПФ составлен акт от 28.04.2020 N 045S18200006350 и вынесено решение от 09.06.2020 N 045S19200006287 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27, в виде финансовой санкции в сумме 1 000 руб. (2 застрахованных лица * 500 руб.).
В 2020 году сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М представлены страхователем на 2 застрахованных лиц за январь-декабрь 2020 года.
При этом сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 2 застрахованных лиц обществом не представлены.
В связи с этим УПФ составлен акт от 29.04.2021 N 045S18210006534 и вынесено решение от 10.06.2021 N 045S19210005374 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27, в виде финансовой санкции в сумме 1 000 руб. (2 застрахованных лица * 500 руб.).
Страхователем 15.05.2020 в УПФ представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за март 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
Посчитав, что ответчиком нарушен срок представления таких сведений, УПФ составило акт от 16.06.2020 N 045S18200010409 и вынесло решение от 28.07.2020 N 045S19200009699 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27, в виде финансовой санкции в сумме 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).
Также страхователем 14.02.2022 в УПФ представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за август 2021 года в отношении 1 застрахованного лица.
Посчитав, что ответчиком нарушен срок представления таких сведений, УПФ составило акт от 03.03.2022 N 045S18220001926 и вынесло решение от 13.04.2022 N 045 S19220002180 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27, в виде финансовой санкции в сумме 500 руб. (1 застрахованное лицо * 500 руб.).
В адрес общества УПФ направлены требования от 10.07.2020 N 045S01200007206, от 27.08.2020 N 045S01200010607, от 12.07.2021 N 045S01210005606, от 13.05.2022 N 045S01220002965 об уплате финансовых санкций в общей сумме 3 000 руб. за несвоевременное представление страхователем сведений, предусмотренных пунктами 2, 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Поскольку требования обществом в добровольном порядке не исполнены, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика 500 руб. финансовой санкции за март 2020 года.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части в силу следующего.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, действовавшего в спорный отчетный период, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. по решению от 28.07.2020 N 045S19200009699, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у фонда оснований для применения в отношении общества санкций, предусмотренных частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года.
При этом вопреки доводам апеллянта, судом правомерно учтены положения пункта 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, которым продлены сроки представления расчетов по страховым взносам за 1-й квартал 2020 года до 15.05.2020.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 года N 11-П и пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 12-П, по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, то есть наличии вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.
При этом общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года N 5-П).
Таким образом, из изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов, таких как презумпция невиновности, виновность и противоправность деяния, соразмерность применяемого наказания.
Как верно отмечено судом в обжалуемом решении, с учетом того, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то положения законодательства о продлении сроков предоставления отчетности также могут быть применены к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года.
Следовательно, судом верно установлено, что срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года - не позднее 15.05.2020.
В рассматриваемом случае, как видно из материалов дела, сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за март 2020 года в отношении 1 застрахованного лица представлены обществом в УПФ 15.05.2020.
Таким образом, с учетом продления пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года до 15.05.2020, и невозможности однозначного толкования изложенной нормы относительно последней даты (14.05.2020 или 15.05.2020) представления соответствующей отчетности, с учетом положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 октября 2018 года N 304-КГ18-7786, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 руб. за март 2020 года по решению от 28.07.2020 N 045S19200009699.
Ссылка подателя жалобы на наличие в судебной практике факта выдачи арбитражным судом в 2020 году судебного приказа по делу N А13-13083/2020 на взыскание финансовой санкции за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок по форме СЗВ-М за период март 2020 года, когда сведения представлены страхователем 15.05.2020, отклоняется апелляционным судом как несостоятельная, поскольку судебный приказ по делу N А13-13083/2020 в силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения для настоящего спора, так как ответчиком по названному делу являлось иное юридическое лицо и в тексте судебного приказа не установлено каких-либо обстоятельств, имеющих применительно к требованиям части 2 статьи 69 АПК РФ юридическое значения для настоящего спора.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании с общества финансовых санкций по решению от 28.07.2020 N 045S19200009699 в сумме 500 руб.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 декабря 2023 года по делу N А13-12537/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12537/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области
Ответчик: ООО "НОВОЕ"