г. Санкт-Петербург |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А42-1813/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Снукишкис И.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Кожевников В.Ю., по доверенности от 05.08.2021;
от ответчика (должника): Манукян Г.А., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22734/2021) общества с ограниченной ответственностью "Арес" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2021 по делу N А42-1813/2021, принятое
по заявлению Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Арес"
об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об аннулировании лицензии серии Л 0000630 регистрационный номер 51РПО0000498 от 23.05.2017, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Арес" (далее - Общество, лицензиат, ООО "Арес") на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
До рассмотрения спора по существу, суд произвел смену наименования заявителя с Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области на Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда ООО "Арес" обратилось с апелляционной жалобой, в обоснование которой сослалось на то, что Министерство не обосновало, что данному нарушению соразмерна именно такая мера ответственности, как аннулирование лицензии. Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, такая мера, как аннулирование лицензии, должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Податель жалобы считает, что применение меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания ранее выданной ООО "Арес" не отвечает требованиям справедливости и не может быть соразмерным характеру допущенного нарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Представитель Министерства просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Арес" 18.01.2012 зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Мурманску; основной государственный регистрационный номер 1125190000473; имеет лицензию серии Л 0000630 регистрационный номер 51РПО0000498 от 23.05.2017 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в торговых объектах, расположенных по адресам:
- г. Мурманск, ул. Адмирала флота Лобова, литер Б, Б1, торговый павильон в районе дома N 27, корп. 3, значения координат: ш. 69.018945, д. 33.093148;
- г. Мурманск, пр. Кирова, д. 54, значения координат: ш. 68.950448, д. 33.092884;
- г. Мурманск, ул. Папанина, д. 20, пом. 1а, значения координат: ш. 68.976458, д.33.096937;
- г. Мурманск, пр. Героев-Североморцев, д. 81а, значения координат: ш. 69.011520, д. 33.108834.
Срок действия лицензии с 31.12.2019 по 22.05.2021 (на основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах").
23.11.2020 Министерством в рамках проведения контрольных мероприятий произведен осмотр торгового павильона, расположенного по адресу: г.Мурманск, пр.Героев-Североморцев, д. 81а, деятельность в котором осуществляет ООО "Арес".
В ходе осмотра установлено, что ООО "Арес" осуществляется продажа алкогольных напитков на вынос без потребления на месте, услуги общественного питания не предоставляются, торговый объект не является предприятием общественного питания (переоборудован в магазин).
Выявив факты, свидетельствующие о нарушении Обществом запрета на розничную продажу алкогольной продукции (деятельность торгового объекта как магазина) при осуществлении лицензионного вида деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, Министерство приняло решение N 474 от 24.11.2020 о приостановлении действия лицензии, выданной ООО "Арес", на срок с 25.11.2020 по 24.02.2021 (включительно), либо до устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Уведомление о принятом решении направлено ООО "Арес" по почте на юридический адрес, а также на электронную почту Общества.
В связи с неустранением ООО "Арес" в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, на основании подпунктов 17 и 21 пункта 3.1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ Министерство приняло решение N 62 от 24.02.2021 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, выданной ООО "Арес".
Кроме того, 24.02.2021 Министерством принято решение N 63 о приостановлении с 25.02.2021 действия указанной выше лицензии на срок до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования правомерно исходил из следующего.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа.
По правилам пункта 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничная продажа такой продукции, осуществляется организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Для осуществления каждого из видов деятельности, образующих в своей совокупности оборот алкогольной продукции, требуется соответствующая лицензия, предусмотренная статьей 18 Закона N 171-ФЗ.
В частности, лицензированию подлежит розничная продажа алкогольной продукции, за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (абзац десятый пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
При этом в силу абзаца пятого пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на осуществление вида деятельности, указанного в абзаце десятом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания (абзац седьмой пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Перечень оснований, которые могут повлечь аннулирование лицензии судом, изложен в пункте 3.1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ.
Судом установлено, что лицензия N 51РПО0000498, выданная ООО "Арес" дает право Обществу на осуществление деятельности по следующим адресам:
* г. Мурманск, ул. Адмирала флота Лобова, литер Б, Б1, торговый павильон в районе дома N 27, корп. 3, значения координат: ш. 69.018945, д. 33.093148;
* г. Мурманск, пр. Кирова, д. 54, значения координат: ш. 68.950448, д. 33.092884;
- г. Мурманск, ул. Папанина, д. 20, пом. 1а, значения координат: ш. 68.976458, д.33.096937;
- г. Мурманск, пр. Героев-Североморцев, д. 81а, значения координат:
ш. 69.011520, д. 33.108834.
При этом, нарушения лицензионных требований, выразившиеся в розничной продаже алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности выявлены и ООО "Арес" привлечено к административной ответственности:
* 04.02.2020 решением Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-12444 (место совершения правонарушения - г. Мурманск, ул. Адмирала флота Лобова, литер Б, Б1, торговый павильон в районе дома N 27, корп. 3);
* 06.02.2020 решением Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-12356 (место совершения правонарушения - г. Мурманск, ул. Папанина, д. 20);
* 09.03.2020 решением Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-32/2021 (место совершения правонарушения - г. Мурманск, пр. Героев-Североморцев, д. 81а).
Согласно подпункту 21 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
Указанные нарушения в совокупности являются существенными нарушениями лицензионных требований, направленными на нарушение установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" норм, а действия общества ведут к нарушению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
Осуществление розничной продажи алкогольной продукции на основании лицензии, выданной на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания невозможно.
Так как осуществление розничной продажи алкогольной продукции под видом оказания услуг общественного питания нарушает лицензионные требования, осуществление двух видов деятельности параллельно невозможно ввиду предъявления к каждому виду деятельности самостоятельных и взаимоисключающих требований, то аннулирование лицензии является единственно возможной мерой
Решение N 474 от 24.11.2020 о приостановлении действия лицензии, выданной ООО "Арес", на срок с 25.11.2020 по 24.02.2021 (включительно), либо до устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, Министерство приняло в связи с выявленными фактами, свидетельствующие о нарушении Обществом запрета на розничную продажу алкогольной продукции (деятельность торгового объекта как магазина) при осуществлении лицензионного вида деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В указанный период времени, сведений от ООО "Арес" о принятии каких-либо мер, направленных на устранение выявленного нарушения не поступило, торговый объект осуществлял деятельность по розничной продаже алкогольной продукции (пиво и пивные напитки), что также свидетельствует о пренебрежительном отношении к требованиям законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Факт розничной продажи алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, равно как и неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
В данном конкретном случае такая мера как аннулирование лицензии соразмерна совершенным нарушениям и направлена на защиту общественных интересов, учитывая, что оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, от 30.03.2016 N 9-П, от 18.02.2019 N 11-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий, в связи с чем, нарушение правил оборота алкогольной продукции безусловно является основанием для аннулирования лицензии в установленных законом случаях.
При указанных обстоятельствах требование заявителя об аннулировании лицензии, выданной Обществу на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2021 по делу N А42-1813/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1813/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИНВЕСТИЦИЙ, РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АРЕС"