г. Хабаровск |
|
07 сентября 2021 г. |
А73-3845/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Кучерявый Д.В., представитель по доверенности от 07.06.2021 N 6/6063;
от администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края: Юферев В.С., представитель по доверенности, представлено служебное удостоверение;
от третьих лиц: Совета депутатов сельского поселения "Село Некрасовка": Юферев В.С., представитель по доверенности от 12.04.2021; общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная специализированная служба": Плющай А.А., директор;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 15.06.2021
по делу N А73-3845/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
к администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края
об оспаривании бездействия
третье лицо: Совет депутатов сельского поселения "Село Некрасовка"; общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная специализированная служба"
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - заявитель, Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация с. Некрасовка) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения "Село Некрасовка" в непринятии мер по внесению изменений пункта 3.6, пункта 4.1, подпункта 8 пункта 4.2, подпункта 9 пункта 4.2, пункта 4, пункта 5.2, подпунктов 2, 8 пункта 8.1, пункта 8.4 решения Совета депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" от 15.11.2018 N 10-2 "Об утверждении положения о порядке деятельности общественных кладбищ и правилах содержания мест погребения, расположенных на территории сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района, в части не приведения на соответствие действующему законодательству.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Совет депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" (далее - Совет депутатов), общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная специализированная служба" (далее - ООО "ММСС").
Решением суда от 15.06.2021 в удовлетворении заявленного антимонопольным органом требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, Хабаровское УФАС России обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что нахождение общественных кладбищ в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним организационно-распорядительной или административно-хозяйственной функции, противоречит законодательству о похоронном деле. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель антимонопольного органа на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Единый представитель администрации, Совета депутатов, в заседании суда, а так же в представленном отзыве, выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Представитель ООО "ММСС" в представленном отзыве и в судебном заседании, не согласившись с доводами жалобы, просил оставить решение суда без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзывов на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что по результатам поступившего заявления на действия администрации, Хабаровское УФАС России пришло к выводу о нарушения администрацией сельского поселения "Село Некрасовка" частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Так, положением о порядке деятельности общественных кладбищ и правилах содержания мест погребения, расположенных на территории сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" от 15.11.2018 N 10-2 и согласована Главой Администрации сельского поселения "Село Некрасовка" от 15.11.2018 N 10-2, ООО "ММСС" делегирована часть контрольно-распорядительных (властных) полномочий органа местного самоуправления, в частности:
-копка могил на территории кладбища осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела (пункт 3.6);
-проезд специализированного транспорта, предназначенного для проведения обряда похорон, а также осуществляющего уборку и благоустройство кладбища или мест захоронения допускается с разрешения выдаваемого специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 4.1);
-въезжать на территорию кладбища на автомобильном транспорте без соответствующего разрешения, выданного специализированной службой по вопросам похоронного дела (подпункт 8 пункта 4.2);
-погребение, осуществленное без получения разрешения на захоронение (подпункт- 9 пункта 4.2);
-посетители - инвалиды и престарелые могут пользоваться легковым транспортом для проезда на территорию кладбища с разрешения представителя специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 4);
-в соответствии с пунктом 5.1 Положения погребение на территории кладбища осуществляется только после выдачи разрешения на захоронение. При этом пунктом 5.2 Положения разрешение на захоронение выдается администрацией сельского поселения в соответствии с административным регламентом, после предоставления акта согласования времени и места погребения со специализированной службой по вопросам похоронного дела;
- в соответствии с пунктом 8.1 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела обеспечивает копку могил (подпункт 2), регистрацию и учет захоронений (подпункт 8);.
- также специализированная служба по вопросам похоронного дела обязана отслеживать случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг юридическими и физическими лицами и сообщать о них в органы местного самоуправления или в соответствующие надзорные органы (пункт 8.4).
Между тем, поскольку ООО "ММСС" по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления, в данном случае общество является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги, то общество не может быть наделено функциями и правами органов местного самоуправления.
Полагая бездействие администрации в непринятии мер по внесению изменений в пункт 3.6, пункт 4.1, подпункт 8 пункта 4.2, подпункт 9 пункта 4.2, пункт 4, пункт 5.2, подпункты 2, 8 пункта 8.1, пункт 8.4 решения Совета депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" от 15.11.2018 N 10-2 "Об утверждении положения о порядке деятельности общественных кладбищ и правилах содержания мест погребения, расположенных на территории сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района, в части не приведения в соответствие с действующим законодательством является незаконным, поскольку не соответствует части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", антимонопольный орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, в настоящем случае, антимонопольным органом выбран ненадлежащий способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Закон N 8-ФЗ, Закон о погребении), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
В пункте 1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25, статьи 29 Закона N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления.
Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами.
Согласно положениям статей 34, 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования, а именно Совет депутатов является высшим органом в структуре органов местного самоуправления его важнейшей функцией является нормотворчество, обеспечивающее регулирование всех основных сфер жизнедеятельности в муниципальном образовании на основе принципов законности, свободного обсуждения вопросов и самостоятельного принятия решений, гласности и равноправия депутатов.
В силу статей 1, 3 Регламента Совета депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" от 21.04.2005 N 16 (далее - Регламент N 16) Совет депутатов является представительным органом сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Хабаровского края, Уставом сельского поселения, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В пределах своей компетенции Совет депутатов также осуществляет контрольные функции. Совет депутатов осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Хабаровского края, Хабаровского муниципального района, Уставом сельского поселения, правовыми актами Совета депутатов, настоящим Регламентом.
Совет депутатов осуществляет свои полномочия исключительно в коллегиальном порядке. Деятельность Совета депутатов основывается на принципах: законности; гласности; учета общественного мнения; коллективного, свободного и равноправного обсуждения и решения вопросов, отнесенных к его компетенции.
Решения Совета депутатов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории сельского поселения предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также органами местного самоуправления, выборными и другими должностными лицами, и гражданами.
Советом депутатов приняты нормативно правовые акты, в частности: решения Совета депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 26.07.2018 N 311 - 75 "Об утверждении положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края" и от 15.11.2018 N 10-2 "Об утверждении Положения о порядке деятельности общественных кладбищ и правилах содержания мест погребения, расположенных на территории сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края" предварительно прошедшие правовую экспертизу в органах прокуратуры.
При этом, согласно части 1 статьи 42 Регламента N 16 правом внесения проектов решений на рассмотрение Совета депутатов (правом правотворческой инициативы) обладают депутаты Совета депутатов, глава сельского поселения, прокуратура Хабаровского района Хабаровского края, инициативная группа граждан минимальной численностью не более 3 процентов от числа жителей сельского поселения, обладающих избирательным правом, органы территориального общественного самоуправления.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, на администрацию поселения не возложена безусловная обязанность по внесению правотворческой инициативы по внесению дополнения, изменения в ранее принятые Советом депутатов нормативные правовые акты, в связи с чем, антимонопольным органом выбран ненадлежащий способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц.
Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2021 по делу N А73-3845/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3845/2021
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "СЕЛО НЕКРАСОВКА" ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "Межмкниципальная специализированная служба", ООО "Межманиципальная специализированная служба", Пырлог Ф.В., Совет депутатов сельского поселения "Село Некрасовка"