г. Чита |
|
7 сентября 2021 г. |
Дело N А19-5945/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области Шатровой А.А. (доверенность от 15.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2021 года по делу N А19-5945/2021,
УСТАНОВИЛ:
Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины (ОГРН 1023801540950, ИНН: 3811052051) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531, далее - административный орган) о признании недействительными заключения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области МЭК N 06 55 от 08.02.2021 года, МЭК N 06 56 от 08.02.2021 года, МЭК N 0658 от 08.02.2021 года, МЭК N 06 61 от 08.02.2021 года, МЭК N 06 62 от 08.02.2021 года, МЭК N 06140 от 10.03.2021 года, МЭК N о 06141 от 10.03.2021 года, МЭК N 06142 от 10.03.2021 года, МЭК N 06144 от 10.03.2021 года; обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, путем отзыва в АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед", ООО "СК "Ингострах-М" недействительные заключения, являвшиеся основанием для неоплаты оказанных заявителем медицинских услуг и направить отклоненные /частично отклоненные счета НИИ Клинической медицины N4 от 31.01.2021, N 7 от 31.01.2021, N 9 от 31.01.2021, N 8 от 31.01.2021, N5 от 31.01.2021, N 13 от 28.02.2021, N 16 от 28.02.2021, N 19 от 28.02.2021, N 14 от 28.02.2021 на сумму 1151 768,85 руб. для оплаты в страховые организации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2021 года по делу N А19-5945/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что заинтересованное лицо не имело права при проведении МЭК руководствоваться приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", так как в силу пункта 2 ч.3 ст.39 Закона N 326-ФЗ исключительно страховая медицинская организация, как сторона по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, имела такие полномочия ("проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях), установленные Федеральным фондом. В отношении ТФОМС, Закон N 326-ФЗ, таких полномочий не предоставил, расширительного толкование не имеет. Кроме того, заявитель жалобы считает, что обжалуемые заключения заинтересованного лица не соответствуют нормам ч.9 ст.40 Федерального закона N 326-ФЗ, поскольку на момент проведения контрольных мероприятий, форма не была утверждена уполномоченным органом. По мнению апеллянта незаконные заключения заинтересованного лица (N 0655; N 0656, N 0658, N 0661, N 0661, N 06140, N 06141, N 06142, N 06144) об отклонении от оплаты медицинских услуг, оказанных истцом, повлекли не оплату за оказанною медицинскую помощь по Договору в общем размере 1 151 768,85 руб., что является не только нарушением прав заявителя в сфере экономической деятельности, но заставляет медицинскую организацию отказывать в оказании медицинской помощи по жизненным показаниям в противоречие норм Конституции Российской Федерации и международных правовых норм. Правовая оценка последствий отказа в оплате медицинской помощи, оказанной по жизненным показаниям судом не дана, а последствия не оценены в полной мере.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 10.08.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя стороны, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Министерством здравоохранения Иркутской области 12.11.2020 года МУЗ ДО НИИ КМ выдана лицензия N ЛО-38-01-003942 на осуществление медицинской деятельности согласно приложениям к лицензии.
Так же МУЗ ДО НИИ КМ в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.11.2010 года 3 З26-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации" включено в реестр медицинских организаций участвующих в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Иркутской области в 2020 году, что подтверждается присвоением Учреждению реестрового номера 380415.
На основании ст. 37 и ст.39 Федерального закона N 326-ФЗ, для реализации прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС и в соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 30.12.20 года N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Типовой договор) НИИ Клинической медицины заключен с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - ТФОМС Иркутской области, заинтересованное лицо) и АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед", ООО "СК "Ингосстрах-М" (далее - страховые организации) договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 18.01.2021 года N 13 (далее - Договор).
В рамках Договора ТФОМС Иркутской области обязуется проводить в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 326-ФЗ медико-экономический контроль (МЭК) по реестрам счетов и счетам на оплату медицинской помощи по территориальной программе, представленным НИИ Клинической медицины, и направлять заключения по его результатам в НИИ Клинической медицины, а также не отклоненные по результатам медико-экономического контроля реестры счетов и счета на оплату медицинской помощи по территориальной программе, а также заключения по итогам проведенного ТФОМС Иркутской области МЭК по указанным реестрам счетов и счетам на оплату медицинской помощи по территориальной программе в Страховые организации в сроки и в порядке, предусмотренных порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (п.6.4.), а при выявлении нарушений, по итогам проведения МЭК отклонять от оплаты предъявленные счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, требовать от Страховой организации неоплаты или неполной оплаты оказанной НИИ Клинической медицины медицинской помощи по территориальной программе (п. 3.4.)
НИИ Клинической медицины в ТФОМС Иркутской области за медицинские услуги, оказанные в январе-феврале 2021 года по территориальной программе ОМС, были направлены реестры счетов и счета на оплату медицинской помощи, в том числе: счет N 4 от 31.01.2021 на сумму 32951739, 47 руб. счет N 7 от 31.01.2021 на сумму 105597,45 руб. счет N9 от 31.01.2021 на сумму 17784,72 руб. счет N8 от 31.01.2021 на сумму 57827,77 руб. счет N5 от 31.01.2021 на сумму 3208813,47 руб. счет N13 от 28.02.2021 на сумму 30115310,34 руб. счет N16 от 28.02.2021 на сумму 2220, 84 руб. счет N19 от 28.02.2021 на сумму 105597,45 руб. счет N14 от 28.02.2021 на сумму 2997410,33 руб.
Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области был проведен медико-экономический контроль указанных счетов, по результатам контроля были оформлены Заключения, согласно которым по коду нарушения 5.3.2. (Предъявление к оплате медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования) были отклонены от оплаты медицинские услуги, оказанные НИИ Клинической медицины, застрахованным лицам по ОМС, а именно:
- Заключением МЭК N 06 55 от 08.02.2021 по счету N 4 от 31.01.2021 частично отклонено от оплаты оказанных медицинских услуг на сумму 470973, 83 руб. (далее - Заключение N 0655),
- Заключением МЭК N 06 56 от 08.02.2021 по счету N7 от 31.01.2021 отклонено от оплаты - 105597,45 руб. (далее - Заключение N 0656),
- Заключением МЭК N 06 58 от 08.02.2021 по счету N 9 от 31.01.2021 отклонено от оплаты - 17784,72 руб. (далее - Заключение N 0658),
- Заключением МЭК N 06 61 от 08.02.2021 по счету N 8 31.01.2021 отклонено от оплаты - 57827,77 руб. (далее - Заключение N 0661),
- Заключением МЭК N 06 62 от 08.02.2021 по счету 5 от 31.01.2021 частично отклонено от оплаты 47761,81 руб. (далее - Заключение N 0661),
- Заключением МЭК N 06 140 от 10.03.2021 по счету N 13 от 28.02.2021 частично отклонено от оплаты 315679, 61 руб. (далее - Заключение N 06140),
- Заключением МЭК N 06 141 от 10.03.2021 по счету 16 от 28.02.2021 отклонено от оплаты 2220,84 руб. (далее - Заключение N 06141),
- Заключением МЭК N 06 142 от 10.03.2021 по счету N19 от 28.02.2021 отклонено от оплаты 105597,45 руб. (далее - Заключение N 06142),
- Заключением МЭК N 06 144 от 10.03.2021 по счету N14 от 28.02.2021 частично отклонено от оплаты 28325,37 руб. (далее - Заключение N 06144).
НИИ Клинической медицины полагая, что Заключения, вынесенные Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области не соответствует закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием.
В обоснование требований заявитель сослался на нарушение проведения Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области порядка медико-экономического контроля нормам ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ. Так как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Минздравом Российской Федерации не был утвержден Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (далее - Порядок), следовательно, Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области медико-экономический контроль проводился в порядке установленном ТФОМС Иркутской области, то есть с превышением законодательно установленных полномочий и соответственно противоречит нормам ч.1 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ. Кроме того, Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области в Заключениях указаны коды нарушений (3.5.2), установленные приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - приказ N36), который применялся до вступления в силу (с 01 января 2021 года) Федерального закона N430-ФЗ от 08.12.2020 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"" утвердившего в новой редакции ст.40 Федерального закона N326-ФЗ. При этом сам Порядок проведения МЭК и оформление его результатов (актов МЭК), установленный приказом N36 Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области не применялся. Оспариваемые заключения не соответствуют нормам ч. 9 ст. 40 Федерального закона N326-ФЗ, поскольку на момент проведения МЭК Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области форма заключения МЭК Федеральным фондом ОМС не установлена, следовательно Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области вынесены Заключения по форме установленной ТФОМС Иркутской области, то есть с превышением законодательно установленных полномочий, что противоречит нормам ч.9 ст.40 Федерального закона N 326-ФЗ. Кроме того, Заключения не содержат сведений о документе, уполномочивающем Ангарский филиал ТФОМС Иркутской области проводить МЭК и выносить Заключения, также отсутствует указание на нормативные правовые акты, условия договора на основании которых отказано в оплате НИИ Клинической медицины оказанных пациентам медицинских услуг, даты и номера решений Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Иркутской области (далее - Комиссия), объемы предоставления медицинской помощи и объемы финансового обеспечения медицинской помощи. Полученные НИИ клинической медицины Заключения не подписаны уполномоченными лицами Ангарского филиала ТФОМС Иркутской области и не скреплены печатью Ангарского филиала ТФОМС.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), в редакции Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Изменения), вступившей в силу с 01.01.2021, право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) реализуется на основании заключенных в его пользу в соответствии с Федеральным законом N 326 -ФЗ, в том числе договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее - Комиссия) установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией (далее - СМО), участвующей в реализации территориальной программы ОМС, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (далее - Договор).
Частью 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что по Договору медицинская организация обязуется:
1) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой ОМС и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением Комиссии, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС (далее - медицинская помощь по территориальной программе ОМС), в данном случае медицинская помощь оплачивается СМО;
2) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы ОМС в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС (далее - медицинская помощь по базовой программе ОМС), в данном случае медицинская помощь оплачивается территориальным фондом ОМС (далее - межтерриториальные взаиморасчеты).
В соответствии с частью 4.1. статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ в Договоре должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального фонда ОМС проводить медико-экономический контроль.
Форма типового Договора, согласно части 11 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2020 г. N 1417н (далее - Типовая форма Договора).
Согласно подпункту 6.3. пункта 6 Типовой формы Договора территориальный фонд ОМС обязан проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по базовой программе ОМС застрахованным лицам в медицинской организации в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 326-ФЗ.
Подпунктом 6.4. пункта 6 Типовой формы Договора предусмотрено, что территориальный фонд ОМС обязан проводить в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 326-ФЗ МЭК по реестрам счетов и счетам на оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС, представленным медицинскими организациями, и направлять заключения по его результатам в медицинскую организацию, а также неотклоненные по результатам МЭК реестры счетов и счета на оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС, а также заключения по итогам проведенного территориальным фондом ОМС МЭК по указанным реестрам счетов и счетам на оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС в СМО в соответствии со страховой принадлежностью застрахованного лица.
Таким образом, ТФОМС Иркутской области, проводит МЭК как в рамках межтерриториальных взаиморасчётов, так по реестрам счетов и счетам на оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС, представленным медицинскими организациями.
В силу статей 10, 144, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных фондов ОМС, относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, средства которых расходуются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов.
Согласно статье 2 Федерального закона N 326-ФЗ законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона N 326-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с ОМС, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон N 326-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2020 г. N 430-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", отдельные положения которого вступили в силу с 01.01.2021 г., а также условия Договора, типовая форма которого утверждена приказом Министерством здравоохранения Российской Федерации, согласно которому договор вступает в силу со дня подписания его сторонами, распространяется правоотношения, возникшие в рамках реализации базовой программы ОМС и территориальной программы ОМС на 2021 год, в целях целевого, эффективного и рационального расходования средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации возложил на территориальные Фонды ОМС обязанность проведения МЭК.
Согласно статье 40 Федерального закона N 326-ФЗ под МЭК понимается установление соответствия сведений об объемах и стоимости оказанной застрахованным лицам медицинской помощи на основании представленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям Договоров, программам ОМС, объемам предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.
Статьей 40 Федерального закона N 326-ФЗ, в редакции Изменений, предусмотрено, что контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами ОМС, Договором, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - Минздрав России).
Результаты, в том числе МЭК оформляются соответствующими заключениями по формам, установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).
Действительно, как указывает заявитель, в оспариваемый период, соответствующие нормативные правовые акты не были приняты.
Между тем, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующим законодательством четко предусмотрено, что обязательства по проведению МЭК возникает у ТФОМС с момента вступления в силу Изменений, а также с момента вступления в силу договора, которые не исключают обязанность территориального фонда ОМС проводить МЭК, в отсутствие утвержденного Минздравом России порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также установленных форм заключений.
Таким образом, указанное обстоятельство не препятствует ТФОМС Иркутской области осуществлять обязанности, возложенные на него Федеральным законом N 326-ФЗ и условиями Договора.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в оспариваемый период действовал и не был отменен Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 г. N 36 (далее - Порядок N 36), который в том числе предусматривал порядок проведения МЭК.
Как следует из материалов дела, НИИ Клинической медицины в целях получения денежных средств в качестве оплаты за оказанную медицинскую помощь в январе 2021 года представило в ТФОМС Иркутской области реестры счетов и счета, в том числе:
- счет N 4 от 31.01.2021 г. на сумму 32951739,47 руб.;
- счет N 5 от 31.01.2021 г. на сумму 3208813,47 руб.;
- счет N 7 от 31.01.2021 г. на сумму 105597,45 руб.;
- счетN 8 от 31.01.2021 г. на сумму 57827,77 руб.;
- счет N 9 от 31.01.2021 г. на сумму 17784,72 руб.;
- счет N 10 от 31.01.2021 г. на сумму 13 286, 64 руб.;
- счет N 11 от 31.01.2021 г. на сумму 2 036,83 руб.
В целях получения денежных средств в качестве оплаты за оказанную медицинскую помощь в феврале 2021 года НИИ Клинической медицины представило в ТФОМС Иркутской области реестры счетов и счета, в том числе:
- счет N 13 от 28.02.2021 г. на сумму 30 115 310,34 руб.;
- счет N 14 от 28.02.2021 г. на сумму 2 997 410,33 руб.;
- счет N 16 от 28.02.2021 г. на сумму 2 220,84 руб.;
- счет N 17 от 28.02.2021 г. на сумму 17 887, 03 руб.;
- счет N 18 от 28.02.2021 г. на сумму 1 491, 32 руб.;
- счет N 19 от 28.02.2021 г. на сумму 105 597,45 руб.
В связи с представлением реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи, Ангарский филиал ТФОМС Иркутской области в рамках возложенных Федеральным законом N 326-ФЗ, Договором, Приказом N 35, руководствуясь положениями Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утвержденного приказом ФФОМС от 28.02.2019 г. N 36 (далее - Порядок N 36), который в настоящий момент не отменен и является действующим, провел МЭК реестров счетов, счетов, предоставленных НИИ Клинической медицины за медицинскую помощь, оказанную в январе, феврале 2021 года.
Результаты МЭК по реестрам счетов и счетам, представленным НИИ Клинической медицины за медицинскую помощь, оказанную в январе 2021 года, оформлены заключениями N 06_55 от 08.02.2021 г. МЭК счета N 4 от 31.01.2021 г., N 06_56 от 08.02.2021 г. МЭК счета N 7 от 31.01.2021 г., N 06_58 от 08.02.2021 г. МЭК счета N 9 от 31.01.2021 г., N 06_59 от 08.02.2021 г. МЭК счета N 11 от 31.01.2021 г., N 06_60 от 08.02.2021 г. МЭК счета N 10 от 31.01.2021 г., N 06_61 от 08.02.2021 г. МЭК счета N 8 от 31.01.2021 г., N 06_62 от 08.02.2021 г. МЭК счета N 5 от 31.01.2021 г. (далее - Заключения 1).
В связи с допущенными в Заключениях 1 техническими ошибками Ангарский филиал ТФОМС Иркутской области письмом от 26.02.2020 г. N 02-76/21-11 привел Заключения 1 в соответствие с Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), являющегося Приложением 8 к Порядку N 36.
Результаты МЭК по реестрам счетов и счетам, представленным НИИ Клинической медицины за медицинскую помощь, оказанную в феврале 2021 года, оформлены заключениями N 06_139 от 10.03.2021 г. МЭК счета N 17 от 28.02.2021 г" N 06_140 от 10.03.2021 г. МЭК счета N 13 от 28.02.2021 г" N 06_141 от 10.03.2021 г. МЭК счета N 16 от 28.02.2021 г., N 06_142 от 10.03.2021 г. МЭК счета N 19 от 28.02.2021 г., N 06_143 от 10.03.2021 г. МЭК счета N 18 от 28.02.2021 г., N 06_144 от 10.03.2021 г. МЭК счета N 16 от 28.02.2021 г.
При таких обстоятельствах, вопреки утверждению апеллянта, у ТФОМС Иркутской области отсутствовали правовые основания не проведения МЭК по указанным реестрам счетов и счетам.
Таким образом, Ангарский филиал ТФОМС Иркутской области правомерно провел МЭК реестров счетов, счетов, предоставленных НИИ Клинической медицины за медицинскую помощь, оказанную в январе, феврале 2021 года в рамках возложенных Федеральным законом N 326-ФЗ, Договором, руководствуясь положениями Порядком N 36, который в оспариваемый период не был отменен и являлся действующим и соответствующим образом оформил его результаты заключениями в рамках которого правомерно осуществил установление соответствия сведений об объемах и стоимости оказанной застрахованным лицам медицинской помощи на основании представленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям Договоров, программам ОМС, объемам предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.
Довод НИИ Клинической медицины о том, что с 01.01.2021 г. и до момента утверждения Минздравом России и ФФОМС порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также форм заключений соответственно, необходимо при оплате медицинской помощи руководствоваться результатами медико-экономической экспертизы (далее - МЭЭ) и экспертизы качества медицинской помощи (далее - ЭКМП), проводимых страховыми медицинскими организациями, а также доводы об отсутствии полномочий у Ангарского филиала ТФОМС Иркутской области проводить МЭК и выносить Заключения, и о том, что полученные НИИ клинической медицины Заключения не подписаны уполномоченными лицами Ангарского филиала ТФОМС Иркутской области и не скреплены печатью Ангарского филиала ТФОМС, судом первой инстанции обоснованно отклонены с приведением мотивов такого отклонения со ссылкой на доказательства, представленные в материалы дела, и подлежащие применению в данном случае нормы права.
Кроме того, судом обоснованно принято во внимание, что заявитель не оспаривает часть удовлетворенных Ангарским филиалом ТФОМС Иркутской области Заключений за январь-апрель 2021 года, в сумме 140 685 995,50 руб., по которым были проведены МЭК реестров счетов, счетов МУЗ ДО НИИ Клинической медицины за, оказанную медицинскую помощь по тому же порядку, теми же должностными лицами, что оспариваемые Заключения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
Международным учреждением здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины по платежному поручению от 22.07.2021 года N 1182 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 13 500 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 22.07.2021 года N 1182 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 12 000 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2021 года по делу N А19-5945/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Международному учреждению здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины (ОГРН 1023801540950, ИНН 3811052051) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 12 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5945/2021
Истец: Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области