г. Пермь |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А50-9156/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О. Г.
судей Гуляевой Е.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковой И.А.,
при участии:
от заявителя: Полыгалов В.А., лично, паспорт; Голиков А.С., паспорт, по доверенности от 17.05.2021,
от Управления Росреестра по Пермскому краю: Крутилкина А.О., паспорт, по доверенности от 14.05.2021,
от иных лиц, представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Полыгалова Владимира Александровича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 июня 2021 года
по делу N А50-9156/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Полыгалова Владимира Александровича (ОГРНИП 305594409700030, ИНН 594400043409)
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель Махмудов Кенан Нураг оглы (ОРГНИП 319595800019700, ИНН 594402065863), финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Махмудова Кенан Нурага оглы Жукова Надежда Владимировна,
о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Полыгалов Владимир Александрович (далее - заявитель, ИП Полыгалов В.А.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю, орган, осуществляющий публичные полномочия) от 30.03.2021 N 66/12/25-2021 об устранении требований земельного законодательства путем освобождения земельного участка под частью здания в отношении заявителя незаконным.
На основании статей 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечены заинтересованные лица, индивидуальный предприниматель Махмудов Кенан Нурага оглы (далее - предприниматель, Мухамедов К.Н.о.), финансовый управляющий индивидуального предпринимателя Махмудова Кенан Нурага оглы Жукова Надежда Владимировна (далее - финансовый управляющий должника).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2021 в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает, что из текста оспариваемого решения следует, что истец самовольно разместил на земельном участке с кадастровым номером 59:29:0010404:31, в отношении которого зарегистрировано право собственности на иное физическое лицо (площадь занятого участка составила 62, 7 кв.м), без предусмотренных законодательством РФ прав на указанный участок, навес, ворота, стену, крышу и смотровую яму, чем нарушил требования статей 25, 26 ЗК РФ, а потому предписание N 66/12/25-2021 от 30.03.2021 об устранении нарушений в виде сноса части здания является обоснованным и не нарушает прав истца. Вместе с тем, суд неверно определил обстоятельства дела. Навес, ворота, стены, крыша и смотровая яма не являются самовольной постройкой истца, а являются частью возведенного строения, которое было получено истцом в установленном законом порядке. Из технического паспорта спорного объекта от 08.01.2003 следует, что оно было возведено в 1980 году, когда вся территория под ним находилась в собственности муниципалитета. Факт нахождения принадлежащего истцу здания на двух земельных участках, принадлежащих истцу и третьему лицу, является исключительно ошибкой при межевании земли под стоящим зданием. Проведением межевания земли истец не занимался, а потому в любом случае не может нести ответственность за допущенные нарушения при определении границ участков. ИП Полыгалов В.А. указывает, что до рассмотрения настоящего спора предпринял исчерпывающий перечень действий для приведения спорной ситуации в соответствии с нормам действующего законодательства, а именно: обращался к Махмудову Кенану Нурага-оглы для выделения земли под зданием истца и выкупе указанного участка, что не отрицается сторонами; ИП Полыгалов В.А. обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением об установлением границ земельного участка под спорным зданием, принадлежащим истцу с приобщением технического плана объекта. Истец предпринял все предусмотренные законом действия для приведения спорной ситуации в соответствии с требованиями земельного законодательства. В материалы дела истцом было приобщено решение Осинского районного суда Пермского края от 05.11.2014 по делу 2-1166/2014, в котором имеются выводы о наличии законных прав у ИП Полыгалова В.А. на спорный земельный участок под зданием, также суд обязал предыдущего собственника не чинить препятствий для ИП Полыгалова В.А. в пользовании спорной землей. Вышеназванное решение не было оспорено и вступило в законную силу. По мнению заявителя, указанное решение имеет преюдициальное значение в настоящем споре и обосновывает законность действий ИП Полыгалова В.А. в пользовании земельным участком, поскольку от смены права собственности не меняются фактические обстоятельства спора.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Пермскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 произведена замена судьи Ушаковой Э.А. на судью Дружинину О.Г.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления Росреестра по Пермскому краю против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ИП Полыгаловым В.А. заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копии уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 25.06.2021, копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости и сделок с ними от 16.07.2021.
Ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), копия уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 25.06.2021, копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости и сделок с ними от 16.07.2021 приобщены к материалам дела.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30.03.2021 Межмуниципальным отделом по Бардымскому, Еловскому, Осинскому районам Управления Росереестра по Пермскому краю была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП Полыгалова В.А. Проверкой установлено, что ИП Полыгаловым В.А. допущено самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010404:31, который расположен по адресу: Пермский край, Осинский район, г.Оса, ул.Злыгостева, площадью 138 кв.м, путем размещения на нем навеса, ворот, стены, крыши и смотровой ямы. Документы, предусмотренные статьями 25, 26 ЗК РФ, подтверждающие право пользования земельным участком ИП Полыгаловым В.А., отсутствуют. Площадь занятого земельного участка составляет 62,7 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 59:29:0010404:31 принадлежит иному лицу. Границы земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010404:31 установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По результатам проведенной проверки составлен акт N 66/12/25-2021.
30.03.2021 Межмуниципальным отделом по Бардымскому, Еловскому, Осинскому районам Управления Росереестра по Пермскому краю вынесено предписание N 66/12/25-2021 согласно которому ИП Полыгалову В.А. предписано устранить нарушение (освободить используемый без прав земельный участок) в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 30.09.2021.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям из ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, Осинской район, г.Оса, ул.Злыгостева, дом 89, поставлен на государственный кадастровый учет, имеет номер 59:29:0010404:31, вид разрешенного использования - под объектами торговли, категория земель - земли населенных пунктов, площадь 138 кв.м. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Собственником земельного участка является Махмудов К.Н.о. на основании договора купли-продажи нежилого здания с земельным участком с рассрочкой платежа от 17.08.2020.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, Осинской район, г.Оса, ул.Злыгостева, поставлен на государственный кадастровый учет, имеет номер 59:29:0010404:69, вид разрешенного использования - для производственного назначения, категория земель - земли населенных пунктов, площадь 138 кв.м. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Собственником земельного участка является Полыгалов В.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от 28.08.2013 N 98, постановления о прекращении права аренды на земельный участок у ООО "Автротранспортное предприятие" и предоставлении их в собственность Полыгалову В.А.
Согласно сведениям из ЕГРН с земельным участком с кадастровым номером 59:29:0010404:69 имеется связь с объектами недвижимости с кадастровыми номерами:
- 59:29:0010404:74 - 1 -этажное кирпичное здание, расположенное по адресу: Пермский край, Осинский район, г.Оса, ул.Злыгостева, д.89, площадью 313, 2 кв.м, собственник Полыгалов В.А. Основание возникновения права собственности: определение Арбитражного суда Пермского края об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу от 05.03.2013 N а50-23005/2012, дата вступления в законную силу 08.04.2013;
- 59:29:0010404:78 - 1 -этажное кирпичное здание, расположенное по адресу: Пермский край, Осинский район, г.Оса, ул.Злыгостева, д.89, стр. 5, площадью 205,6 кв.м, собственник Полыгалов В.А. Основание возникновения права собственности: определение Арбитражного суда Пермского края об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу от 05.03.2013 N а50-23005/2012, дата вступления в законную силу 08.04.2013.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.07.2021, предоставленной при рассмотрении апелляционной жалобы и приобщенной судом к материалам дела, здание с кадастровым номером 59:29:0010404:78, принадлежащее на праве собственности Полыгалову Д.А. расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 59:29:0010404:69 и 59:29:0010404:31.
Оспаривая вынесенное 30.03.2021 Межмуниципальным отделом по Бардымскому, Еловскому, Осинскому районам Управления Росереестра по Пермскому краю предписание N 66/12/25-2021 заявитель исходил из того, что с момента регистрации за ним права собственности на объекты недвижимого имущества, перешедшие к нему на основании мирового соглашения, утвержденного Арбитражным судом Пермского края, в силу прямого указания закона он приобрел право пользования земельными участками под купленными строениями, а соответственно оспариваемое предписание вынесено незаконно.
В соответствии с подпунктами 1-3 ст. 71 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (действовало до 01.07.2021), государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами, в соответствии с которым в полномочия Росреестра и его территориальных органов входит осуществление государственного земельного надзора за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 71, подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01.07.2021), частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпунктом 43 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Росреестра от 18.06.2019 N П/0240 (далее - Административный регламент), органы государственного земельного надзора выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществляют контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, является основанием для проведения внеплановой проверки.
В силу подпункта 5 пункта 9, подпунктов 97, 99 Административного регламента, подпунктов 5, 7 статьи 71 ЗК РФ должностными лицами, осуществляющими государственный земельный надзор, по результатам внеплановой проверки составляется акт проверки, в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
На основании пункта 8 статьи 71 ЗК РФ, пункта 130 Административного регламента форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации утверждена приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 851.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (пункт 129 Административного регламента).
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона и правовых актов, исходил из того, что факт использования ИП Полыгаловым В.А. земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010404:31 без законных на то оснований подтвержден материалами проверки; выданное предписание является законным и обоснованным, вынесено уполномоченным органом, соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 294-ФЗ, Административного регламента и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконных обязанностей на заявителя не возлагает.
Указанное, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что заявитель самовольно использует часть земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010404:31, площадью 62,7 кв.м в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок и согласования с собственником этого земельного участка оснований для использования участка.
Данные обстоятельства заявителем не опровергаются.
Суть доводов апелляционной жалобы заявителя Полыгалова В.А. сводится к тому, что принадлежащие ему на праве собственности навес, ворота, стены, крыша и смотровая яма, расположенные частично на земельном участке с кадастровым номером 59:29:0010404:31, принадлежащем Махмудову К.Н.о., приобретено Полыгаловым В.А. на законных основаниях. С момента постройки здания с примыкающими к нему навесом, воротами, крышей и смотровой ямой и до настоящего времени оно находится в неизменном виде. Решением Осинского районного суда Пермского края от 05.11.2014 N 2-1166/2014 предписано предыдущему собственнику земельного участка с кадастровым номером 59:29:0010404:31 не чинить препятствия в пользовании Полыгалову В.А. земельным участком под частью принадлежащего ему здания.
Приведенные доводы правильность выводов суда первой инстанции о законности вынесенного 30.03.2021 Управлением Росреестра предписания не опровергают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральным законодательством и подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права.
Согласно части 6 статьи 1 указанного федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество (к которому в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ отнесены земельные участки) и сделки с ним. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Как установлено пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Таким образом, у заявителя отсутствуют предусмотренные законом права на дополнительно используемый земельный участок площадью 62, 7 кв.м, принадлежащий на праве собственности иному физическому лицу, несмотря на расположение на нем принадлежащих ему объектов.
Доводы ИП Полыгалова В.А. о наличии кадастровой ошибки при межевании земельного участка, возведении спорного строения с навесом в 1980 году и его нахождении в неизменном виде до настоящего времени, также являются несостоятельными, поскольку установлено, что ИП Полыгалов В.А. использует земельный участок, собственником которого является он, не в соответствии с теми границами, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Вся информация о земельном участке ИП Полыгалова В.А. носит открытый характер, для соблюдения законодательства, регулирующего порядок пользования земельным участком, при проявлении должной внимательности и осмотрительности он имел возможность к недопущению нарушения земельного законодательства, однако продолжил пользоваться спорной территорией без оформления какого-либо права на нее.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии решения суда о его праве пользования спорным земельным участкам не могут быть приняты во внимание, поскольку судебный акт, на который ссылается заявитель был вынесен по спору между иными лицами (истец Гилев Н.А., ответчик Комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района) и по иным обстоятельствам дела (о признании права собственности на нежилое здание).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному и верному выводу о том, что внеплановая проверка административным органом в отношении ИП Полыгалова В.А. проведена в соответствии с положениями законодательства РФ, действующими на момент проведения проверки, акт проверки и предписание от 30.03.2021 N 66/12/25-2021 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства вынесены также на основании законодательства РФ, действующего на момент проведения проверки и не нарушают права и законные интересы заявителя, нарушений при проведении проверки и выдаче предписания не допущено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2021 года по делу N А50-9156/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9156/2021
Истец: Полыгалов Владимир Александрович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Махмудов Кенан Нурага оглы, Жукова Надежда Владимировна