г. Воронеж |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А64-1484/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Маховой Е.В., |
|
Семенюта Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива - 5": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива - 5" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2021 по делу N А64-1484/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" (ОГРН 1026801155303, ИНН 6831020409) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива - 5" (ОГРН 1026801224779, ИНН 6832038328) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ООО "Жилищная инициатива-5" (далее - ответчик) о взыскании основного долга по договору поставки газа от 01.12.2019 N 50-14-03324 за период декабрь 2020 г. в сумме 9670093,65 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2021 исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Жилищная инициатива-5" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2021, в связи с чем, просит его отменить в части применения повышающего коэффициента, принять по делу новый судебный акт.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов", ООО "Жилищная инициатива - 5", Управление по регулированию тарифов Тамбовской области не обеспечили явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Через систему "Мой арбитр" от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.12.2019 ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" (поставщик) и ООО "Жилищная инициатива - 5" (покупатель) заключили договор поставки газа N 50-14-04330, согласованный с протоколом согласования разногласий от 10.12.2020 (далее - договор), по условиям которого поставщик обязался поставлять и обеспечивать транспортировку по сетям газораспределения, принадлежащим АО "Газпром газораспределение Тамбов" на праве собственности или ином законном основании, с 01.01.2020 по 31.12.2020 газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного, а покупатель обязался принимать и оплачивать газ в соответствии с условиями настоящего договора.
Учет газа производится поставщиком в соответствии с Правилами поставки газа, Правилам учета газа и договором (п. 4.1. договора).
Согласно п. 4.15. договора по окончании каждого месяца на основании представленных покупателем поставщику заверенных архивных данных об измеренных параметрах газа, а также нештатных ситуациях, полученных с УУГ за текущий отчетный период, уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт о количестве поданного-принятого газа, с указанием количества потребленного газа и его калорийности по каждому ресурсу газа отдельно (газ ПАО "Газпром", газ независимых организаций) с разбивкой по каждой точке подключения с указанием ОТС.
Расчеты за газ в соответствии с п. 5.5.1. договора производятся покупателем ежемесячно, в срок до 18 числа месяца, следующего за отчетным.
Обязательства покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет поставщика (п. 5.5.5. договора)
Настоящий договор считается заключенным с даты его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Обязательства в части поставки и получения (отбора) газа по договору подлежат исполнению сторонами с 01.01.2021 по 31.12.2021 (п. 8.1. договора).
Во исполнение договорных обязательств в период декабрь 2020 г. поставщиком по сетям газораспределения произведена поставка газа покупателю в объеме 922,964 тыс. куб. м на сумму 9670093,65 руб., что подтверждается актом поданного-принятого газа от 31.12.2020 N 08-2-550, товарной накладной на отпуск газа от 31.12.2020 N Н-43206.
Стоимость поставленного в декабре 2020 г. газа в сумме 9670093,65 руб. покупателем не оплачена.
Досудебный порядок урегулирования спора в соответствии со ст. 4 АПК РФ при обращении в арбитражный суд с настоящим иском соблюден, что подтверждает копия письма о погашении задолженности от 19.01.2021 N 170.
Поскольку покупатель не погасил образовавшуюся задолженность, поставщик обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В рассматриваемом споре отношения между сторонами урегулированы договором поставки газа N 50-14-04330 от 01.12.2019.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Факт поставки газа в декабре 2020 г. в объеме 922,964 тыс. куб. м на сумму 9670093,65 руб. ответчику подтверждается актом поданного-принятого газа от 31.12.2020 N 08-2-550, товарной накладной на отпуск газа от 31.12.2020 N Н-43206.
Ответчик не согласен с расчетом исковых требований за декабрь 2020 г., поскольку полагает, что истцом необоснованно применен повышающий коэффициент (1,5) к цене на газ и транспортировку газа за сверхнормативный объем в размере 97,680 тыс.м.куб, при выставленном нормативе - 40,749 тыс.м.куб., при том, что в соответствии с п. 2.1.2 договора (с учетом дополнительного соглашения от 21.02.2019) истец обязался произвести поставку газа в августе 2019 г. в объеме 87,500 тыс.м.куб.
Возражая против доводов ответчика, истец ссылался на то, что требования основаны на неисполнении ответчиком договорного обязательства - договора Поставки, согласованном сторонами без разногласий в части цены за газ. В связи с чем, при рассмотрении заявленных требований суд правильно определил объем взыскиваемой суммы задолженности исходя из объема и качества исполнения договорных обязательств его сторонами.
Отклоняя доводы ответчика, арбитражный суд области обоснованно исходил из следующего.
Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа (пункт 12 Правил поставки газа).
В соответствии с пунктом 13 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.
Статьей 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ (далее - ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации") определено, что при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством РФ. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения (пункт 34 Правил N 162).
Также, судебная коллегия согласна с выводами суда области о том, что в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Дополнительная оплата покупателем объема отобранного им газа сверх установленного договором объема без предварительного согласования с поставщиком связана со спецификой газоснабжения и необходимостью обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа, являющегося охраняемым природным ресурсом. Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Ответчик не подпадает под критерии, приведенные Правительством Российской Федерации (пункт 7 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245), и не включен в перечень лиц, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
В круг лиц, к которым правило пункта 17 Правил N 162 не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению.
По смыслу Правил N 162, в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Пункт 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021, к категории "население" относит лиц, приобретающих газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
С учетом изложенного, повышающие коэффициенты, установленные в пункте 17 Правил N 162, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (ответ на вопрос N 2 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").
На основании изложенного, арбитражный суд области обоснованно исходил из того, что расчет задолженности необходимо производить исходя из объема и качества исполнения договорных обязательств его сторонами.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил N 1245 одним из оснований для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12-ти месяцев.
В связи с ненадлежащим исполнением со стороны ответчика обязательств по оплате поставляемого газа и услуг по его транспортировке, наличием просроченной задолженности, истцом в адрес ответчика направлены уведомления от 22.09.2020 N 3686, от 02.10.2020 N 3973 об ограничении подачи газа, при этом факт получения уведомления 23.09.2020 и 08.10.2020 подтверждает отметка на экземпляре письма.
Уведомлением от 02.10.2020 N 3973 истец известил ответчика о необходимости самостоятельного ограничения потребления газа с 14.10.2020 по договору от 01.12.2019 N 50-14-03324 до уровня 2,098 тыс. м. куб./в сутки (уведомление получено ответчиком 08.10.2020).
Пунктом 13 Правил N 1245 закреплено, что в случае не предоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 Правил N 1245 (письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения подключенных к его сетям абонентов, не имеющих задолженности), поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12-ти месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12-ти месяцев).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Дополнительная оплата покупателем объема отобранного им газа сверх установленного договором объема без предварительного согласования с поставщиком связана со спецификой газоснабжения и необходимостью обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа, являющегося охраняемым природным ресурсом.
Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Разрешая спор, арбитражный суд области обоснованно исходил из того, что ответчик не подпадает под критерии, приведенные Правительством Российской Федерации (пункт 7 Правил N 1245), и не включен в перечень лиц, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
В круг лиц, к которым правило пункта 17 Правил N 162 не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению.
По смыслу Правил N 162, в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Пункт 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, к категории "население" относит лиц, приобретающих газ, в том числе исполнителей коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что повышающие коэффициенты, установленные в пункте 17 Правил N 162, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд с учётом правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что истец при начислениях применил завышенный тариф, а также не представил в материалы дела акт сверки, подписанный в двустороннем порядке, подлежат отклонению.
Объем и стоимость газа, поставленного истцом ответчику в спорный период, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, а именно товарной накладной на отпуск газа и актом поданного - принятого газа.
Доказательств оплаты потребленного в спорный период энергетического ресурса в заявленной сумме ответчиком в материалы дела не представлено, равно как не представлено доказательств, опровергающих доводы истца и представленные в их обоснование доказательства (статьи 65 и 9 АПК РФ, часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Учитывая изложенные выше обстоятельства, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 9670093,65 руб.
Доказательств иного потребления газа ответчиком в спорный период в материалы дела не представлено. В ходе рассмотрения дела арбитражным судом области ответчик не заявлял возражений относительно объема и стоимости потребленного энергетического ресурса.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик относится опосредованно к категории коммунально-бытовых потребителей, поскольку понятие коммунально-бытовых потребителей законодательно не определенно и необходимо исходить из целей функционирования котельной, подлежит отклонению как неоснованный на нормах права и обстоятельствах дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец сам должен был принять меры к ограничению поставки газа, отклоняется как не влекущая отмену оспариваемого судебного акта, поскольку материалами дела подтверждается факт потребления газа в спорном объеме. Доказательств оплаты задолженности не представлено.
Позиция ответчика относительно того, что повышающий коэффициент не заложен в действующий тариф, не влечет отмену законного и обоснованного судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относится на ее заявителя и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета, поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2021 по делу N А64-1484/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива - 5" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива - 5" (ОГРН 1026801224779, ИНН 6832038328) государственную пошлину в размере 3000 рублей в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1484/2021
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов"
Ответчик: ООО "Жилищная инициатива-5"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд