г. Самара |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А55-30690/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Николаевой С.Ю., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01.09.2021 в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2021 по делу N А55-30690/2020 (судья Агеенко С.В.), возбужденному исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г.Самара, к акционерному обществу "Взаимное доверие" (ИНН 6321297266, ОГРН 1126320014810), г.Тольятти Самарской области,
о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ПАО "Т Плюс" - Сорокина Ю.П. (доверенность от 02.04.2021),
от АО "Взаимное доверие" - Бирюкова М.Н. (доверенность от 22.01.01),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Взаимное доверие" (далее - АО "Взаимное доверие") задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячей воды от 09.12.2015 N 35200к за апрель-июнь 2020 года в сумме 661 136 руб. 25 коп.
Решением от 11.05.2021 по делу N А55-30690/2020 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении исковых требований отказал.
ПАО "Т Плюс" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
АО "Взаимное доверие" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель ПАО "Т Плюс" апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель АО "Взаимное доверие" просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) и ОАО "Взаимное доверие" (потребитель) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 09.12.2015 N 35200к, по которому теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель - принимать и оплачивать поставляемые энергоресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
В соответствии с п.4.1 и 4.4 договора потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии и стоимость горячей воды в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение договорных обязательств ПАО "Т Плюс" в апреле-июне 2020 года поставило тепловую энергию и направило в АО "Взаимное доверие" акты поданной-принятой тепловой энергии от 30.04.2020 N 7600521612/7200, от 31.05.2020 N 7600527219/7200, от 30.06.2020 N 7600531753/7200, счета-фактуры от 2930.04.2020 N 7600521612/7200, от 31.05.2020 N 760527219/7200, от 30.06.2020 N 760531753/7200 на общую сумму 5 458 410 руб. 85 коп.
АО "Взаимное доверие" не приняло к оплате тепловую энергию в объеме 425,442 Гкал на сумму 661 136 руб. 25 коп.
Изложенное послужило основанием для обращения ПАО "Т Плюс" с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п.1 ст.548 ГК РФ).
Из п.1.2 договора следует, что потребитель является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в приложении N 3 к договору, и приобретает тепловую энергию и горячую воду в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
В случае, когда подача потребителю через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирным домах, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (п.10 ч.1 ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Поскольку отношения сторон сложились по поводу поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв.Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124; далее - Правила N 124).
В силу прямого указания п.13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Согласно ч.5 ст.9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с п.87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075), Органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2017 N 862 установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) и закрытой системе горячего водоснабжения для филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс".
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду установлен в разделе VII Приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с п.26 Приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 Приложения 2 к Правилам N 354.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Норматив расходы тепловой энергии на подогрев воды утвержден приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 119, на территории г.о.Тольятти применяется с 01.01.2018 и для многоквартирных домов с неизолированными стояками и полотенцесушителями составляет 0,068 Гкал/куб.м.
Указанный порядок не противоречит ч.1 ст.157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Данная правовая позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601.
Таким образом, размер платы за горячую воду, использованную в целях содержания общего имущества для отдельного помещения, определяется исходя из объема коммунального ресурса, рассчитанного как произведение норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 121, и площади помещений, входящих в состав общего имущества.
Согласно произведенному ПАО "Т Плюс" расчету объем тепловой энергии, использованной на нужды ГВС, определяется исходя из объема теплоносителя, определенного по показаниям общедомового прибора учета теплоносителя, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Таким образом, итоговые значения объемов тепловой энергии, предъявленных к оплате в рассматриваемый период, соответствуют показаниям общедомовых приборов учета, что не соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, указанной в обзоре судебной практики N 5 (2017), согласно которой объем тепловой энергии на нужды ГВС определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета.
В формулах 23, 24 Приложения N 2 к Правилам N 354 значения общедомового прибора учета теплоносителя не предусмотрено.
Определение объема тепловой энергии на отопление согласно расчетному методу истца возможно при одновременном соблюдении следующих условий: в многоквартирном доме открытая система теплоснабжения, узел учета тепловой энергии многоквартирного дома общедомовым прибором учета, учитывающим общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
АО "Взаимное доверие" указывает, что в управляемых им многоквартирных домах объем тепловой энергии, поступивший в систему горячего водоснабжения, определяется прибором учета отдельно от объема тепловой энергии, поступившей в систему отопления дома. То есть, общедомовые приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения. Кроме того, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению установлен для потребителей равномерно в течение всего календарного года на основании Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.09.2012 N 207. Доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, в отношении МКД, находящихся в управлении АО "Взаимное доверие", при определении объемов тепловой энергии для целей отопления неправомерно применять пп.8 п.42(1) Правил N 354.
Аналогичный правовой подход сформирован правоприменительной практикой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2021 по делу N А55-17595/2020, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.03.2021 по делу N А82-18310/2019).
Более того, объемы коммунальных ресурсов, предъявляемых теплоснабжающей организацией к оплате потребителю, документально не подтверждены.
Поскольку установленный порядок расчета не предполагает установление платы за тепловую энергию исходя из объема теплоносителя, определяемого на основании показаний общедомового прибора учета теплоносителя и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомовых приборов учета отсутствуют.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитан потребителем по установленной методике и полностью оплачен, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Спор о сверхнормативном ОДН (на что ссылается ПАО "Т Плюс" в апелляционной жалобе) в данном случае отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Ссылка ПАО "Т Плюс" на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ПАО "Т Плюс".
Поскольку ПАО "Т Плюс" не представило доказательства уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции взыскивает с него в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 102, 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2021 года по делу N А55-30690/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30690/2020
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: АО "Взаимное доверие"