г. Хабаровск |
|
06 сентября 2021 г. |
А73-4182/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Компания Авиор": представитель не явился;
от комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края: Волобуев В.В., представитель по доверенности от 28.12.2020 N 1-7-7, срок действия по 31.12.2021, представлено служебное удостоверение, диплом о наличии высшего юридического образования; Литовченко В.В., представитель по доверенности от 28.12.2020 N 1-17-25, срок действия по 31.12.2021, представлен паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Авиор"
на решение от 29.06.2021
по делу N А73-4182/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Авиор"
к комитету государственного строительного надзора правительства Хабаровского края
о призвании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Авиор" (ОГРН 1167901051670, ИНН 7903529359) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края (далее - комитет) от 02.03.2021 N С062-1/21, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.06.2021 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 29.06.2021 по делу N А73-4182/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители комитета против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.06.2021 по делу N А73-4182/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Компания Авиор" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
В соответствии статьёй 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство, согласно части 7 указанной статьи).
Должностным лицом комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края 25.12.2020 в процессе проведения внеплановой выездной проверки объекта капитального строительства, выявлены нарушения со стороны лица, осуществляющего строительство - ООО "Компания Авиор".
Проектной документацией величина заложения откосов котлована под пожарные резервуары предусмотрена 1:1. Откосы котлована выполнены без уклона. Нарушены требования проектной документации подраздел 2 "Система водоснабжения", подраздел 3 "Система водоотведения" 23-18046-ИОС2; ИОСЗ лист 9 графической части.
Проектной документацией угол наклона откосов котлована под емкость очищенных стоков предусмотрен под углом 60°. Откосы котлована выполнены без уклона. Нарушены требования проектной документации раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" 23-18046-КР, лист 34 графической части.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 25.12.2020 N С 50-03/2020.
Уведомлением от 29.12.2020 N 7-8-3027 общество извещено о том, что составление протокола по факту выявленных нарушений состоится 02.02.2021 в 15-00. Указанное уведомление вручено законному представителю общества 20.01.2021, что подтверждается подписью получившего лица.
По выявленным фактам 02.02.2021 главным специалистом территориального отдела комитета в отсутствии представителя общества, составлен в отношении ООО "Компания Авиор" протокол N С 05-03/2021 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
02.03.2021 заместителем председателя комитета в присутствии законного представителя общества вынесено постановление N С 062-1/21, которым ООО "Компания Авиор" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа 150.000 руб. с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, т.е. ниже низшего предела.
В силу части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 2 стать 9.4 КоАП РФ, действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
О незаконности постановления общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ.
В соответствии с частью 15.2 статьи 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.
Пунктом 6.1.10 СП 42.13330.2017 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" установлено что, наибольшую крутизну откосов траншей, котлованов и других временных выемок, устраиваемых без крепления в грунтах, находящихся выше уровня подземных вод (с учетом капиллярного поднятия воды по 6.1.11 данного СП), в том числе в грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, следует принимать в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность труда в строительстве.
Проектная документация на строительство объекта прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение КГБУ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края" N 27-1-1-3-008413-2018 от 24 декабря 2018 года.
Проектной документацией подраздел 2 "Система водоснабжения", подраздел 3 "Система водоотведения" 23-18046-ИОС2; ИОСЗ лист 9 графической части - величина заложения откосов (отношение высоты к заложению) котлована под пожарные резервуары, при его глубине 5095 мм (5,095 м) - предусмотрена 1:1. Проектной документацией раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" 23-18046-КР, лист 34 графической части - угол наклона откосов котлована под емкость очищенных стоков, при его глубине 4060 мм (4,06 м) предусмотрен под углом 60°.
В соответствии с п. 5.2.6 СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", производство работ, связанных с нахождением работников в выемках с откосами без креплений в насыпных, песчаных и пылевато-глинистых грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов, указанных в таблице 1. Согласно п. 4 "Суглинок" таблицы 1 указанного пункта 5.2.6 при глубине выемки более 3,0 м крутизна откоса допускается 1:0,75.
Пунктом 5.2.7 названного СНиП 12-04-2002 установлено что, крутизна откосов выемок глубиной более 5 м во всех случаях и глубиной менее 5 м при гидрологических условиях и видах грунтов, не предусмотренных п. 5.2.12, а также откосов, подвергающихся увлажнению, должны устанавливаться проектом, что подтверждаются принятыми в проектной документации решениями.
Материалы дела подтверждают нарушения обществом приведенных выше нормативных документов.
Отклоняется довод жалобы об отсутствии опасных последствий нарушений, поскольку законодатель предусмотрел ответственность за угрозу причинения вреда, т.е. предполагается возможное отрицательное последствие.
Согласно пункту 3.1 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, механизированная разработка грунта (земляные работы) относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На момент обнаружения выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, свидетельствуют об отсутствии со стороны общества надлежащего строительного контроля за выполнением работ.
Глубина котлованов определена в ходе проверки на основании проектной документации, актов на скрытые работы, фактического состояния конструкций.
Несостоятелен довод жалобы о внесении изменений в проектную документацию, так как внесенные изменения утверждены приказом КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" 19.05.2021 после выявления фактов нарушения строительства объекта и привлечения к административной ответственности.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав административного правонарушения подтвержден материалами дела.
Апелляционный суд, руководствуясь пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", исходя из характера допущенного нарушения, не находит исключительных обстоятельств для вывода о малозначительности совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд считает, что административный орган обоснованно квалифицировал бездействие общества по части 2 статьи 9.4. КоАП РФ. Ввиду вышеизложенного оснований для изменения квалификации правонарушения на положения части 1 статьи 9.4 КоАП РФ апелляционный суд не усматривает.
С учетом наличия угрозы жизни и здоровью людей отсутствует основание применения к обществу предупреждения. Общества привлекалось ранее в административной ответственности (постановление от 16.09.2020 N С 245-1/20).
Санкцией части 2 статьи 9.4 КоАП РФ минимальный штраф для юридических лиц установлен в размере 300 000 рублей. Административный орган при вынесении оспоренного постановления правомерно снизил размер штрафа ниже низшего предела, назначив наказание в виде штрафа в размере 150.000 руб.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил КоАП РФ.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.06.2021 по делу N А73-4182/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4182/2021
Истец: ООО "КОМПАНИЯ АВИОР"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ