06 сентября 2021 г. |
Дело N А84-670/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 сентября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Зарубина А.В. и Рыбиной С.А., при ведении протокола и аудиозаписи секретарём судебного заседания: Колбасовой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Севастопольский Автодор" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 декабря 2020 года по делу N А84-670/2020,
по иску Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
к Государственному бюджетному учреждению "Севастопольский Автодор"
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Департамента финансов города Севастополя
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от Государственного бюджетного учреждения "Севастопольский Автодор" - Клокотин Александр Николаевич, представитель по доверенности от 07.04.2021 N 22, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению "Севастопольский Автодор" (далее - ГБУ "СевАвтодор") о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии из бюджета города Севастополя в сумме 114 615 659,19 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25 декабря 2020 года по делу N А84-670/2020 иск удовлетворен в полном объеме.
Взыскано с Государственного бюджетного учреждения "Севастопольский Автодор" в пользу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя 114 615 659,19 руб.
Взыскана с Государственного бюджетного учреждения "Севастопольский Автодор" в доход федерального бюджета 200 000,00 руб. государственная пошлина.
Не согласившись с указанным решением суда, Государственное бюджетное учреждение "Севастопольский Автодор" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела.
Определением арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции, назначено судебное заседание на 03.03.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
25.02.2021 от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя поступил отзыв на апелляционную жалобу.
03.03.2021 от Государственного бюджетного учреждения "Севастопольский Автодор" поступило ходатайство об отложении судебного заседания для урегулирования спора мирным путем.
В судебном заседании, назначенном на 03.03.2021, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, представитель истца с ее доводами не согласился и возражал против их удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Определением (протокольным) арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021, с целью реализации лицами, участвующими в деле, права на урегулирование спора путем применения примирительных процедур, судебное заседание отложено на 28.04.2021.
26.04.2021 от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя поступило ходатайство об отложении судебного заседания с целью урегулирования спора мирным путём.
28.04.2021, представители сторон поддержали доводы заявленные ранее. Представитель третьего лица не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Определением (протокольным) арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021, с целью реализации лицами, участвующими в деле, права на урегулирование спора путем применения примирительных процедур, судебное заседание отложено на 09.06.2021.
08.06.2021 от Государственного бюджетного учреждения "Севастопольский Автодор" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
В судебном заседании, назначенном на 09.06.2021, представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился и возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Определением (протокольным) арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021, с несменяемостью состава суда, судебное заседание отложено на 28.07.2021.
27.07.2021 от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя поступили письменные пояснения относительно вопроса о применении примирительных процедур для разрешения спора.
Определением арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 произвести замену судьи Чертковой И.В. на судью Баукину Е.А. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебное заседание, назначенное на 28.07.2021, представители сторон не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Определением (протокольным) арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021, с целью реализации лицами, участвующими в деле, права на урегулирование спора путем применения примирительных процедур, судебное заседание отложено на 30.08.2021.
30.08.2021 поступило ходатайство Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Определением заместителя председателя арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 произведена замена судьи Баукиной Е.А. на судью Зарубина А.В.
В судебном заседании, назначенном на 30.08.2021, представитель ответчика заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с продолжительностью процедуры урегулирования спора путем использования примирительных процедур.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 159, частями 3 статьи 268 АПК РФ в удовлетворении ходатайства ГБУ "Севастопольский Автодор" отказал, в связи с тем, что процедура примирения осуществляется достаточно продолжительное время, что противоречит соблюдению разумных сроков рассмотрения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явился, в связи с чем, в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, поскольку стороны надлежащим образом извещены в порядке статей 121-123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела.
Законность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Между Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее - Департамент, Учередитель) и Государственным бюджетным учреждением "Севастопольский Автодор" (далее - Учреждение) заключено соглашение от 10.01.2018 N 1-С/18 "О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление строительного контроля по объектам капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, осуществление функций по предоставлению Государственных услуг (выдача согласований и разрешений на перевозку крупногабаритных, опасных и тяжеловесных грузов по дорожным сооружениям) и функций по выдаче технических условий и согласований проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт пересечений автомобильных дорог общего пользования и примыканий к ним, по уплате налогов, в качестве объекта налогообложения которых признается недвижимое и движимое имущество, переданное учреждению на праве оперативного управления" (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1 Соглашения предметом соглашения является предоставление Учредителем субсидии из бюджета города Севастополя на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление строительного контроля по объектам капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, осуществления функций по предоставлению Государственных услуг (выдача согласований и разрешений на перевозку крупногабаритных, опасных и тяжеловесных грузов по дорожным сооружениям) и функций по выдаче технических условий и согласований проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт пересечений автомобильных дорог общего пользования и примыканий к ним, по уплате налогов, в качестве объекта налогообложения которых признается недвижимое и движимое имущество, переданное учреждению на праве оперативного управления (далее - государственное задание) в 2018 году и плановом периоде 2019-2020 годы в сумме 2 266 700 300,00 руб., в том числе, по годам: 2018 год - 794 000 000,00 руб.; 2019 год - 746 725 100,00 руб.; 2020 год - 725 975 200,00 руб.
В соответствии с пунктом 2 Соглашения Учредитель обязуется: определять размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее - Субсидия) с учетом нормативных затрат на выполнение работ, определенных в соответствии с порядком определения нормативных затрат на выполнение работ и нормативных затрат на содержание имущества городских государственных учреждений; перечислять Учреждению Субсидию в суммах и в соответствии с графиком перечисления Субсидии, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (приложения N 1, 2, 3, 4, 5 к настоящему Соглашению) по факту оказания услуг (выполнения работ) на основании отчетов о выполнении государственного задания в течение 6 рабочих дней после получения заявки на финансирование.
В случае если по результатам анализа отчетов о выполнении государственного задания установлено, что Учреждение не обеспечило выполнение плановых значений объемов оказания услуг (выполнения работ), плановых значений показателей качества оказания услуг (выполнения работ), указанных в государственном задании, Субсидия предоставляется Учреждению в порядке, установленном Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания государственными учреждениями города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 15.01.2015 N 07-ПП; не уменьшать предоставленную на выполнение государственного задания субсидию в течение срока его выполнения без соответствующего изменения государственного задания; рассматривать предложения Учреждения по вопросам, связанным с исполнением настоящего соглашения, и сообщать о результатах их рассмотрения в срок не более 1 месяца со дня поступления указанных предложений.
Учредитель вправе: перечислять Субсидию не реже одного раза в квартал в суммах, установленных приложениями 1, 2, 3, 4, 5 к Соглашению; перечисление платежа, завершающего выплату субсидии текущем финансовом году, в 4 квартале осуществляется после предоставления Учреждением предварительного отчета о выполнении государственного задания в части показателей объема оказания государственных услуг, выполнения работ в текущем финансовом году по форме отчета о выполнении государственного задания в срок, установленный Учредителем государственным заданием; изменять размер предоставляемой в соответствии с настоящим Соглашением Субсидии в случае изменения в государственном задании показателей, характеризующих объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ); в случае невыполнения государственного задания в полном объеме принимать решение о возврате или перераспределении остатка Субсидии в порядке, установленном Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания государственными учреждениями города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 15.01.2015 N 07-1111.
В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения Учреждение обязуется: для получения Субсидии предоставлять в Департамент заявку на финансирование по форме согласно приложению N 7 к настоящему Соглашению, заявка на остаток Субсидии предоставляется не позднее одного рабочего дня после даты согласования отчета Учредителем; осуществлять использование Субсидии в целях выполнения работ в соответствии с требованиями к качеству и объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании; своевременно в 5-ти дневный срок информировать Учредителя об изменении условий оказания услуг (выполнения работ), которые могут повлиять на изменение размера Субсидии; представлять отчет о выполнении государственного задания и иные документы, необходимые для обеспечения контроля за расходованием бюджетных средств, в сроки, установленные государственным заданием. В случае невыполнения запланированных показателей объема и качества оказания услуг (выполнения работ) Учреждение предоставляет пояснительную записку к отчету о выполнении государственного задания и использования бюджетных ассигнований из бюджета города Севастополя.
Пунктом 4 установлено, что Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2020.
27.12.2018 Учреждение представило в Департамент отчет о выполнении государственного задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Отчет).
При проверке Отчета было выявлено исполнение государственного задания не в полном объеме, о чем Учреждение было проинформировано письмом Департамента от 26.06.2019 N 2962/01-12-03.2-26/02/19 и о необходимости возврата неизрасходованных средств субсидии, предоставленной по Соглашению.
Департамент письмом от 26.06.2019 N 2962/01-12-03.2-26/02/19 в связи с недостижением в 2018 году целевых показателей по некоторым разделам государственного задания направил требование о возврате неизрасходованных средств субсидии, предоставленной по Соглашению в следующих размерах: по исполнению ремонта автомобильных дорог в размере 109 108 210,19 руб.; по исполнению работ по строительному контролю - 5 507 449,00 руб.
Общая сумма неизрасходованных средств субсидии составляет 114 615 659,19 руб.
В ответ на требование Учреждение письмом от 27.06.2019 N 2196 подтвердило неполное исполнение государственного задания и просило перенести неисполненные объемы и включить в соответствующее государственное задание на 2019 год.
В подтверждение выполнения неисполненного государственного задания 2018 года в 2019 году ответчик предоставил акты приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненных строительством (возведением), реконструкцией, капитальным ремонтом или ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений, отчет о выполнении государственного задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Истец в исковом заявлении указал, что перенос неисполненных объемов государственного задания 2018 года на 2019 год согласован Департаментом без переноса объемов неизрасходованных средств субсидии.
Учреждение, в соответствии с абзацем 1 пункта 6.3 постановления Правительства Севастополя от 04.02.2019 N 43-ПП "О мерах по реализации Закона города Севастополя от 25.12.2018 N 466-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" обязано возвратить остатки субсидии, предоставленной в отчетном финансовом году из бюджета города Севастополя на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в объеме, соответствующем недостигнутым показателям (превышения допустимого (возможного) отклонения).
Однако Учреждение до настоящего времени не вернуло Департаменту неизрасходованные остатки субсидии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента с иском в суд.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Деятельность Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, как уполномоченного органа, регламентирована Положением, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 849-ПП (далее - Положение).
В силу подпункта 1 пункта 9.10 Положения Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание исполнительного органа и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора (администратора) доходов бюджета города Севастополя.
Правовая основа и деятельность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета регламентирована Бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - БК РФ).
В силу статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ.
Пункт 1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 62 БК РФ.
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 158 БК РФ контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении, обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно п. 1, 10 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 158 БК РФ Департамент как главный распорядитель бюджетных средств обязано обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также осуществлять контроль в сфере своей деятельности.
Судом установлено, что Департаментом, осуществляющим в отношении Учреждения полномочия учредителя, главного распорядителя средств бюджета города Севастополя, утверждено государственное задание на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 год.
Финансирование государственного задания осуществлено в соответствии с Соглашением.
Государственным заданием на 2018 год на оказание государственных услуг Учреждения в соответствии со статьей 69.2 БК РФ установлены показатели, характеризующие содержание, условия (формы) и объем государственных услуг, выполняемых работ.
Наименование государственных услуг указано в соответствии с приказом Департамента финансов города Севастополя от 29.06.2018 N 135 "Об утверждении регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ города Севастополя".
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения города Севастополя (далее - Автомобильные дороги), подлежащих ремонту в 2018 году, утвержден приказом Департамента от 29.12.2017 N 399-о "Об утверждении перечня объектов по реализации мероприятия 1.2 "Ремонт автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" государственной программы города Севастополя "Развитие транспорта и дорожнотранспортной инфраструктуры города Севастополя на 2017 -2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1090-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие транспорта и дорожнотранспортной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2020 годы" на 2018 год", и актуализирован приказом Департамента от 29.12.2018 N 339-о "О внесении изменений в приказ от 29.12.2017 N399-о "Об утверждении перечня объектов по реализации мероприятия 1.2 "Ремонт автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" государственной программы города Севастополя "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя на 2017 -2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N1090 - ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя на 2017 -2020 годы" на 2018 год".
Государственная услуга (7.1.3) "Проведение строительного контроля заказчиком, застройщиком при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства" в государственное задание Учреждения включена работа "Строительный контроль при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
Перечень объектов, в отношении которых Учреждение обязано осуществлять строительный контроль в рамках государственного задания в 2018 году, указан в пункте 3.2.1.
Финансовое обеспечение исполнения государственных работ по ремонту Автомобильных дорог и работ по осуществлению строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства обеспечено Департаментом в рамках Соглашения.
Учреждением в Департамент был представлен отчет от 27.12.2018 в соответствии с пунктом 12 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания государственными учреждениями города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 15.01.2015 N 07-ПП (ред. от 09.11.2017) "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями города федерального значения Севастополя" (далее - Порядок).
При проверке Отчета на основании заключения Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 24.05.2019 N 786 было выявлено исполнение государственного задания не в полном объеме.
Согласно пункта 6 статьи 69.2 БК РФ Государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
Пунктом 15 Порядка также установлено, что в случае если на основании итогового отчета о выполнении государственного задания установлено, что государственное задание выполнено не в полном объеме, исполнительный орган государственной власти города Севастополя, осуществляющий формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания, принимает меры по частичному или полному возврату субсидии в размере, определенном исходя из количества фактически не оказанных услуг (невыполненных работ). По решению соответствующего исполнительного органа государственной власти фактически не оказанные услуги (невыполненные работы) включаются в государственное задание на очередной финансовый год без включения в общий объем субсидии в очередном финансовом году. В данном случае субсидия в размере, определенном исходя из количества фактически не оказанных услуг (невыполненных работ), возврату не подлежит.
Материалами дела установлено, что во исполнение указанной нормы Департамент направил в адрес ответчика требование о необходимости возврата неизрасходованных средств субсидии.
Письмом от 27.06.2019 N 2196 ответчик уведомил Департамент о том, что работы, которые были обеспечены финансированием, частично или полностью выполнены и приняты. Учреждением произведены оплаты за выполненные объемы из средств остатков на 01.01.2019. Ответчик попросил включить в государственное задание на 2019 год объекты на общую сумму 89 500 639, 99 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 04.02.2019 N 43- ПП (в редакции от 29.04.2019) "О мерах по реализации Закона города Севастополя от 25.12.2018 N 466-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Постановление N 43-ПП) с целью возврата не использованных на 1 января 2019 г. остатков субсидий исполнительные органы государственной власти города Севастополя, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений города Севастополя, обеспечивают: в срок не позднее 20 февраля 2019 г. представление заявок (обращений) государственными бюджетными и автономными учреждениями города Севастополя о подтверждении наличия потребности в не использованных на 1 января 2019 г. остатках средств субсидий, предоставленных в отчетном финансовом году из бюджета города Севастополя в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ и в соответствии со статьей 78.2 БК РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности города Севастополя (пункт 6.1 Постановления N 43 -ПП); в срок не позднее 25 февраля 2019 г. принятие решения о наличии (отсутствии) потребности в дальнейшем использовании остатков средств, указанных в пункте 6.1 Постановления N 43-ПП (пункт 6.2 Постановления N 43-ПП); в срок до 1 мая текущего финансового года возврат государственными бюджетными и автономными учреждениями города Севастополя в бюджет города Севастополя остатков субсидий, предоставленных в отчетном финансовом году из бюджета города Севастополя на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), в объеме, соответствующем недостигнутым показателям (превышения допустимого (возможного) отклонения), установленным государственным заданием на основании решения учредителя, а также в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году не подтверждено (пункт 6.3 Постановления N 43 - ПП).
Согласно пункту 2.2.4 Соглашения в случае невыполнения государственного задания в полном объеме принимать решение о возврате или перераспределении остатка Субсидии в порядке, установленном Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания государственными учреждениями города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 15.01.2015 N 07-ПП.
В целях контроля целевого и эффективного использования бюджетных средств стороны предусмотрели в Соглашении порядок и форму отчетности, а также ответственность получателя бюджетных средств.
Согласно Соглашению ответчик принял на себя обязательства по использованию субсидии в соответствии с условиями договора. При этом, сторонами согласовано, что получателем субсидии осуществляется возврат субсидии по требованию распорядителя в случаях, указанных в пункте 2.2.4 Соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Судом установлено, что Доказательства обращения ГБУ "Севастопольский Автодор" к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя с заявкой о подтверждении наличия потребности в не использованных на 01.01.2019 остатках средств субсидий, предоставленных в отчетном финансовом году из бюджета города Севастополя в материалы дела не предоставлены, как и доказательства принятия решения о наличии (отсутствии) потребности в дальнейшем использовании остатков средств, указанных в пункте 6.1 Постановления N 43-ПП. При этом, истец указывает, что перенос неисполненных объемов государственного задания 2018 года на 2019 год Департаментом согласован без переноса объема неизрасходованных средств субсидии.
Довод ответчика о применении к спорным правоотношениям разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036, суд считает несостоятельным, поскольку ответчик при его обосновании ссылается на приказ Департамента финансов г. Севастополя от 05.10.2018 N 185 "О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету города Севастополя, при составлении и исполнении бюджета города Севастополя начиная с бюджета на 2019 год", то есть, положения указанного документа применимы к правоотношениям по составлению и исполнению бюджета города Севастополя начиная с бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Ответчик расчет суммы долга не оспорил, доказательства возврата денежных средств не представил.
Таким образом, суд пришел к выводу о доказанности истцом факта ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязательств по возврату денежных средств, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 декабря 2020 года по делу N А84-670/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Севастопольский Автодор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-670/2020
Истец: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение "Севастопольский Автодор"
Третье лицо: Департамент финансов города Севастополя