06 сентября 2021 г. |
Дело N А84-2443/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 06.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грабищенко О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - Дорожкин А.Д., представитель по доверенности от 29.07.2021 N 4/2021, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации и представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Правительства Севастополя - Цуканова Д.О., представитель по доверенности от 13.10.2020 N 8993/01-01-02.1-29/02/20, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации и представлен диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 апреля 2021 года по делу N А84-2443/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Виктория"
(ОГРН 1149204054670, ИНН 9203008562)
к Правительству Севастополя (ИНН 9204001231, ОГРН 1149204002166)
Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя,
Государственного унитарного предприятия "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" (ОГРН 1149204018787, ИНН 9204009470),
Крымского республиканского союза потребительских обществ (ОГРН 1149102098760)
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Правительству Севастополя и Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на недвижимое имущество (торговый павильон) (КН/УН:91:03:001005:829), лит. "Щ", общей площадью 58,3 кв.м., расположенный по ул. Щербака, 1, г. Севастополь; о признании недействительным распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 6135-РДИ от 05.07.2019 года, в части включения в Реестр собственности города Севастополя нежилого помещения (торгового павильона), лит. "Щ", общей площадью 58,3 кв.м. и закрепления его за ГУП "УК ОРТК Севастополя" на праве хозяйственного ведения; об обязании Севреестра исключить из реестра прав запись о регистрации права собственности за городом Севастополем нежилого помещения (торгового павильона), лит. "Щ", общей площадью 58,3 кв.м., по адресу: ул. Щербака, 1, г. Севастополь.
Определением суда первой инстанции от 27.07.2020, производство по делу в части требования ООО "Виктория" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным распоряжения N 6135-РДИ от 05.07.2019 года в части включения в реестр собственности г. Севастополя нежилого помещения (торгового павильона), лит. "Щ", общей площадью 58,3 кв.м., по адресу г. Севастополь, Щербака 1, с учётом наличия вступившего в законную силу решения от 11.02.2020 по делу А84-4459/2019 Арбитражного суда города Севастополя по делу, прекращено.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2021 в удовлетворении требований о признании права собственности на спорное имущество отказано в полном объёме.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что спорный объект недвижимости, был возведён на земельном участке, не предоставленном истцу для целей капитального строительства и без согласия собственника земельного участка, а акт государственной комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.07.2004, не свидетельствует о возникновении права собственности на объект недвижимости у общества.
Как указал суд первой инстанции, право государственной собственности на спорный объект возникло у города федерального значения Севастополь в силу закона, на основании Постановления Правительства Севастополя от 08.07.2016 года N 662-1111 "О внесении изменения в постановление Правительства Севастополя от 28.02.2015 года N 123-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Виктория" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.
Как указывает податель апелляционной жалобы, члены комиссии по приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта в своём акте от 23.07.2004 года, своими подписями подтвердили факт наличия разрешения на строительство спорного объекта, а также всех иных необходимых для ввода объекта в эксплуатацию документов.
При этом, принятие Правительством Севастополя постановления от 08.07.2016 года N 662-1111 "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 28.02.2015 года N 123-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества", по мнению истца, не препятствует обществу в признании права собственности на спорный павильон.
Правительство Севастополя представило отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить её без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений, по тем основаниям, что право собственности на спорный объект недвижимости подлежало государственной регистрации и только при наличии такой регистрации, лицо признавалось собственником соответствующего недвижимого имущества.
Однако, спорный объект недвижимости, возводился истцом самостоятельно, в рамках договора о совместной деятельности, заключённого 14.01.2004 года между Потребительским хозрасчётным предприятием "Горкоопрынторг" и Производственным кооперативом "Виктория", при этом, право собственности на указанный объект по законодательству Украины за истцом не регистрировалось, а следовательно и не возникло.
По мнению Правительства Севастополя, сам по себе Акт государственной технической комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.07.2004 года, лишь фиксирует факт окончания строительства объекта. Земельный участок, расположенный под спорным торговым павильоном, согласно данным публичной кадастровой карты Украины имел целевое назначение - "для обслуживания зданий и сооружений рынка", в связи с чем, ответчик полагает, что спорный объект был возведён на земельном участке, не предназначенном для целей капитального строительства и без согласия собственника земельного участка.
Постановлением Правительства Севастополя от 08.07.2016 года N 662-1111 "О внесении изменения в постановление Правительства Севастополя от 28.02.2015 года N 123-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества", комплекс зданий и сооружений, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, ул. Щербака, 1/2 (Центральный рынок), был включён в реестр государственной собственности города федерального значения Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.07.2019 года N 6135-РДИ, нежилое помещение (торговый павильон), литера "Щ", расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, общей площадью 58,3 кв.м., включено в перечень имущества, закреплённого за Государственным унитарным предприятием Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, по мнению ответчика, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
14.01.2004 года между потребительским хозрасчётным предприятием "Горкоопрынторг" и производственным кооперативом "Торгово-закупочный и производственный кооператив "Виктория" был заключён договор о сотрудничестве.
Пунктом 1.8. данного договора определено, что стороны объединяют совместные усилия для организации и улучшений условий торговли на торговых площадях "Севгоркоопрынторг". С этой целью, для строительства торгового павильона, землепользователь передает права на строительство торгового павильона на своем земельном участке, за счёт средств ПК "ТЗПК "Виктория" площадью 58,3 кв.м.
Дополнительным соглашением N 1 от 15.01.2014 года, стороны дополнили п.1.8. договора предложением: "После возведения торгового павильона в эксплуатацию. У "Ссудополучателя" возникает право собственности на этот павильон. Право собственности подлежит государственной регистрации".
Пункт 1.9. договора изложен в другой редакции, согласно которой за "Ссудополучателем", на период действия договора закрепляется право полного и исключительного владения и пользования земельным участком, указанном в пункте 1.8. Договора. В случае ввода в эксплуатацию торгового павильона в период действия Договора, - с момента утверждения акта государственной комиссии, о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта, - действие Договора, по его истечению продлевается на время, необходимое для государственной регистрации права собственности на торговый павильон и дополнительное соглашение "Сторон" не требует. В последующем порядок пользования земельным участком определяется дополнительным соглашением сторон.
Также дополнительным соглашением был дополнен пункт 1.10 Договора, согласно которого, земельный участок, указанный в пункте 1.8. Договора и расположенный по адресу: г. Севастополь ул. Щербака, 1 отводится "Ссудополучателю" в натуре (на местности) в границах земельного участка, принадлежащего "Ссудодателю" на праве постоянного пользования. В свою очередь "Ссудополучатель" обязуется в течение одного года изготовить землеустроительную документацию (схему координат), с выносом границ земельного участка в натуре, копию землеустроительной документации передать "Ссудодателю".
23.03.2014 года, стороны составили акт согласования расположения земельного участка под торговый павильон ТПЗК "Виктория" на территории Центрального рынка г. Севастополь, ул. Щербака, 1 и акт о передаче во владение и пользование земельного участка.
23.07.2004 года Севастопольской городской государственной администрацией издано Распоряжение N 1113-р "Об утверждении акта государственной технической приёмочной комиссии по приёмке в эксплуатацию законченного строительством торгового павильона на городском рынке "Горкоопрынкторг" по ул. Щербака, 1".
23.07.2004 года Севастопольской городской государственной администрацией утверждён акт государственной технической комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта, торгового павильона на городском кооперативном рынке "Горкоопрынкторг" по ул. Щербака, 1".
27.07.2004 года Севастопольской городской государственной администрацией распоряжением N 1113-р утверждён акт государственной технической комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта, торгового павильона на городском кооперативном рынке "Горкоопрынкторг" по ул. Щербака, 1".
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.07.2019 года N 6135-РДИ, в Реестр собственности города Севастополя включено государственное недвижимое имущество, входящее в состав имущественного комплекса зданий и сооружений Центрального рынка по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, и закреплено за Государственным унитарным предприятием "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" на праве хозяйственного ведения, нежилое помещение (торговый павильон), лит. "Щ", общей площадью 58,3 кв.м., расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1; павильон с N 100 по N 195, общей площадью 873,1 кв.м., расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака/5 (в лит. "А", лит. "Б", лит. "В", лит. "Г").
11.09.2019 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано распоряжение N 9086-РДИ "О внесении изменения в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.07.2019 года N 6135-РДИ "О включении в Реестр собственности города Севастополя государственного недвижимого имущества, входящего в состав имущественного комплекса зданий и сооружений Центрального рынка по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, и закреплении за Государственным унитарным предприятием "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" на праве хозяйственного ведения".
Постановлением от 08.07.2016 года N 662-ПП Правительства Севастополя "О внесении изменений в Постановление Правительства Севастополя от 28.02.2015 года N 123-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества" установлено, что государственной собственностью Города федерального значения Севастополя являются объекты недвижимого имущества, в том числе комплекс зданий и сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, ул. Щербака, 1/2 (Центральный рынок).
Полагая, что ООО "Виктория" открыто, непрерывно и правомерно владеет более 16-ти лет указанным объектом недвижимости, истец обратился в арбитражный суд с данными исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в период возведения спорного капитального объекта на территории города Севастополя действовало законодательство государства Украина, а следовательно, к спорным правоотношениям необходимо применять нормы гражданского законодательства Украины, а к правам и обязанностям, возникшим после 18.03.2014 года, нормы законодательства Российской Федерации.
При этом, статьёй 11 Гражданского кодекса Украины, установлены основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождающих гражданские права и обязанности.
Частью 1 статьи 181 ГК Украины установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, обременения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
01.07.2004 года был принят Закон Украины N 1952-IV "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений", в соответствии со статьёй 2 которого, объект недвижимого имущества (недвижимое имущество, недвижимость) - это земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке (здание, сооружение и т.п.), перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения.
Согласно статье 4 Закона Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений", обязательной государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимое имущество, находящееся на территории Украины, физических и юридических лиц, государства, территориальных общин, иностранцев и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, а именно:
1) право собственности на недвижимое имущество;
2) вещные права на чужое недвижимое имущество;
3) ограничение прав.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 указанного выше Закона, вступивших в силу с 01.01.2013 года, вещные права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации.
Вещные права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 01 января 2013 года, признаются действительными, при наличии одного из следующих условий:
1) регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения;
2) на момент возникновения таких прав действовало законодательство, не предусматривало их обязательной регистрации.
Как правильно указал суд первой инстанции, приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству от 13.12.1995 года N 56, были утверждены Правила государственной регистрации объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц.
Пунктами 1.2., 1.3., 1.4. и 1.5. указанных Правил было предусмотрено, что они устанавливают порядок государственной регистрации объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц. Правила действуют на территории Украины и являются обязательными для выполнения всеми министерствами, ведомствами, местными органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями.
При этом, государственную регистрацию объектов недвижимого имущества осуществляют государственные предприятия - бюро технической инвентаризации местных органов государственной исполнительной власти на основании соответствующих правоустанавливающих документов.
Кроме того, приказом Министерства юстиции Украины от 07.02.2002 года N 7/5, было утверждено Временное положение о порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимость.
Согласно пунктам 1.3 и 1.4 Временного положения, государственная регистрация прав проводится регистраторами бюро технической инвентаризации (БТИ). Обязательной государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, размещенное на территории Украины, принадлежащего физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным общинам в лице органов местного самоуправления.
Учитывая выше изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что право собственности на спорный объект недвижимости подлежало государственной регистрации и только при наличии такой регистрации лицо признавалось собственником соответствующего недвижимого имущества.
Как было установлено судом первой и апелляционной инстанций, спорный объект недвижимости возводился истцом самостоятельно, в рамках договора о сотрудничестве и совместной деятельности, заключённого 14.01.2004 года между Потребительским хозрасчетным предприятием "Горкоопрынкторг" и производственным кооперативом "Торгово-закупочный и производственный кооператив "Виктория" и право собственности на возведенный объект за истцом зарегистрировано не было, а следовательно, такое право у истца не возникло.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 22 Закона Украины от 16.11.1992 года N 2780-ХП "Об основах градостроительства", который определял правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности в Украине на момент возникновения спорных правоотношений, право на застройку земельных участков, предоставляемых для градостроительных нужд, осуществлялось после возникновения права собственности или права пользования земельным участком в порядке, предусмотренном земельным законодательством, и получения разрешения на выполнение строительных работ.
Положениями статьи 9 Закона Украины N 687-XIV "Об архитектурной деятельности" было установлено, что строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утверждённой проектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами, местными правилами застройки населенных пунктов.
Статьей 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий", действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что физические и юридические лица, которые намерены осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, в случае делегирования им таких полномочий соответствующими советами, разрешение на строительство объекта градостроительства (далее - разрешение на строительство). Разрешение на строительство предоставлялось на основании комплексного заключения о соответствии предложенного строительства градостроительной документации, государственным строительным нормам, местным правилам застройки. Разрешение на строительство объекта недвижимости давало право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получения разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путём подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Положениями статьи 51 ГрК РФ, статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Вместе с тем, ни суду первой, ни апелляционной инстанций не представлено доказательств выполнения со стороны ООО "Виктория" указанных выше требований градостроительного законодательства как Украины, так и Российской Федерации, в части получения соответствующего разрешения на строительство спорного объекта недвижимости.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на Акт государственной технической комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.07.2004 года, по мнению судебной коллегии является безосновательной, поскольку в соответствии со статьёй 6.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке:
1) государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок;
2) заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, в том числе договор аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества;
3) свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное государственным регистратором либо органом приватизации нанимателям жилых помещений в государственном и коммунальном жилищном фонде;
4) свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства;
5) регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества;
6) свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов, выданное нотариусом;
7) свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом;
8) свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), если публичные торги (аукционы) не состоялись, выданные нотариусом;
9) вступившие в законную силу судебные акты;
10) договоры об установлении ограничений (обременений);
11) сертификат на право на земельную долю (пай);
12) акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка;
13) справка жилищно-строительного кооператива с отметкой о регистрации права, выполненной уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, Акт государственной приёмочной комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта, выданный до 18.03.2014 года, не указан в качестве правоустанавливающего документа в статье 6.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года N 46-ЗС.
Более того, постановлением Правительства города Севастополя N 437-ПП от 01.07.2019 года, признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя N 202 от 07.08.2014 года "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав", в соответствии с которым, Акт государственной приёмочной комиссии о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта, выданный в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, признавался документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав, на объект недвижимого имущества.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок под спорным торговым павильоном не отводился истцу Севастопольским городским советом (собственником) и не передавался в пользование ООО "Виктория" для возведения спорного объекта на его территории.
При этом, документов, подтверждающих наличие у Потребительского хозрасчетного предприятия "Горкоопрынкторг" правомочия по распоряжению земельным участком, находящимся у него на праве постоянного пользования, в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 2.3 Распоряжения от 02.07.1999 N 1139-р строительство и реконструкция зданий и сооружений на переданном Потребительскому хозрасчетному предприятию "Горкоопрынкторг" возможно лишь после получения разрешения в инспекции государственного архитектурного строительного контроля, однако доказательства получения такого разрешения Потребительским хозрасчетным предприятием "Горкоопрынкторг" и последующего согласования отчуждения такого права истцу, в материалах дела отсутствуют, а следовательно, спорный объект был возведён на земельном участке, не предоставленном для целей капитального строительства и без согласия собственника земельного участка.
Как установлено судебной коллегией, в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 08.07.2016 года N 662-1111 "О внесении изменения в постановление Правительства Севастополя от 28.02.2015 N 123-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества", комплекс зданий и сооружений, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, ул. Щербака, 1/2 (Центральный рынок), был включён в реестр государственной собственности города федерального значения Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.07.2019 года N 6135-РДИ, нежилое помещение (торговый павильон), литера "Щ", расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, общей площадью 58,3 кв.м., включено в перечень имущества, закреплённого за Государственным унитарным предприятием Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" на праве хозяйственного ведения.
Как правильно указал суд первой инстанции, судебный порядок признания права собственности на недвижимое имущество допускается в случаях, предусмотренных законом (в частности, по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 222, статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не может подменять собой установленный законом публично-административный порядок для возникновения права собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, поскольку у ООО "Виктория" фактически не возникло по предусмотренным законом основаниям право собственности на спорный объект недвижимости (торговый павильон), иск о признании права на указанный объект недвижимого имущества не мог быть удовлетворён судом первой инстанции.
Кроме того, решением Арбитражного суда города Севастополя от 11.02.2020 года по делу N А84-4459/2019, оставленным без изменений судом апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении требований ООО "Виктория" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, с участием заинтересованных лиц ГУП "Управляющая компания оптово-розничных, торговых о комплексов Севастополя", Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании недействительным распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 6135-РДИ от 05.07.2019 года, в части включения в Реестр собственности г. Севастополя, нежилого помещения (торгового павильона), лит. "Щ", общей площадью 58,3 кв.м. по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1, принадлежащего ООО "Виктория", и закрепления его за ГУП "УК ОРТК Севастополя" на праве хозяйственного ведения, было отказано в полном объёме.
При этом, право государственной собственности на спорное имущество - торговый павильон лит "Щ", общей площадью 58,3 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Щербака, 1 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Севастополь, о чём в Единый государственный реестр собственности внесена запись N 91:03:001005:829-91/001/2019-2 от 29.07.2019, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Аналогичная правовая позиция по данной категории споров изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.04.2021 года по делу N А84-3253/2019 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2021 по делу N 310-ЭС21-13412.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 апреля 2021 года по делу N А84-2443/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2443/2020
Истец: ООО "Виктория"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Правительство Севастополя
Третье лицо: ГУП Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя", Крымский республиканский союз потребительских обществ, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя