город Омск |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А46-7001/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9087/2021) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2021 по делу N А46-7001/2021 (судья Солодкевич И.М.), вынесенное по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601, адрес: 644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, дом 21, дополнительный адрес для направления почтовой корреспонденции: 644009, Омская область, город Омск, улица Лермонтова, дом 171А) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68) о признании предписания N 05-03-24/4 от 03.03.2021 незаконным, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица - Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1055553037836, ИНН 5528025080, адрес: 644520, Омская область, Омский район, село Троицкое, улица Октябрьская, дом 1А), Евсеева Анатолия Анатольевича, Петровой Анны,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Басс В.Г. (доверенность от 16.11.2020 сроком действия 31.12.2021),
от Администрации Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области - Глава Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области Сердюк С. В. (полномочия подтверждаются сведениями из ЕГРЮЛ, удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области (далее - заявитель, Администрация Омского муниципального района) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - Госжилинспекция Омской области, заинтересованное лицо) о признании предписания N 05-03-24/4 от 03.03.2021 незаконным.
Определением от 26.04.2021 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица, привлечена администрация Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация Троицкого сельского поседения), определением от 24.05.2021 - третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительного предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечены - Евсеев Анатолий Анатольевич (далее - Евсеев А.А.), Петрова А.Г.
Решением от 21.06.2021 Арбитражного суда Омской области требования Администрации оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Омского муниципального района обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие нарушения указанных в оспариваемом предписании норм, полагает, что оспариваемое предписание выдано ненадлежащему субъекту.
Отмечает, что согласно публичной кадастровой карте в границах с. Троицкое Омского муниципального района нет свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Троицкого сельского поселения и Администрации.
По мнению подателя апелляционной жалобы, обязанность по созданию (организации) места (площадки) накопления ТКО в отношении жилых домов, расположенных по адресу: Омская область, Омский район, с. Троицкое, ул. Гагарина д. 14 и ул. 70 лет Победы д. 27, лежит на собственниках указанных земельных участках, которые в соответствии с требованиями пунктов 3-5 "Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра", утвержденных постановлением Правительства РФ N 1039 от 31.08.2018 обязаны определить на своих земельных участках место (площадку) накопления ТКО, обратиться с письменной заявкой в Администрацию Омского муниципального района для согласования указанного места (площадки) накопления ТКО.
Госжилинспекцией Омской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Омского муниципального района поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, представил письменные возражения на отзыв заинтересованного лица, ходатайство о приобщении дополнительного доказательства к материалам дела - заключения кадастрового инженера от 30.08.2021.
Вместе с тем, возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции при наличии ходатайства лица, участвующего в деле, о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств и при условии надлежащего обоснования лицом, участвующим в деле, невозможности представления в суд первой инстанции данных доказательств по причинам, не зависящим от него, а также в случае отказа судом первой инстанции в удовлетворении соответствующего ходатайства.
По смыслу статьи 268 АПК РФ невозможность представления документов при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции может быть обусловлена наличием объективных обстоятельств, препятствующих заинтересованному лицу совершить процессуальные действия в установленный законом срок, поэтому такие обстоятельства не должны быть связаны с поведением самого заявителя.
Вместе с тем, Администрация Омского муниципального района, ходатайствуя о приобщении дополнительного доказательства к материалам дела, не обосновала невозможность предоставления данного доказательства в суд первой инстанции, в силу чего документ возвращен заявителю в судебном заседании.
Представитель Администрации Троицкого сельского поселения согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
На основании обращений Петровой А.Г. (вх. N П-553(21) от 22.01.2021), Плотниковой Н.Ф. (вх. N П-554(21) от 22.01.2021) по вопросу отсутствия контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов по улице 70 лет Победы и улице Гагарина в селе Троицкое Омского муниципального района Омской области Госжилинспекцией Омской области в отношении администрации Омского муниципального района Омской области инициировано (согласовано с Прокуратурой Омской области (решение N 7/2-42-1-2021 от 16.02.2021)) проведение внеплановой документарной проверки в период с 18.02.2021 по 17.03.2021 (распоряжение N 292 от 15.02.2021).
По результатам проверки (акт проверки N 05-03-24/10 от 03.03.2021) Госжилинспекцией Омской области заявителю выдано предписание N 05-03-24/4 от 03.03.2021, которым на него возложена обязанность в срок по 30.08.2021 организовать место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов, обоснованная ссылками на пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), пункты 3.7.6, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), несогласие с которым обусловило обращение Администрации Омского муниципального района в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 21.06.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
С 01.01.2019 Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в круг полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В частности, частью 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО отнесено:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно подпункту "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в отсутствие нормативного правового акта, которым обязанности, предусмотренные пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ, возложены на иное лицо, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, на территории Омского района Омской области является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае Омского муниципального района Омской области.
Правилами N 170 определены требования эксплуатации жилищного фонда, в состав которого включены не только многоквартирные дома, но и индивидуальные жилые дома (подпункт "а" пункта 1.2 Правил N 170).
Согласно пункту 3.7.6 Правил N 170 мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
При этом в жилом секторе, состоящим из индивидуальных домовладений, места (площадки) для накопления ТКО не могут быть размещены на расстоянии, отличном от указанного в пункте 3.7.6 Правила N 170.
В соответствии с пунктом 3.7.15 Правил N 170 крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Как следует из материалов дела и акта проверки N 05-03-24/10 от 03.03.2021, близ жилых домов, расположенных по адресам: 644520, Омская область, Омский район, село Троицкое, улица Гагарина, дом 14; 644520, Омская область, Омский район, село Троицкое, улица 70 лет Победы, дом 27, не организовано место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов.
При вышеизложенных обстоятельствах оспариваемое предписание выдано надлежащему субъекту, поскольку именно Администрация Омского муниципального района в силу приведенного выше правового регулирования обязана организовать место (площадку) накопления ТКО вблизи указанных домовладений в соответствии с нормативными требованиями.
Между тем заявителем отмечено, что организация таких площадок в границах указанных территорий предполагает (исключительно) их размещение на земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:220101:2279 и 55:20:220302:2968, принадлежащих на праве собственности соответственно Евсееву А.А., Петровой А.Г., что недопустимо иным субъектом (кроме собственников) из-за нарушения такими действиями части 2 статьи 58 Конституции Российской Федерации.
Отклоняя довод апелляционной жалобы об отсутствии у Администрации Омского муниципального района обязанности устранить выявленное нарушение по причине отсутствия вблизи указанных выше жилых домов свободных земельных участков, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, жилой дом N 14 по ул. Гагарина с. Троицкое Омского района Омской области, расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:20:220101:2279.
Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеющий вид разрешённого использования для личного подсобного хозяйства.
Жилой дом N 27 по ул. 70 Лет Победы с. Троицкое Омского района Омской области, расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:20:220302:2968.
Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования для размещения малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
Имеющиеся в материалах дела выписки из ЕГРН подтверждают факт принадлежности указанных земельных участков Евсееву А.А., Петровой А.Г.
Вместе с тем, в предписании Госжилинспекции Омской области отсутствует требование о размещении мусорных площадок именно на данных земельных участках, указано на необходимость их размещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Апелляционная коллегия также отмечает, что Правила N 1039, а также Федеральный закон N 89-ФЗ, не раскрывает понятия "других лиц", и не возлагает обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО ни на граждан - собственников помещений в МКД, ни на граждан - собственников жилых домов (домовладений).
Вменённая оспариваемым предписанием обязанность предполагает наличие у субъекта её выполнения публично-правового статуса, следовательно, не допускается её обращение к конкретному (физическому в настоящем случае) лицу.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ судом не распределяются в силу освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2021 по делу N А46-7001/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7001/2021
Истец: Администрация Омского муниципального района Омской области
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Омской области
Третье лицо: Администрация Омского муниципального района Омской области, Администрация Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Евсеев Анатолий Анатольевич, Петрова Анна