г. Чита |
|
14 февраля 2024 г. |
дело N А58-8268/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной жалобы Федоровой Саргыланы Александровны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2023 года по делу N А58-8268/2023 по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1051402054362, ИНН 1435157344) к обществу с ограниченной ответственностью "Никамед" (ОГРН 1181447004738, ИНН 1435331345) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Федорова Саргылана Александровна,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Саха (Якутия) (далее - заявитель, административный орган или ТО Росздравнадзора по РС (Я)) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) у обществу с ограниченной ответственностью "Никамед" (далее - общество, ООО "Никамед" или лицо, привлекаемое к ответственности) с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Федорова Саргылана Александровна (далее - Федорова С.А.)
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2023 года в удовлетворении требования отказано. Принимая решение, суд первой инстанции пришёл к выводу об истечении трехмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федорова С.А. обратилась с апелляционной жалобой. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного. По мнению Федоровой С.А. нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой нарушение прав потребителей оказываемыми лицензиатом услугами, обуславливает необходимость применения годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Административный орган в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение отменить и привлечь ООО "Никамед" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
ООО "Никамед" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Никамед" осуществляет медицинскую деятельность по лицензии от 04 сентября 2018 года N Л041-01179-14/00362497, выданной Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, по адресу: 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д.35, на виды работ (услуг), в том числе:
- при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерскому делу; сестринскому делу;
при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
- организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;
- педиатрии;
- терапии;
- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
- акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательньгх репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности);
- акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности);
- гастроэнтерологии;
- дерматовенерологии;
- диетологии;
- кардиологии;
- косметологии;
- неврологии;
- онкологии;
- организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;
- ревматологии;
- сердечно-сосудистой хирургии;
- травматологии и ортопедии;
- ультразвуковой диагностике;
- функциональной диагностике;
- хирургии;
- эндокринологии;
При проведении медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги) по: экспертизе временной нетрудоспособности; экспертизе качества медицинской помощи.
В соответствии с решением Территориального органа Росздравнадзора по РС(Я) от 10 июля 2023 года N 90-вн-Пр/23 на основании требования заместителя прокурора по Республики Саха (Якутия) о проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 07 июля 2023 года в период с 17 по 28 июля 2023 года должностными лицами ТО Росздравнадзора РС (Я), уполномоченными на проведение проверки, проведена внеплановая документарная проверка ООО "Никамед" с целью федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в части соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности при оказании медицинской помощи гражданке Федоровой С.А.
В результате проведения проверки ТО Росздравнадзора по РС(Я) установлены нарушения подпункта "а" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением 3 указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2021 года N 852 (далее - Постановление N 852), при оказании медицинской помощи Федоровой С.А.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28 июля 2023 года N 90- вн.
По фактам выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол от 04 сентября 2023 года N 90-вн, которым действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1. КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание 1 к указанной статье).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу пункта 47 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положение N 852 определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (пункт 1 указанного Положения).
Как установлено подпунктом "а" пункта 6 Положения N 852, к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, относится также соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно выводам Росздравнадзора по Республике Саха(Якутия) ООО "Никамед" при оказании платных медицинских услуг Федоровой С.А. в период с 16 января по 22 июня 2023 года были допущены нарушения пунктов 1, 6, 7, 15, 19 приказа Минздрава России от 20 октября 2020 года N 113он "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", приведшие к антенатальной гибели плода.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, на момент рассмотрения дела установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2019 года N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 КоАП РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСРЭКСПРЕСС", срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, обществу вменено оказание медицинских услуг с грубым нарушением лицензионных условий в период с 16 января по 22 июня 2023 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Характер нарушений лицензионных требований, которые явились основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не позволяет прийти к выводу о том, что они носят длящийся характер, поскольку нарушения допущены при оказании медицинской помощи пациенту в период с 16 января по 22 июня 2023 года.
В материалы дела не представлены доказательства того, что после 22 июня 2023 года общество продолжало противоправную деятельность.
Таким образом, на момент принятия судебного акта установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
При истечении сроков давности привлечения к административной ответственности на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Следовательно, привлечение общества к административной ответственности за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности, с учетом положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является недопустимым.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2023 года по делу N А58-8268/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8268/2023
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Саха (Якутия)
Ответчик: ООО "Никамед"
Третье лицо: Федорова Саргылана Александровна